Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опыт приватизации за рубежом.
Процесс приватизации и управления им, имеющие место в практике формирования рыночной экономики и в других странах, оказывает позитивное влияние в постсоциалистичеких странах. О результате начавшегося в Китае процесса разгосударствления свидетельствуют следующие факты. Во-первых, происходят структурные изменения в системе собственности, сужение государственного сектора. Негосударственные формы собственности в настоящее время составляют: в промышленности-44%, в торговле-64%, в сельском хозяйстве-95%. Коллективные предприятия наращивают объемы производства быстрее государственных, а предприятия необщественных форм собственности (индивидуальные, частные, частно-кооперативные)- быстрее и тех, и других. За 1978-1989гг. выпуск валовой продукции на государственных промышленных предприятиях вырос в 3, 8 раза, на коллективных- почти в 8 раз. На предприятия необщественных форм собственности в 1989г. приходилось 8, 25% валовой продукции против 0, 5% в 1980году. На конец 1989г индивидуальной деятельностью занималось 19, 4 млн различных производственных и торговых организаций. Во-вторых, повышается хозяйственная самостоятельность предприятий и появляются различные организационные формы, основанные на разделении собственности и права хозяйствования. Принятый Госсоветом КНР 5 декабря 1986г. документ “Некоторые положения по углублению реформы на предприятиях и активизации их жизнидеятельности” узаконил внедрение системы подрядной хозяйственной ответственности, передачу мелких государственных предприятий в аренду. К концу 1986 года была распространена на 3, 5 тыс. мелких промышленных предприятий. Предстоящий этап разгосударствления в Китае будет осуществляться в два этапа. 1. По завершению второго государственной собственности останутся только наиболее важные объекты инфраструктуры (железные дороги, электростанции, телефонная или телеграфная связь), а также предприятия, построенные на государственные капиталовложения. В Европейских странах процесс приватизации принимал разные формы: продажа государственных предприятий частным юридическим и физическим лицам; рекапитализация государственных предприятий при участии частных инвесторов продажа части акции предприятии, являющихся собственностью государства или ими контролируемых. Для приватизации Великобритании характерным медленные темпы. За год приватизировалось два-три предприятия. Необходимость приватизации Великобритании объяснялось не эффективностью государственных предприятий: низкой производительностью труда и рентабельности, высокой капиталоемкостью. М. Тэтчер и ее единомышленники основной формой приватизации выбрали продажу государственных предприятий. Хронологический процесс приватизации Великобритании можно разделить на три этапа. Первый этап (1979 г – лето 1984 года) характеризовался преимущественно продажей предприятии конкретных отраслей. Это мотивировалось необходимостью снизить потребность госсектора в дотациях. Это были небольшие по размерам компании. Второй этап (лето 1984 г. – осень 1987 г). Цель этого этапа – расширение круга владельцев акции. Показательны при этом формы приватизаций Британской телефонной корпорации («Бритиш телеком») и Британской газовой корпорации («Бритиш ГАЗ») Правительство продало их целиком, сохранив монопольные структуры отраслей. Третий этап (1987 г. – по настоящее время) характеризуется активной распродажей отраслей коммунального хозяйства в целью усиления в них конкурентных начал.
Вопросы для самопроверки: 1. Объекты и субъекты УЭК, их цели и функции. 2. Концепция самоуправления и ее основные положения 3. Концепция перехода к регулируемой рыночной экономике. 4.Стратегия управления экономикой РК 5. Процесс разгосударствления и приватизации 6. Стратегии и программы развития экономики РК 7. Краткое содержание фундаментального труда: Назарбаев Н.А. – «Стратегия становления и развития Казахстана, как суверенного государства». РГЖИ «Дауір», Алма –Ата, 1992 г.
Использованная литература: 1.Баймуратов У.Б. Национальная экономическая система - Алматы: Гылым, 2000 2.Каренов Р.С.Экономические функции государства - Караганда, КарГУ, 2000 3.Тасмагамбетов И.Н. Социальная политика и политическая трансформация - Алматы: Гылым, 1997 4.Экономика Казахстана в условиях глобализации: механизм модернизации и функционирования /под ред. М.Б. Кенжегузина – Алматы, ИЭ МОН РК, 2005
|