![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этика психологического исследования
Психологическая наука — это наука о закономерностях строения и функционирования внутреннего мира и поведения живых, чувствующих, переживающих существ: человека и животного. Этот факт налагает на ученых-психологов особую ответственность, касающуюся настоятельной необходимости неукоснительного соблюдения физической и психологической безопасности испытуемого. Эта ответственность во многих странах закреплена в специальных документах — этических стандартах психологов. Такие документы приняты Американской психологической ассоциацией, аналогичными организациями в Канаде, Великобритании и других странах. Придерживаются подобных документов и отечественные психологи. Основными принципами этического отношения к испытуемым являются: • принцип минимизации риска («риск при ведении исследования не должен превышать риск, связанный с обычной повседневной жизнью»); • принцип информированного согласия испытуемого на проведение с ним исследовательских процедур и его права на выход из исследования на любом этапе; • принцип права испытуемого на конфиденциальность. Расширительное толкование этих базовых принципов позволяет составить следующий перечень положений, на соблюдении которых целесообразно строить безукоризненную с этической точки зрения исследовательскую и практическую работу психолога: • забота о физическом и психологическом благополучии испытуемого в процессе исследования; • принятие на себя ответственности, в основе которой объективность, честность и поддержание высоких профессиональных норм и своей работе; • соблюдение моральных и правовых норм, соответствующих моральным требованиям общества; • корректность и сдержанность в публичных заявлениях; • гарантированное сохранение конфиденциальности, информации об индивиде; • выстраивание отношений с испытуемым на основе доверительности, информирование его о цели обследования и последующем характере использования результатов; • неразглашение результатов обследования; • соблюдение ограничений в публикации результатов; • осторожность и деликатность в их интерпретации. Документ, носящий название «Этические стандарты психологов», принятый Американской психологической ассоциацией в 1963 г. и действующий до сих пор, начинается со следующего, по сути, программного, заявления: «Психолог придает большое значение достоинству и ценности бытия отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улучшить понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека или животного, который может быть предметом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами своего труда и другим с целью, не совместимой с ценностью этих трудов. Испрашивая для себя свободы исследования и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на следующих условиях: компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщении данных психодиагностического обследования и внимания к интересам своих коллег и общества». Тестовый контроль знаний:
1. К методам психологии относят: 1) наблюдение 2)эксперимент 3)тестирование 4)антропометрию 2. Диагностический инструментарий, с помощью которого внутренний мир испытуемого оценивается по «проекции» его личности на своеобразный «экран» тестовых материалов: 1)тест задание 2)тестирование 3)проективный тест 3. Наиболее эффективный научный метод исследования психической реальности. Позволяет выявить сущностные характеристики и причинно-следственные связи между субъектами. 1)наблюдение 2)эксперимент 3)тестирование 4)анкетирование 4. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических явлениях, называется: 1)наблюдение 2)формирующий эксперимент 3)констатирующий эксперимент 4)беседа 5. Наблюдение бывает: 1)смешанное 2)внешнее 3)внутреннее 6. В недрах какой науки зародилась психология: 1)политология 2)биология 3)философия 4)социология 7. Какой философ античности соединил в своем представлении о душе два противоположных философских направления – материализм и идеализм: 1) Платон 2) Аристотель 3) Демокрит 4) Сократ 8. Эксперимент различают: 1)естественный 2)искусственный 3)лабораторный 4)трансактный 9. Данный показатель дает возможность определить разницу между независимыми и зависимыми переменными. 1)квазиэксперимент 2)корреляционное исследование 3) наблюдение 10. Данный показатель определяет достоверность полученных результатов, которая близка к результатам «безупречного» эталонного эксперимента. 1)надежность 2)валидность 3)значимость 4)проективность 11. Исходя из предмета изучения, психология - это наука 1) точная 2) естественная 3) педагогическая 4) медицинская 5) гуманитарная 12. Холистический подход психологии опирается: 1)на клиническую картину личности 2) на изучение психики 3)на изучение поведенческих процессов 4)на всестороннее гармоничное развитие личности 13. Способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение 1)духовному потенциалу человека 2)потенциал тела 3)потенциал разума 4) потенциал чувств 14. Основными принципами этического отношения к испытуемым являются: 1)принцип минимизации риска 2)принцип информированного согласия 3)принцип этической справедливости 4)принцип права испытуемого на конфиденциальность
Ответы: тема №1
|