Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система методов
Во всем процессе, управления производством исключительную роль играет система методов, с помощью которой осуществляется конкретное социально-экономическое развитие республики и реализация целей рыночной экономики. Переход к рыночной экономике ведет к коренному изменению содержания и характера методов управления производством. Социально-экономический строй Республики Казахстан имеет присущий ему экономический механизм, свои определенные формы хозяйственных отношений, которые основываются на политическом и экономическом суверенитете. В методах управления выражаются специфические черты республиканского способа производства. Посредством их использования реализуются цели и принципы управления экономикой республики. Метод управления неразрывно связан с целью управления. Именно цель управления определяет выбор методов, а совокупность целей арсенал методов. Методы управления различаются с точки зренияих направленности (на что тот или иной метод воздействует), т.е. они должны иметь мотивационную характеристику. Это особенно важно знать менеджерам. Все методы управления, в конечном счете, адресованы людям, вовлеченным в рыночное производство и в органы управления. Поэтому базой для выделения тех или иных групп методов управления служит характеристика тех мотивов, которыми руководствуются менеджеры. Одну из них составляют методы, воздействующие на материальный интерес производителей товаров. Эту группу методов называют методами материальной мотивации. Кроме них имеется группа методов социальной мотивации (человеческий фактор, моральные и социальные интересы) и методы принудительной мотивации (административные воздействия). Управление имеет дело с совокупностью методов, применяемых в соответствии с уровнем, масштабом и характером управляемого объекта. В структуре экономики Казахстана можно выделить макро-, мезо- и микроструктурное построение. Микроуровень обычно охватывает различные виды структур первичного звена общественного производства и образующих его подразделений. Кстати, надо подчеркнуть, что этот уровень является главным объектом менеджмента, поскольку он представляет материальную основу жизни общества. На мезоуровне рассматривают структуру крупных отраслевых и территориальных формирований производства, что собственно представляет собой объект регионального менеджмента. При макроуровневом анализе изучают структуру всего народного хозяйства, включая такие, ее виды, как воспроизводственная, территориальная, организационная и т.д. В период формирования рыночных отношений в республике приоритет в управлении принадлежит системе экономических методов. Эти методы воздействуют на производственный коллектив и на каждую личность через материальные интересы, побуждая их к выполнению требований рыночной системы хозяйствования. По этому поводу Ф. Энгельс писал, что " экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.18, с.271). Важнейшим принципом рыночной экономики является свобода предпринимательства в сферах производства и товарного обращения. В этих условиях и регулирование деятельности товаропроизводителей, а также других субъектов рынка осуществляется преимущественно с помощью экономических методов: налогов, таможенных сборов, банковского процента, заработной платы, валютного курса, фиксированных цен и т.д. При этом целостная система экономических методов выполняет в условиях рыночной экономики следующие функции: - балансирующую; - распределительную; - стимулирующую. С помощью экономических методов регулируются структурные сдвиги в производстве и обмене товаров, объемы и направления инвестиций, занятость, структуры экспорта и импорта товаров и другие процессы в экономике. Одно из направлений более эффективного использования экономических методов в становлении и нормализации рынка состоит в дифференцированном подходе к отдельным отраслям и видам деятельности. Эта дифференциация должна проявляться, прежде всего, в том, что приоритетные отрасли и производства, требующие усиления экономического стимулирования, должны иметь преимущества в части налоговых и процентных ставок, уровня заработной платы, краткосрочных и долгосрочных кредитов. Для достижения конечных целей формирования рыночных отношений необходимо, чтобы систему экономических методов управления на микроуровне (в сфере действия предпринимателей) привести в соответствие с требованиями эффективного и социально направленного рынка. Для этого требуется в процессе переходного периода завершить в республике национальную программу преобразования экономики и экономическую реформу (переход к открытой экономике с эффективными формами реализации собственности; формирование инфраструктуры внутреннего рынка, а также создание механизма равно выгодного экономического сотрудничества между государствами СНГ; преодоление инфляции и введение устойчивой валюты). В процессе перехода к рыночным отношениям в республике используются различные методы управления экономикой - бюджетно-кредитные методы, национальные программы, методы индикативного планирования социально-экономического развития Казахстана, методы государственного регулирования и др.
