Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности управления инвестицией в Казахстане
Переход к рыночной экономике на основе новых экономических отношений должен обеспечиваться качественно новой инвестиционной политикой. Дело в том, что при новой системе отношений принципиально меняются источники инвестиции. Если в дореформенной системе экономика республики зависела от единого, строго централизованного источника - государственного бюджета СССР, то в условиях суверенного развития - ориентация на различные источники и главным образом на собственные. Управление инвестиционным процессом предполагает учет исторического опыта экономического развития Казахстана, а также новые возможности социально-экономического характера. В так называемый период перестройки общий уровень и темпы развития республики, ее качественное состояние значительно снизились, не соответствовали ее наличным и потенциальным возможностям и мировым тенденциям. В этот период существенных сдвигов в экономике не произошло. По многим основным показателям благосостояния Казахстан стоял ниже среднего для стран б. СССР уровня. Существенно отставали темпы роста производительности общественного труда и качество многих видов продукции. Мировому уровню соответствовало только 2-3% оборудования, а удельный вес затрат материалов, энергии примерно в 2-3 и более раз превышали мировые показатели. Особенностью управления инвестициями в тот период было то, что они ориентировались на промежуточную, а не на конечную продукцию. Основная часть инвестиции направлялась в производственную сферу. В объеме капитальных вложений подавляющую часть составляли средства производственного назначения, т.е. направлялись на производство средств производства, что, естественно приводило к диспропорции между первым и вторым подразделениями общественного производства. Это не могло не сказаться негативно на социальном положении общества. Инвестиционный процесс происходил в республике по многочисленным самостоятельным направлениям. Участники этого процесса были разобщены, а инвестиционный экономический механизм не нацеливал на достижение высоких конечных результатов. В республике строительство собственными силами вели более 50 различных министерств и ведомств. В практике использования инвестиций отсутствовали критерии оптимизации на уровне в целом республики, регионов, предприятий, отражающих в совокупном виде показатели технического перевооружения и реконструкции, эффективность, этапы и сроки их реализации. Учитывая недостатки управления инвестициями в прошлом, а также перспективы развития экономики Казахстана, исходя из анализа потенциальных возможностей народного хозяйства и новых тенденций социального прогресса, современная система управления должна предусматривать устранение кризисных тенденций, самостоятельный поиск и осуществление наиболее выгодных для Казахстана вариантов развития экономики. - в области использования инвестиций - нахождение и реализация с использованием научных разработок, изменения форм собственности и регулирования рыночных отношений самых выгодных вариантов; - в области методологии - ориентация всех звеньев экономики надостижение ее максимальной эффективности на всех уровнях -предприятия, региона, республики; - создание научной системы мотиваций и санкций по мере достижения эффекта или допущенного ущерба, прежде всего за счет развития рыночных отношений, охватывающих весь процесс расширенного воспроизводства. К особенностям управления инвестиционным процессом в Казахстане следует отнести обеспечение инвестиционной активности. Концепция поддержания относительно высокого уровня инвестиционной активности способствует социальной переориентации экономики республики, развитию материальной базы непроизводственной сферы, объектов социальной и производственной инфраструктуры. На переходном этапе особенностью управления структурными преобразованиями в республике является разумное использование механизмов государственного регулирования и источников финансирования этих преобразований в экономике. Одним из методов структурных преобразований можно назвать разработку и реализацию комплексной целевой программы развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Целью этих программ является решение проблемы не только роста объема производства, но и повышение качества и конкурентоспособности ее, постоянное снижение затрат на производство. Одним из механизмов воздействия на структурные процессы является инвестиционная политика. Она, прежде всего, связана с приоритетами структурной политики. Иначе говоря, основная масса инвестиций должна быть направлена на приоритетное развитие соответствующих отраслей, производства и сфер экономики. Эта приоритетность относится не только к государственным бюджетным и внебюджетным средствам /инвестиционные, инновационные, конверсионные и др. фонды/. Следует при этом учесть, что в число важнейших источников инвестиционных ресурсов входят: банковские кредиты, прибыль и амортизационные отчисления предприятий, средства иностранных инвесторов, кредиты зарубежных государств, международных финансовых организаций, частных компаний. Надо обратить внимание и на то обстоятельство, что важная роль в стимулировании производственного инвестирования приоритетных отраслей должна отводиться инвестиционному кредитованию, которое поддерживается государством. Еще одна особенность управления инвестиционным процессом в переходный период заключается в том, что в течение длительного времени в республике наблюдалась тенденция снижения фонда накопления в национальном доходе. А он является главным источником инвестиции. Поскольку фонд накопления уменьшается, поэтому сужается и источник инвестирования. Поэтому очевидным становится тот факт, что даже при максимальном привлечении всех внутренних источников страны необходимо использование иностранного капитала.
|