Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система методов






Во всем процессе, управления производством исключительную роль играет система методов, с помощью которой осуществляется конкрет­ное социально-экономическое развитие республики и реализация целей рыночной экономики. Переход к рыночной экономике ведет к корен­ному изменению содержания и характера методов управления произ­водством. Социально-экономический строй Республики Казахстан име­ет присущий ему экономический механизм, свои определенные формы хозяйственных отношений, которые основываются на политическом и экономическом суверенитете.

В методах управления выражаются специфические черты респуб­ликанского способа производства. Посредством их использования реа­лизуются цели и принципы управления экономикой республики. Метод управления неразрывно связан с целью управления. Именно цель управления определяет выбор методов, а совокупность целей арсенал методов.

Методы управления различаются с точки зренияих направленности (на что тот или иной метод воздействует), т.е. они должны иметь мотивационную характеристику. Это особенно важно знать менеджерам. Все методы управления, в конечном счете, адресованы людям, вовлечен­ным в рыночное производство и в органы управления. Поэтому базой для выделения тех или иных групп методов управления служит харак­теристика тех мотивов, которыми руководствуются менеджеры. Одну из них составляют методы, воздействующие на материальный интерес производителей товаров. Эту группу методов называют методами материальной мотивации. Кроме них имеется группа методов социальной мотивации (человеческий фактор, моральные и социальные интересы) и методы принудительной мотивации (административные воздействия).

Управление имеет дело с совокупностью методов, применяемых в соответствии с уровнем, масштабом и характером управляемого объек­та. В структуре экономики Казахстана можно выделить макро-, мезо- и микроструктурное построение. Микроуровень обычно охватывает раз­личные виды структур первичного звена общественного производства и образующих его подразделений. Кстати, надо подчеркнуть, что этот уровень является главным объектом менеджмента, поскольку он пред­ставляет материальную основу жизни общества. На мезоуровне рас­сматривают структуру крупных отраслевых и территориальных форми­рований производства, что собственно представляет собой объект ре­гионального менеджмента. При макроуровневом анализе изучают структуру всего народного хозяйства, включая такие, ее виды, как вос­производственная, территориальная, организационная и т.д.

В период формирования рыночных отношений в республике при­оритет в управлении принадлежит системе экономических методов. Эти методы воздействуют на производственный коллектив и на каждую личность через материальные интересы, побуждая их к выполнению требований рыночной системы хозяйствования. По этому поводу Ф. Энгельс писал, что " экономические отношения каждого данного об­щества проявляются, прежде всего, как интересы". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.18, с.271).

Важнейшим принципом рыночной экономики является свобода предпринимательства в сферах производства и товарного обращения. В этих условиях и регулирование деятельности товаропроизводителей, а также других субъектов рынка осуществляется преимущественно с помощью экономических методов: налогов, таможенных сборов, банков­ского процента, заработной платы, валютного курса, фиксированных цен и т.д. При этом целостная система экономических методов выпол­няет в условиях рыночной экономики следующие функции:
- регулирующую;

- балансирующую;

- распределительную;

- стимулирующую.

С помощью экономических методов регулируются структурные сдвиги в производстве и обмене товаров, объемы и направления инве­стиций, занятость, структуры экспорта и импорта товаров и другие процессы в экономике.

Одно из направлений более эффективного использования экономи­ческих методов в становлении и нормализации рынка состоит в диф­ференцированном подходе к отдельным отраслям и видам деятельно­сти. Эта дифференциация должна проявляться, прежде всего, в том, что приоритетные отрасли и производства, требующие усиления экономи­ческого стимулирования, должны иметь преимущества в части налого­вых и процентных ставок, уровня заработной платы, краткосрочных и долгосрочных кредитов.

Для достижения конечных целей формирования рыночных отно­шений необходимо, чтобы систему экономических методов управления на микроуровне (в сфере действия предпринимателей) привести в соответствие с требованиями эффективного и социально направленного рынка. Для этого требуется в процессе переходного периода завершить в республике национальную программу преобразования экономики и экономическую реформу (переход к открытой экономике с эффектив­ными формами реализации собственности; формирование инфраструк­туры внутреннего рынка, а также создание механизма равно выгодного экономического сотрудничества между государствами СНГ; преодоле­ние инфляции и введение устойчивой валюты).