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Индикативное планирование - это один из методов менеджмента (управления) на макроуровне. Оно представляет собой выработку научно обоснованных целей и приоритетов социально-экономического развития Казахстана, системы параметров (индикаторов), соответствующих этим целям и приоритетам, и способов их достижения. Индикативный алан обосновывает направления и методы реализации государственной социально-экономической политики в условиях рыночной экономики при соблюдении прав и интересов регионов, предприятий и всех граждан республики. Индикативный план разрабатывается в целом по республике, министерствам, ведомствам, национальным компаниям в разрезе отраслей народного хозяйства и форм собственности. Планы названных структур управления должны содержать информацию в разрезе отраслей народного хозяйства, областей и крупных городов. Система индикативных планов включает стратегический (долгосрочный), среднесрочный (основной) и текущий (годовой) планы. Стратегический план разрабатывается на 10-15 лет и определяет долгосрочные цели, задачи и приоритеты развития экономики республики, этапы достижения и необходимые изменения в социально-экономической политике. Среднесрочный план (до 5 лет) определяет социально-экономическую политику и систему регуляторов, направленных на реализацию долгосрочных целей и задач на соответствующем этапе развития обеспечивает конкретизацию параметров, заложенных в стратегическом плане и отражает в количественном выражении комплекс мероприятий в экономике и социальной сфере. Текущий (годовой) план направлен на достижение текущей макро- экономической сбалансированности, уточнение системы регуляторов и конкретных мер в соответствии с направлениями экономической политики и с учетом хозяйственной ситуации. - анализ социально-экономической ситуации; - концепция социально-экономического развития; - основные макроэкономические показатели; - национальные программы. Анализ социально-экономической ситуации должен раскрывать состояние производственного потенциала, внутренних и внешних тенденций развития экономики, результативности системы государственных регуляторов, качественного содержания и динамики производительных сил, а также факторов, влияющих на эти процессы, и сопоставления с развитием мировой экономики. В концепции социально-экономического развития обосновываются цели и приоритеты государственной социально-экономической политики, способы их достижения в виде рекомендуемых мер прямого и косвенного государственного регулирования. Основные макроэкономические показатели содержат прогнозируемые темпы экономического роста, структуру общественного производства, основные народнохозяйственные пропорции, оценку финансовых возможностей государства, предприятий и населения.
ИНДИКАТИВНЫЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА Одной из управленческих функций б. Министерства экономики и торговли Республики Казахстан являлась разработка индикативного плана социально-экономического развития РК, в том числе развернутого плана мероприятий Правительства РК по углублению реформ. Правительство РК твердило порядок разработки и реализации индикативных планов и Минэкономики представило проект на 1997 год в Правительство РК. Кабинет Министров РК утвердил (сентябрь 1996г) индикативный план социально-экономического развития РК и основные показатели прогноза. Одновременно были разработаны отраслевые и региональные индикативные планы. Индикативный план социально-экономического развития Казахстана разработан на 1996-2000 годы. Он содержит аналитическую часть, которая охватывает итоги реформирования экономики Казахстан в 1990-1995 годах. Дан подробный анализ эволюции процесса реформ в республике, макроэкономическому аспекту, производственной и социальным сферам, системным преобразованиям и состоянию платежного баланса. Всесторонний и скрупулезный анализ социально-экономического развития республики, наметившиеся тенденции в этом процессе позволили прогнозировать основные цели, задачи и направления экономической политики на 1996-2000 годы. По этому индикативному плану сохраняется стратегическая цель интенсивного развития экономики, преодоления структурного и технического отставания, эффективного использования национальных преимуществ республики. Эти преимущества заключаются в достаточно высоком по сравнению со многими странами мира уровне образования, в богатых минерально-сырьевых и земельных ресурсах. На втором этапе (1999-2000 гг.) предусматривается создание предпосылок для оживления экономического роста и структурной перестройки экономики, что станет основой для быстрого развития производства в последующие годы. Намечаемое оживление в инвестиционной деятельности республики в силу продолжительности инвестиционного цикла сможет принести реальную отдачу в виде прироста производства продукции и услуг только в последующие два - три года. Определенные выше цели конкретизируются в задачах, выполняемых на двух этапах. На первом этапе ими являются: - обеспечение политической и социальной стабильности в стране; - достижение устойчивой макроэкономической стабильности, подавление инфляции, создание реальных предпосылок оживления экономики дальнейшего экономического роста; - создание системы информационных услуг; - создание условий для увеличения притока прямых иностранных инвестиций, повышение эффективности использования привлекаемого иностранного капитала; - совершенствование порядка регулирования и контроля цен на продукцию предприятий монополистов; - активизация государственной поддержки структурной перестройки экономики посредством стимулирования инвестиций в высокоэффективные, экспортно-ориентированные производства; - обеспечение положительного платежного баланса страны; - целенаправленное и всестороннее развитие широкой системы рынков (товарного, финансового, труда, недвижимости и жилья, работ, услуг, информации, инвестиций и др.); - проведение активной социальной политики с учетом интересов различных групп и слоев населения; - решение проблемы отношений собственности в социальной сфере-развитие системы страховой медицины, частной медицинской практики, платного образования, индивидуальных пенсионных фондов и др. В 1996-2000 годах в качестве главных приоритетов остаются отрасли жизнеобеспечения и экспортоориентированные производства. Индикативный план социально-экономического развития Казахстана содержит важнейшие целевые индикаторы развития экономики. Так, в 2000 году по сравнению с 1995 годом валовой внутренний продукт составит 115%, продукции промышленности - 114%, в т.ч. добыча нефти - 168%, продукция сельского хозяйства 122%, в том числе производство зерна - 2, 1%, инвестиции (всего) - 182%, в том числе иностранные - 3, 1%, внутренние - 132%, объем внешнеторгового оборота - 122%, в том числе - экспорт 131%, импорт - 112%; производство товаров народного потребления - 131%; реальная средняя заработная плата работников в народном хозяйстве - 114%. Таким образом, за пятилетие произойдут качественные сдвиги в социально-экономическом развитии республики и коренном улучшении макроэкономических показателей. В перспективном индикативном плане содержатся проблемы ре-тонального развития. В частности, в нем записано, что " региональная политика государства будет строиться на разумном сочетании различных подходов к разным типам регионов в целях более полного раскрытия их потенциала, их использование позволит ускоренными темпами интегрировать экономику республики в мировое хозяйство".
|