![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
У истоков медицины основанной на доказательствах
Любой практикующий врач, который ответственно относится к своему делу, всегда задается вопросами: «А правильно ли я поставил диагноз? Правильно ли было назначено лечение? Все ли сделано для излечения больного?». Подобные вопросы мучают и самого больного, однако ответить на них не всегда возможно. Конечно, в простых случаях эффект налицо: есть кровотечение — наложен жгут — кровотечение остановилось. Но не всегда все так просто. Чаще всего, если даже лечебный эффект удовлетворяет и врача, и больного, остаются сомнения: " А какие последствия могут возникнуть в результате лечения? Не возникнут ли осложнения? Как долго сохранится достигнутый результат? ". Как же ответить на эти вопросы? Каждый врач имеет в запасе свой объем знаний, собственное мнение по каждому конкретному случаю, принадлежит к той или иной " школе", находится под влиянием чьего-то авторитета, имеет свою интуицию, здравый смысл. Все эти составляющие формируют клиническое мышление врача, на основании которого и ставится диагноз, назначается лечение. Таким образом, диагностический процесс субъективен и полностью зависит от личности врача. Однако опираться только на свой клинический опыт в практике не всегда верно. Ни один клиницист не способен обладать достаточным опытом, позволяющим ориентироваться во всем многообразии клинических ситуаций. Ведь знания, полученные в процессе обучения, со временем неизбежно забываются, система постдипломного образования часто бывает малоэффективной. Мнения же экспертов не всегда верны. Так, L. Zir и соавт. (1976) приводят следующий пример: четырем кардиологам были представлены высококачественные ангиограммы, которые их попросили оценить. В результате по поводу 60 % пациентов мнения экспертов разошлись. Продолжительность течения многих хронических заболеваний в настоящее время превышает время активной рабочей деятельности врача, т. е., как отмечает С. Л. Плавинский (2002), "...врач, который ставит диагноз в случае фатального заболевания, не пишет заключения о смерти". Таким образом, для правильной постановки диагноза и назначения адекватного лечения врачу необходима объективная информация. В настоящее время благодаря научно-технической революции объем поступающей информации носит лавинообразный характер. Сегодня медицинская информация публикуется в 2 млн. статей, ежегодно публикуемых в 40 тыс. биомедицинских журналов, и если врач займется прочтением всех этих статей, то ему просто некогда будет лечить. Поэтому требовать от врачей, чтобы они сами искали, оценивали и обобщали необходимую информацию, не имеет смысла. Решить эту проблему могли бы библиографические базы данных, Интернет, которые позволяют практически мгновенно получить доступ к имеющейся информации. Однако, во-первых, не все врачи в России имеют доступ к компьютеру, а тем более к Интернету, не все владеют техникой обращения с компьютером, во-вторых, никто не осуществляет экспертную оценку этих публикаций, что не гарантирует достоверность публикуемого там материала. Издаваемые руководства и справочники не всегда объективны из-за ряда причин, в частности из-за так называемого эффекта запаздывания, обусловленного тем, что перспективные методы внедряются в практику и становятся известными специалистам спустя 5—10 лет после доказательства их эффективности; информация в учебниках, руководствах и справочниках часто устаревает еще до их публикации. Все перечисленное выше привело к тому, что врач стал терять четкие ориентиры, базируясь на которых он мог бы быть уверен в правильности выбранной тактики лечения, в том, что назначенная им терапия приводит к улучшению прогноза для больного. Таким образом, к концу 80-х годов прошлого века многие передовые врачи стали понимать, что для успешной диагностики и лечения им крайне необходима доступная, сжатая и объективная информация о лучших и достоверных результатах клинических исследований, проводимых во всем мире, объективно доказывающих преимущества того или иного метода лечения, преимущества того или иного препарата. Практикующим врачам и организаторам здравоохранения необходимо было решить вопросы: " Результатам каких именно работ следует доверять? Какие результаты использовать в качестве рекомендаций для практического применения? ". Все это и явилось базисом, на котором возникла так называемая научно-доказательная медицина. Сегодня по ряду вопросов работ с высокой внутренней и внешней надежностью не существует. В таких случаях проводят тщательный анализ имеющихся исследований и определяют, достаточно ли в них информации для формулировки приемлемых заключений. Для подобной ситуации используется принцип " лучшего доказательства" как разумная альтернатива мета-анализу. Этот принцип заключается в следующем: когда недоступны наилучшие из возможных доказательств, используются наилучшие из доступных доказательств. Статистические приемы обобщения и группировки данных многочисленны и разнообразны, и их выбор зависит от характера доступной информации. Интерпретация результатов. Систематические обзоры составляются для того, чтобы обобщать доступные доказательства и распространять их среди врачей в понятном для чтения виде. Это не всегда просто. Чтобы обеспечить пригодность собранных результатов, приходится применять довольно трудные для интерпретации статистические инструменты, например OR (Odds Ratio — отношение шансов исхода между различными группами больных в испытании), NNT (Number Needed to Treat — число больных в экспериментальной группе, необходимое для получения дополнительного благоприятного исхода) и др., для расчета которых используются специальные методики. Поэтому для более доступного изложения материала часто используются графические изображения, где в легенде даются необходимые пояснения.
|