В процессе перехода к рыночным отношениям в республике ис­пользуются различные методы управления экономикой - бюджетно-кредитные методы, национальные программы, методы индикативного планирования социально-экономического развития Казахстана, методы государственного регулирования и др.

 

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Индикативное планирование - это один из методов менеджмента (управления) на макроуровне. Оно представляет собой выработку науч­но обоснованных целей и приоритетов социально-экономического раз­вития Казахстана, системы параметров (индикаторов), соответствую­щих этим целям и приоритетам, и способов их достижения.

Индикативный алан обосновывает направления и методы реализа­ции государственной социально-экономической политики в условиях рыночной экономики при соблюдении прав и интересов регионов, предприятий и всех граждан республики.

Индикативный план разрабатывается в целом по республике, мини­стерствам, ведомствам, национальным компаниям в разрезе отраслей народного хозяйства и форм собственности. Планы названных структур управления должны содержать информацию в разрезе отраслей народ­ного хозяйства, областей и крупных городов.

Система индикативных планов включает стратегический (долгосрочный), среднесрочный (основной) и текущий (годовой) планы.

Стратегический план разрабатывается на 10-15 лет и определяет долгосрочные цели, задачи и приоритеты развития экономики респуб­лики, этапы достижения и необходимые изменения в социально-экономической политике.

Среднесрочный план (до 5 лет) определяет социально-экономическую политику и систему регуляторов, направленных на реа­лизацию долгосрочных целей и задач на соответствующем этапе разви­тия обеспечивает конкретизацию параметров, заложенных в стратеги­ческом плане и отражает в количественном выражении комплекс ме­роприятий в экономике и социальной сфере.

Текущий (годовой) план направлен на достижение текущей макро-­

экономической сбалансированности, уточнение системы регуляторов и конкретных мер в соответствии с направлениями экономической поли­тики и с учетом хозяйственной ситуации.
Стратегический план включает следующие разделы:

- анализ социально-экономической ситуации;

- концепция социально-экономического развития;

- основные макроэкономические показатели;

- национальные программы.

Анализ социально-экономической ситуации должен раскрывать со­стояние производственного потенциала, внутренних и внешних тенден­ций развития экономики, результативности системы государственных регуляторов, качественного содержания и динамики производительных сил, а также факторов, влияющих на эти процессы, и сопоставления с развитием мировой экономики.

В концепции социально-экономического развития обосновываются цели и приоритеты государственной социально-экономической полити­ки, способы их достижения в виде рекомендуемых мер прямого и кос­венного государственного регулирования.
В концепции социально-экономического развития обосновывается перечень национальных программ, направленных на реализацию по­ставленных целей.

Основные макроэкономические показатели содержат прогнозируе­мые темпы экономического роста, структуру общественного производ­ства, основные народнохозяйственные пропорции, оценку финансовых возможностей государства, предприятий и населения.

 

 

ИНДИКАТИВНЫЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА

Одной из управленческих функций б. Министерства экономики и торговли Республики Казахстан являлась разработка индикативного плана социально-экономического развития РК, в том числе развернуто­го плана мероприятий Правительства РК по углублению реформ. Правительство РК твердило порядок разработки и реализации индикатив­ных планов и Минэкономики представило проект на 1997 год в Прави­тельство РК.

Кабинет Министров РК утвердил (сентябрь 1996г) индикативный план социально-экономического развития РК и основные показатели прогноза. Одновременно были разработаны отраслевые и региональ­ные индикативные планы.

Индикативный план социально-экономического развития Казахста­на разработан на 1996-2000 годы. Он содержит аналитическую часть, которая охватывает итоги реформирования экономики Казахстан в 1990-1995 годах. Дан подробный анализ эволюции процесса реформ в республике, макроэкономическому аспекту, производственной и соци­альным сферам, системным преобразованиям и состоянию платежного баланса.

Всесторонний и скрупулезный анализ социально-экономического развития республики, наметившиеся тенденции в этом процессе позво­лили прогнозировать основные цели, задачи и направления экономиче­ской политики на 1996-2000 годы. По этому индикативному плану со­храняется стратегическая цель интенсивного развития экономики, пре­одоления структурного и технического отставания, эффективного ис­пользования национальных преимуществ республики. Эти преимущест­ва заключаются в достаточно высоком по сравнению со многими стра­нами мира уровне образования, в богатых минерально-сырьевых и зе­мельных ресурсах.
Основной целью первого этапа (199б-1998гг.) определено преодо­ление падения жизненного уровня населения и создание реальных предпосылок его дальнейшего подъема. На этом этапе намечено реше­ние вопросов институциональных преобразований, создания необходи­мых элементов рыночной инфраструктуры.

