Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ






В управлении экономикой республики в переходном периоде особое место отводится принятию кардинальных мер по нормализации и стабилизации экономики, а затем и ее стагнации. Выход из состояния стагнации (застоя) осуществляется с помощью разработки программ антикризисных мер.
Разработка этих программ была обусловлена объективными условиями, требующими кардинального пересмотра ряда принципиальных направлений реформы. В их числе:

1. распад СССР и становление Казахстана как суверенного государства;

2. самостоятельный выход Казахстана в мировое хозяйственное пространство;

3. приобретенная практика, анализ и учет международного опыта экономических реформ;

4. кризисные процессы рублевой зоны, выражающиеся в практическом развитии механизмов взаиморасчетов, неупорядоченности финансово-кредитной политики и взаимодействия банковских систем;

5. различная скорость осуществления преобразований по отдельным направлениям, необходимость маневра финансами и ресурсами.

Программа экономической реформы направлена на хозяйственное возрождение Казахстана, формирование основ социального рыночного хозяйства, создание эффективной системы социальной защиты населения.

Экономическая ситуация к 1993г. в республике сложилась критическая, имеющая негативные последствия. Произведенный национальный доход за 1992г. снизился по сравнению с 1991г. на 14, 2%, объем промышленного производства на 14, 8%, производство товаров народного потребления на 12, 5%. Нарушились и претерпели серьезные изменения межгосударственные, межрегиональные и внутриотраслевые связи. Значительно уменьшился объем капитального строительства, прежде всего на производственных объектах. Существенно нарушен ценовой паритет между промышленностью и сельских хозяйством, добывающими отраслями и производителями конечной продукции. Предоставление широких прав предприятиям привело практически к полной утрате государством контроля за мерой труда и мерой потребления в условиях отсутствия саморегулирующегося механизма рынка.

Непрерывный рост цен за энергоносители ухудшает финансовое положение предприятий и населения, стимулирует дальнейший рост цен. Помимо всего перечисленного в сфере управления экономикой накопилось много проблем, связанных с вопросами собственности, монополизма, конкуренции, структурной диверсификации.

Все изложенные выше ситуации и факторы внешнеэкономических обстоятельств обусловили разработку антикризисной программы. Ее конечная цель: формирование подлинно рыночных механизмов и социально-ориентированной экономики.
Основными задачами программы являлись:

o достижение макроэкономической стабилизации и борьба с инфляцией;

o ускорение преобразований отношений собственности;

o создание конкурентной рыночной среды и рыночной инфраструктуры, активизации предпринимательства;

o проведение эффективной внешнеторговой политики;

o структурные преобразования в экономике и их государственная поддержка;

o проведение акцентированной в сторону малоимущих слоев населения социальной политики;

o ослабление прямого государственного участия в решении хозяйственных задач с одновременным укреплением функций прогнозирования, учета и контроля усиления роли косвенных методов государственного регулирования.

Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ содержит следующие важные разделы:

1. структурная и инвестиционная политика. Оптимизация структуры экономики и определение приоритетов. В сфере материального производства важнейшими являются следующие приоритеты: топливно-энергетический, металлургический, агропрмышленный комплексы; насыщение рынка продовольствием и товарами народного потребления; коммуникации;

2. финансово-кредитная политика. Проводится в долгосрочном аспекте финансовая и антиинфляционная политика умеренной жесткости, которая предусматривает оздоровление финансовой системы и сокращение бюджетного дефицита осуществления ряда специальных мер: введение таможенного тарифа на импорт и экспорт, налога на непредвиденные доходы (сверхдоходы) в отдельных монополизированных секторах экономики, расширение ставок некоторых прямых налогов.

Особое внимание уделено эффективному использованию средств государственного бюджета. Коренные изменения произойдут в системе налогообложения и пересмотре принципов формирования Республиканского валютного фонда, будет осуществлен постепенный переход к сохранению только самых необходимых дотаций и субсидий; сведение до минимума дотаций из бюджета по импортируемым товарам;

1. политика приватизации. Она занимает особое место в Программе. Проблемы приватизации должны решаться в комплексе общих микроэкономических задач. Преобразования государственных предприятий и организаций в иные формы собственности будут производиться исключительно по инициативе государств в лице соответсвующих органов управления, а не трудовых коллективов или посредников.

Развитие предпринимательства и антимонопольная политика являются самостоятельным разделом Программы. Приоритетными мерами в области предпринимательства следует считать:

1. создание специального коммерческого банка поддержки и развития предпринимательства;

2. организация широкомасштабной продажи на аукционной и конкурсной основе технических средств и производственных помещений частным предпринимателям с рассрочкой оплаты купленного имущества;

3. внедрение системы лизинга (сдача в аренду различных видов технических средств, зданий и сооружений) оборудования, в том числе с привлечением имущества военно-промышленного комплекса;

4. государственное страхование инвестиций, направляемых в приоритетные сферы развития производства и т.д.

В развитии рыночной инфраструктуры особое внимание обращается на расширение таких сфер, как инвестиционные фонды и холдинги (вид предпринимательства, суть которого состоит в приобретении контрольных пакетов акций различных компаний в целях установления контроля за их деятельностью), страховые компании и их фонды, аудиторские фирмы, консультационные центры и др.

Антимонопольная политика предполагает разработку методики по определению границ рынков на территории и в связи с этим уточнение концепции и методов признания хозяйствующего субъекта монополистом или владеющим доминирующим положением на рынке.
Кроме того, эта политика предусматривает принятие концепции демонополизации народного хозяйства и в первую очередь товаропроизводящей сети, грузовых и пассажирских перевозок; активное содействие формированию многоотраслевых корпораций, компаний; ежегодное проведение инвентаризации и государственной перерегистрации предприятий, относящихся к категории монополистов.

Антикризисная программа содержала и другие разделы: система социальной защиты, внешнеэкономическая политика, усиление борьбы с организованной преступностью, перестройка органов исполнительной власти и реализации программы.

Данная Программа антикризисных мер имела временное ограничение (1993-1995гг.), она могла быть дополнена и изменена в соответствии с кардинальными изменениями в управлении экономикой. Так, состоялось Постановление Президента РК «О мерах по активизации дальнейшего проведения экономической реформы». В нем указано, что с учетом введения национальной валюты и соглашений, Заключенных Казахстаном с международными организациями и отдельными странами мирового сообщества, разработать «Программу антикризисных мер и стабилизации экономики на 1994-1995гг.».

 

Вопросы для самопроверки:

1. Методологически основы управления экономикой РК

2.Сущность, объекты и инструменты управления экономикой

3.Задачи, цели, функции управления экономикой

4.Сущность антицикличной политики, Роль управления в области отраслевой и территориальной структуры, Инвестиционная политика, Регулирование занятости, денежного обращения (борьба с инфляцией), политика ценообразования

 

Использованная литература:

1.Каренов Р.С.Экономические функции государства - Караганда, КарГУ, 2000

2.Тасмагамбетов И.Н. Социальная политика и политическая трансформация - Алматы: Гылым, 1997

3.Экономика Казахстана в условиях глобализации: механизм модернизации и функционирования /под ред. М.Б. Кенжегузина – Алматы, ИЭ МОН РК, 2005

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал