Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современная система органов государственного управление
Управление экономикой, опираясь на эмпиризм и научные принципы руководства народным хозяйством, не может оставаться неизменным. Каждый новый крупный этап в развитии экономики вызывает необходимость глубокой перестройки форм и методов управления. Совершенствование системы управления состоит в необходимости привести ее в соответствие с новым этапом социально-экономической жизни республики, сделать систему управления адекватной условиям переходного периода и начальным стадиям формирования рыночной экономики. Динамичный характер экономики определяет и динамизм органов управления, что предполагает гибкость и высокую степень приспособляемости управляющей системы к состоянию управляемого объекта. В целях решения этой задачи необходимо четкое разделение и объединение управленческого труда различных уровней, включая уровни отраслевого, регионального и микроэкономического управления. По мере развития рыночных отношений и увеличения форм хозяйствования возникает настоятельная необходимость в соответствующем развитии организационной структуры, в четком распределении функций, полномочий и ответственности между органами управления по его уровням. Кроме того, требуется упрощение центрального аппарата путем объединения органов управления родственных и дублирующих функций, сокращение штатных излишеств. Вовсе необязательно во всех звеньях иерархии копировать структуру управленческого аппарата вышестоящих уровней. Организационную структуру управления необходимо совершенствовать с учетом конкретных задач развития экономики и хозяйственного механизма их выполнения. Исходными требованиями к совершенствованию структуры управления являются следующие: - организационная структура должна отвечать общим закономерностям управления, соответствовать его современным задачам и быть основой последующего развития; - улучшение организационной структуры должно происходить одновременно с изменениями экономического механизма хозяйствования и других объективных процессов развития; - соблюдение преемственности в использовании оправдавших себя После начального этапа преобразования системы органов управления (1990 -1993гг.) были проведены работы по дальнейшей рационализации организационной структуры управления экономикой. За 1995 -1996 годы принят ряд Указов Президента Республики, который был направлен на создание новых структур. В частности, были приняты указы: " О структуре правительства Республики Казахстан" (19 окт. 1995г.), определивший структуру правительства из 21 министерства и девяти государственных комитетов; " О совершенствовании структуры центральных исполнительных органов Республики Казахстан" (19 октября 1995г.), в соответствии, с которым были упразднены, образованы и реорганизованы государственные комитеты, главные управления, агентства; " О совершенствовании структуры центральных исполнительных органов и о сокращении численности государственных органов" (29 окт. 1996г.), по которому было упразднено восемь ведомств и осуществлено упрощение штатов центральных и местных органов управления. Поскольку организационная структура управления носит динамичный характер и сообразуется с состоянием объекта, постольку следует изучать организационные проблемы управления на каждом этапе переходного периода. Эти проблемы могут быть сведены к следующим группам: - оптимизация соотношения централизации и децентрализации в управлении, т.е. четкое разграничение функций, прав и ответственности по всей иерархии управления на базе существенного повышения хозяйственной самостоятельности основного звена предприятий, фирм, объединений - во всех сферах экономики; - координация и взаимодействие органов управления при решении общих задач в республиканском, региональном и программном разрезах; - рациональное построение работы аппарата управления с использованием эффективных форм организации труда, методов принятия решения и структур управления. Приведенный выше комплекс проблем предполагает последовательное проведение в жизнь перехода от административно-командной структуры исполнительных органов к новой, соответствующей рыночной экономике. В этом контексте своевременным является принятие Указа Президента Республики Казахстан " Об очередных мерах по реформированию системы государственных органов Республики Казахстан" (4 марта 1997 года). Он способствовал дальнейшему совершенствованию и повышению эффективности управления, построению рациональных структур государственных органов управления. Было упразднено двенадцать государственных комитетов, комиссий и управлений. Образованы новые государственные структуры: Агентство по контролю за стратегическими ресурсами Республики Казахстан, Агентство по стратегическому планированию Республики Казахстан, Министерство энергетики и природных ресурсов в РК, Министерство образования и культуры Республики Казахстан. Этим Указом Президента РК образован новый мощный координирующий государственный орган - Министерство экономики и торговли Республики Казахстан. Ему переданы функции и полномочия по управлению промышленностью и торговлей, строительством, жильем и застройкой территорий, ценовой и антимонопольной политике, статистическим агентством, стандартизации, метрологии и сертификации, по авторским и смежным правам. Настоящим Указом предусмотрено сокращение числа самостоятельных структур с 47 до 256, то есть почти на 50 процентов. При этом число министерств сокращается с 20 до 14, государственных комитетов (комиссий) - с 13 до 6, других ведомств - с 14 до 5. Реформа государственной службы в последующем предусматривает передачу отдельных функций от государства частному сектору, а также реорганизацию территориальных органов управления.
Вопросы для самопроверки: 1 Виды целевых программ развития регионов и в целом, экономики РК 2. Система мер по управлению экономикой РК в переходный период 3. Переходная экономика: сущность, закономерности, этапы. 4. Этапы и основные направления перехода к рыночным отношениям 5. Меры по сокращению дефицита госбюджета и некоторые вопросы финансово-кредитной политики 6. Организация системы рынков и механизм их регулирования: - рынок капитала, рабочей силы, товаров народного потребления, средств производства, валютный и фондовый рынки.
Использованная литература: 1. Каренов Р.С.Экономические функции государства - Караганда, КарГУ, 2000 2.Тасмагамбетов И.Н. Социальная политика и политическая трансформация - Алматы: Гылым, 1997 3.Экономика Казахстана в условиях глобализации: механизм модернизации и функционирования /под ред. М.Б. Кенжегузина – Алматы, ИЭ МОН РК, 2005 4.Казахстанская модель социально-экономического развития: научные основы построения и реализации /под ред. М.Б. Кенжегузина – Алматы, ИЭ МОН РК, 2005 5.Бердалиев К. «Основы управления экономикой Казахстана». Алматы, Экономика, 1998 - 148с. 6.Национальная модель технико-экономического развития- Алматы, ИЭ МОН РК, 2000
|