На втором этапе (1999-2000 гг.) предусматривается создание пред­посылок для оживления экономического роста и структурной пере­стройки экономики, что станет основой для быстрого развития произ­водства в последующие годы. Намечаемое оживление в инвестиционной деятельности республики в силу продолжительности инвестиционного цикла сможет принести реальную отдачу в виде прироста производства продукции и услуг только в последующие два - три года.

Определенные выше цели конкретизируются в задачах, выполняе­мых на двух этапах. На первом этапе ими являются:

- обеспечение политической и социальной стабильности в стране;

- достижение устойчивой макроэкономической стабильности, по­давление инфляции, создание реальных предпосылок оживления экономики дальнейшего экономического роста;
- обеспечение стабильности курса тенге, его конвертируемости;
- совершенствование и обеспечение стабильности налоговых и та­моженных режимов; укрепление позиции частного банковского сектора, способного гарантировать инвестиции;
- реформирование предприятий, включающее комплекс мер по тех­ническому перевооружению, ресурсосбережению, совершенствова­нию организации производства, торговли и управления;
- создание стимулирующих условий для более активного и динамич­ного развития частного предпринимательства и формирования конкурентной среды;

- создание системы информационных услуг;

- создание условий для увеличения притока прямых иностранных инвестиций, повышение эффективности использования привле­каемого иностранного капитала;

- совершенствование порядка регулирования и контроля цен на продукцию предприятий монополистов;
- совершенствование системы оплаты труда и социальной защиты населения и ряд других задач.
На втором этапе социально-экономического развития республики в соответствии с его целью сформированы следующие задачи:

- активизация государственной поддержки структурной перестрой­ки экономики посредством стимулирования инвестиций в высоко­эффективные, экспортно-ориентированные производства;

- обеспечение положительного платежного баланса страны;

- целенаправленное и всестороннее развитие широкой системы рынков (товарного, финансового, труда, недвижимости и жилья, работ, услуг, информации, инвестиций и др.);

- проведение активной социальной политики с учетом интересов различных групп и слоев населения;

- решение проблемы отношений собственности в социальной сфере-развитие системы страховой медицины, частной медицинской практики, платного образования, индивидуальных пенсионных фондов и др.

В 1996-2000 годах в качестве главных приоритетов остаются от­расли жизнеобеспечения и экспортоориентированные производства.

Индикативный план социально-экономического развития Казах­стана содержит важнейшие целевые индикаторы развития экономики. Так, в 2000 году по сравнению с 1995 годом валовой внутренний про­дукт составит 115%, продукции промышленности - 114%, в т.ч. добыча нефти - 168%, продукция сельского хозяйства 122%, в том числе про­изводство зерна - 2, 1%, инвестиции (всего) - 182%, в том числе ино­странные - 3, 1%, внутренние - 132%, объем внешнеторгового оборота - 122%, в том числе - экспорт 131%, импорт - 112%; производство товаров народного потребления - 131%; реальная средняя заработная плата работников в народном хозяйстве - 114%. Таким об­разом, за пятилетие произойдут качественные сдвиги в социально-экономическом развитии республики и коренном улучшении макро­экономических показателей.

В перспективном индикативном плане содержатся проблемы ре-тонального развития. В частности, в нем записано, что " региональная политика государства будет строиться на разумном сочетании различ­ных подходов к разным типам регионов в целях более полного раскры­тия их потенциала, их использование позволит ускоренными темпами интегрировать экономику республики в мировое хозяйство".
Достоинством плана следует считать, что он четко разграничивает функции между республиканским и региональным уровнями управле­ния и хозяйствования в реализации основных направлений экономиче­ской политики республики. Например, республиканские органы будут заняты выработкой концептуальных и стратегических положений ре­гиональной политики государства с учетом перспективных и текущих задач экономического развития; определением важнейших направлении и пропорций территориального развития, исходя из макроэкономиче­ских и отраслевых приоритетов перспективного развития хозяйства республики; решением региональных проблем, носящих межрегиональ­ный или общереспубликанский характер.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал