![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема занятия №2. Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности врача
Цель занятия: изучить общие основы педагогики, ознакомиться с основными категориями и понятиями. Изучить цели, содержание обучение, ознакомиться с методами обучения, педагогические ситуации в работе врача. Барьеры общения. Ознакомить с условиями эффективного общения. Конфликты в медицине. Место проведения: аудитория. Студент должен знать: 1. Определение понятия «педагогика». 2. Функции педагогической науки в медицинском образовании. Инновационные педагогические технологии. 3. Основные категории и понятия педагогики. 4. Цели высшего медицинского образования. 5. Цели и содержание обучения. Модели и методы обучения. 6. Методы обучения в медицинских вузах. 7. Формы организации учебного процесса. 8. Функции педагогического контроля. 9. Педагогическое общение в работе врача. 10. Средства общения. Невербальные компоненты общения. 11. Конфликты в медицине. Виды, стратегии поведения в конфликте.
Студент должен уметь: 1. Использовать педагогический процесс, используя следующие аспекты: -цели - для чего учиться; -содержание - чему учиться; -методы и средства - как учиться. 2. Использовать методы и формы обучения в учебном процессе. 3. Владеть определенным минимумом информации, который становиться основой для планирования и осуществления правильного лечения. 4. Владеть средствами общения, невербальными компонентами, необходимыми для успешного диалога с пациентом. 5. Владеть стратегиями поведения в конфликтной ситуации.
Темы проектов, рефератов: 1. Становление и развитие науки «педагогика». 2. Выдающиеся педагогические деятели в Античный период. 3. Выдающиеся педагогические деятели в Средние века. 4. Выдающиеся педагогические деятели в эпоху Возрождения. 5. Выдающиеся педагогические деятели Нового времени. 6. Функции педагогической науки в медицинском образовании. 7. Инновационные педагогические технологии. 8. Цели высшего медицинского образования. 9. Методы обучения в медицинских вузах. 10. Формы организации учебного процесса. 11. Функции педагогического контроля. 12. Педагогическое общение в работе врача. 13. Средства общения. Вербальные и невербальные компоненты общения. 14. Конфликты в медицине. Рекомендуемая литература: Основная литература: 1. Педагогика в медицине/Под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Академия, 2006 – 320с. 2. Белагурова В.А. Научная организация учебного процесса. – М., ГЭОТАР – Медиа, 2006 – 320с. Дополнительная литература: 1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2006. – 320 с.: ил. 2. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум. Изд.7 –е Ростов на Дону.: Феникс, 2006 – 704с. 3. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 1: общие основы. Процесс обучения. - 576 с.: ил. 4. Творогова Н. Д. Психология управления. Лекции. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 528 с. Исходный контроль уровня знаний: 1. Что вы понимаете под термином «педагогика»? 2. Какие педагогические методы вы знаете? 3. Как взаимосвязаны психология и педагогика? 4. Какие формы педагогического воздействия вы знаете? 5. Какие педагогические методы могут применяться в медицине? Основные вопросы темы: 1. Определение понятия «педагогика». 2. Инновационные педагогические технологии. 3. Основные категории и понятия педагогики. 4. Цели высшего медицинского образования. 5. Цели и содержание обучения. Модели и методы обучения. 6. Методы обучения в медицинских вузах. 7. Формы организации учебного процесса. 8. Функции педагогического контроля. 9. Функции педагогической науки в медицинском образовании. 10. Педагогическое общение в работе врача. 11. Средства общения. Невербальные компоненты общения. 12. Конфликты в медицине. Виды, стратегии поведения в конфликте.
Контрольные вопросы: 1. Назовите основные категории и понятия педагогики. 2. Каковы цели высшего медицинского образования на современном этапе? 3. Что для вас означают понятия «воспитание», «обучение», «развитие»? Как ваше собственное понимание этих понятий соотносится с их научной трактовкой? 4. В чем вы обнаруживаете сходство и различие процессов обучения и лечения как древнейших видов гуманитарной практики? 5. Влияние каких типов образовательных сред вы ощущаете в большей степени? В чем оно проявляется? 6. Назовите преимущества и ограничения каждой из рассмотренных моделей обучения. 7. Какие модели обучения оптимальны на доклиническом и клиническом этапах медицинского образования? 8. Какие формы и методы обучения наиболее рационально использовать на разных этапах обучения в медицинском вузе и при обучении разных категорий обучаемых (медицинского персонала, пациентов, их родственников)? 9. Укажите сходство и отличия форм и методов контроля в разных моделях обучения. Какие из них способствуют развитию самоконтроля в профессиональной деятельности? 10. Какие представления о личностно и практико-ориентированном обучении вы используете для понимания собственного образовательного процесса? 11. Приходилось ли вам осознавать какую - либо жизненную ситуацию в медицинской практике, как педагогическую? 12. Когда, при каких, на ваш взгляд, условиях процесс лечения можно назвать врачеванием? Как в этом случае должно измениться общение доктора с пациентом? Какими качествами должен быть наделен врач? 13. Назовите и опишите возможные обстоятельства медицинской практики, в которых возникает необходимость педагогических действий врача. Кому адресовано такое действие? Какие задачи решаются с его помощью? 14. Какие средства построения пространства встречи и общения врача с пациентом вы знаете? Какие из них вы наблюдали в действии: при обращении к вам как к пациенту, в работе врачей – преподавателей, в художественном изображении (в книгах, кинофильмах)? 15. Перечислите дополнительные материалы, которые могут использовать врачи в общении с разными категориями слушателей (пациентами, их родственниками, коллегами, учениками) для передачи специального материала медицинского содержания. 16. Каковы условия эффективного общения? Что способствует, а что мешает собеседникам понять друг друга. 17. Какие индивидуальные особенности пациентов необходимо учитывать для организации терапевтического сотрудничества? 18. Какие черты характера и особенности поведения, способствующие возникновению конфликтов, выделяют психологи? 19. Вспомните последний конфликт, участником которого вы были. Какую стратегию вы использовали для его решения и почему? Была ли она эффективной. 20. К какой стратегии вы чаще всего прибегаете при разрешении конфликтных ситуаций? Почему?
Содержание занятия.
|