Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ
В управлении экономикой республики в переходном периоде особое место отводится принятию кардинальных мер по нормализации и стабилизации экономики, а затем и ее стагнации. Выход из состояния стагнации (застоя) осуществляется с помощью разработки программ антикризисных мер. 1. распад СССР и становление Казахстана как суверенного государства; 2. самостоятельный выход Казахстана в мировое хозяйственное пространство; 3. приобретенная практика, анализ и учет международного опыта экономических реформ; 4. кризисные процессы рублевой зоны, выражающиеся в практическом развитии механизмов взаиморасчетов, неупорядоченности финансово-кредитной политики и взаимодействия банковских систем; 5. различная скорость осуществления преобразований по отдельным направлениям, необходимость маневра финансами и ресурсами. Программа экономической реформы направлена на хозяйственное возрождение Казахстана, формирование основ социального рыночного хозяйства, создание эффективной системы социальной защиты населения. Экономическая ситуация к 1993г. в республике сложилась критическая, имеющая негативные последствия. Произведенный национальный доход за 1992г. снизился по сравнению с 1991г. на 14, 2%, объем промышленного производства на 14, 8%, производство товаров народного потребления на 12, 5%. Нарушились и претерпели серьезные изменения межгосударственные, межрегиональные и внутриотраслевые связи. Значительно уменьшился объем капитального строительства, прежде всего на производственных объектах. Существенно нарушен ценовой паритет между промышленностью и сельских хозяйством, добывающими отраслями и производителями конечной продукции. Предоставление широких прав предприятиям привело практически к полной утрате государством контроля за мерой труда и мерой потребления в условиях отсутствия саморегулирующегося механизма рынка. Непрерывный рост цен за энергоносители ухудшает финансовое положение предприятий и населения, стимулирует дальнейший рост цен. Помимо всего перечисленного в сфере управления экономикой накопилось много проблем, связанных с вопросами собственности, монополизма, конкуренции, структурной диверсификации. Все изложенные выше ситуации и факторы внешнеэкономических обстоятельств обусловили разработку антикризисной программы. Ее конечная цель: формирование подлинно рыночных механизмов и социально-ориентированной экономики. o достижение макроэкономической стабилизации и борьба с инфляцией; o ускорение преобразований отношений собственности; o создание конкурентной рыночной среды и рыночной инфраструктуры, активизации предпринимательства; o проведение эффективной внешнеторговой политики; o структурные преобразования в экономике и их государственная поддержка; o проведение акцентированной в сторону малоимущих слоев населения социальной политики; o ослабление прямого государственного участия в решении хозяйственных задач с одновременным укреплением функций прогнозирования, учета и контроля усиления роли косвенных методов государственного регулирования. Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ содержит следующие важные разделы: 1. структурная и инвестиционная политика. Оптимизация структуры экономики и определение приоритетов. В сфере материального производства важнейшими являются следующие приоритеты: топливно-энергетический, металлургический, агропрмышленный комплексы; насыщение рынка продовольствием и товарами народного потребления; коммуникации; 2. финансово-кредитная политика. Проводится в долгосрочном аспекте финансовая и антиинфляционная политика умеренной жесткости, которая предусматривает оздоровление финансовой системы и сокращение бюджетного дефицита осуществления ряда специальных мер: введение таможенного тарифа на импорт и экспорт, налога на непредвиденные доходы (сверхдоходы) в отдельных монополизированных секторах экономики, расширение ставок некоторых прямых налогов. Особое внимание уделено эффективному использованию средств государственного бюджета. Коренные изменения произойдут в системе налогообложения и пересмотре принципов формирования Республиканского валютного фонда, будет осуществлен постепенный переход к сохранению только самых необходимых дотаций и субсидий; сведение до минимума дотаций из бюджета по импортируемым товарам; 1. политика приватизации. Она занимает особое место в Программе. Проблемы приватизации должны решаться в комплексе общих микроэкономических задач. Преобразования государственных предприятий и организаций в иные формы собственности будут производиться исключительно по инициативе государств в лице соответсвующих органов управления, а не трудовых коллективов или посредников. Развитие предпринимательства и антимонопольная политика являются самостоятельным разделом Программы. Приоритетными мерами в области предпринимательства следует считать: 1. создание специального коммерческого банка поддержки и развития предпринимательства; 2. организация широкомасштабной продажи на аукционной и конкурсной основе технических средств и производственных помещений частным предпринимателям с рассрочкой оплаты купленного имущества; 3. внедрение системы лизинга (сдача в аренду различных видов технических средств, зданий и сооружений) оборудования, в том числе с привлечением имущества военно-промышленного комплекса; 4. государственное страхование инвестиций, направляемых в приоритетные сферы развития производства и т.д. В развитии рыночной инфраструктуры особое внимание обращается на расширение таких сфер, как инвестиционные фонды и холдинги (вид предпринимательства, суть которого состоит в приобретении контрольных пакетов акций различных компаний в целях установления контроля за их деятельностью), страховые компании и их фонды, аудиторские фирмы, консультационные центры и др. Антимонопольная политика предполагает разработку методики по определению границ рынков на территории и в связи с этим уточнение концепции и методов признания хозяйствующего субъекта монополистом или владеющим доминирующим положением на рынке. Антикризисная программа содержала и другие разделы: система социальной защиты, внешнеэкономическая политика, усиление борьбы с организованной преступностью, перестройка органов исполнительной власти и реализации программы. Данная Программа антикризисных мер имела временное ограничение (1993-1995гг.), она могла быть дополнена и изменена в соответствии с кардинальными изменениями в управлении экономикой. Так, состоялось Постановление Президента РК «О мерах по активизации дальнейшего проведения экономической реформы». В нем указано, что с учетом введения национальной валюты и соглашений, Заключенных Казахстаном с международными организациями и отдельными странами мирового сообщества, разработать «Программу антикризисных мер и стабилизации экономики на 1994-1995гг.».
Вопросы для самопроверки: 1. Методологически основы управления экономикой РК 2.Сущность, объекты и инструменты управления экономикой 3.Задачи, цели, функции управления экономикой 4.Сущность антицикличной политики, Роль управления в области отраслевой и территориальной структуры, Инвестиционная политика, Регулирование занятости, денежного обращения (борьба с инфляцией), политика ценообразования
Использованная литература: 1.Каренов Р.С.Экономические функции государства - Караганда, КарГУ, 2000 2.Тасмагамбетов И.Н. Социальная политика и политическая трансформация - Алматы: Гылым, 1997 3.Экономика Казахстана в условиях глобализации: механизм модернизации и функционирования /под ред. М.Б. Кенжегузина – Алматы, ИЭ МОН РК, 2005
|