Реактивность – уровень интенсивности реакции, относительно постоянный и характерный для данного индивида.
Одно из основных свойств темперамента, связанное с энергетическим уровнем поведения.
Даны 10 ситуаций, связанных с энергетическим уровнем поведения. Каждая из ситуаций оценивается по 5-балльной шкале. Шкала предназначена для экспертов.
Определите по 5-балльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения ученика. При оценке следует исходить из конкретных наблюдений форм и способов поведения.
1. – наименьшая интенсивность, отсутствие данного свойства
2. – слабая интенсивность
3. – средняя (умеренная) интенсивность
4. – высокая интенсивность
5. – максимальная интенсивность
Интенсивность можно измерить частотой проявления.
| Способен ли учиться длительное время без перерыва
| Поминутно прерывает работу, а если не может – неудачи и ошибки
| Несмотря на продолжительную работу не испытывает никакого утомления
|
| Способен ли к устойчивой концентрации внимания
| Не может сосредоточиться на выполняемой работе. Постоянно раздражители отвлекают от выполняемого действия
| Целиком поглощен выполнением действия, ничего не замечает, кроме своего занятия
|
| Обладает ли стойкостью перед неудачами
| Перестает учиться, плачет, травмируется, порицание демобилизует
| При неудаче мобилизуется не разочаровывается, не проявляет нервозности
|
| Охотно ли выполняет ответственную работу
| Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя. Охотнее подчиняется
| Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполнение действия
|
| Способен ли работать в неблагоприятной обстановке
| Шум, разговоры и пр. мешают работе. Лучше учиться в полной изоляции от окружения
| Шум или разговоры ей мешают выполнять работу. В любых условиях работает успешно
|
| Отказывается ли от действий при обнаружении препятствий
| Даже небольшое препятствие – отказ от дальнейшей работе, не верит в свои силы
| Препятствие не отбивает охоту в дальнейшей работе. Не теряет веру в успех
|
| Ведет ли себя обычно в присутствии начальства
| В присутствии посторонних конфузится, избегает встреч не любит посещений
| Присутствие постороннего не смущает, воспринимает как естественное событие
|
| Проявляет ли нервозность перед важным заданием
| Даже хорошо подготовленный с неохотой пишет контрольные работы. Больше думает о возможной неудаче, чем о решении задач
| Контрольные работы и экзамены не воспринимает как исключительное событие. Выполняя их не нервничает
|
| Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий
| Избегает продолжительных утомительных действий, больше любит выполнять легкие, не слишком захватывать задания
| Любит полностью поглащающие его действия, требующие значительной выносливости и усилий
|
| Легко ли преодолевает временные колебания настроения и депрессию
| Легко травмируется под влиянием сильных и конфликтных ситуаций с трудом восстанавливает душевное равновесие
| Тяжелые жизненные ситуации (болезнь, семейный конфликт, смерть близких людей) не выводят из равновесия, быстро приходит в себя
|