![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1.2. Правовые основы финансовой деятельности в Российской Федерации
I. Задания для самостоятельной работы 1. * Изучите вопросы по плану практического занятия. 2. *Раскройте особенности финансов и финансовой деятельности зарубежных стран с развитой рыночной экономикой. II. План практического занятия (Форма обучения: очная) 1. Обсуждение учебных вопросов: - Понятие, особенности и содержание финансовой деятельности в Российской Федерации. - Задачи и функции финансовой деятельности. - Конституционные основы финансовой деятельности. - Правовые принципы финансовой деятельности. - Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность в Российской Федерации. - Банковская система Российской Федерации. - Органы управления государственными внебюджетными фондами. - Органы местного самоуправления, осуществляющие финансовую деятельность. - Понятие и виды организационно-правовых форм финансовой деятельности. - Юридические формы финансовой деятельности. - Финансово-плановые акты, их виды. - Методы финансовой деятельности: понятие и виды. - Особенности финансов и финансовой деятельности зарубежных стран с развитой рыночной экономикой. 2. Решение задач. 3. Выполнение тестовых заданий. 4. Подготовить реферат (см. № 4-8 Примерной тематики рефератов). III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию В учебниках, изданных в советский период, в структуре финансовой системы выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные. Иногда к ним как отдельную подсистему добавляли государственный кредит. Сравнительно простая система финансов бывшего СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений, наполненных новым содержанием, совершенно по иному взаимодействующих между собой. На современном этапе в составе финансовой системы Российской Федерации следует выделить: Ø бюджетную систему, состоящую из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных Ø внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды; Ø кредит (государственный, муниципальный и банковский); Ø финансы страхования; Ø финансы предприятий, организаций, учреждений. Экономическая роль государства в современных условиях заключается в реформировании отношений собственности, вертикали федеративного устройства, достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе. Экономическая роль государства проявляется в выполнении им регулирующей, перераспределительной, социальной и контрольной функций. Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления или публичная финансовая деятельность – это организационная деятельность уполномоченных органов по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на каждом данном этапе общественного развития. Финансовая деятельность осуществляется в двух основных формах (направлениях, сторонах): 1) в форме аккумуляции (мобилизации) денежных средств в различные фонды; 2) в форме распределения и использования средств денежных фондов. Финансовая деятельность осуществляется уполномоченными органами с помощью разнообразных методов. Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств. Соответственно двум сторонам финансовой деятельности методы ее осуществления принято делить на методы мобилизации фондов денежных средств и методы их распределения (перераспределения). Государство в своих отношениях с государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в основном использует налоговый метод, при котором часть доходов, прибыли названные субъекты в обязательном порядке, в установленные законом сроки и в установленных размерах отчисляют в бюджет. IV. Рекомендуемые источники Основная литература 1.Финансовое право Российской Федерации: учебник /коллектив авторов; под ред. М.В.Карасевой.- М. КНОРУС, 2012. 2.Финансовое право: учебник / отв. Ред.Н.И.Химичева.-М., Норма: ИНФРА-М, 2012.
Дополнительная литература 1.Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник/Ю.А.Крохина-5-е изд., перераб. и доп..-М.: Юрайт 2011. 2.Тедеев А.А. Валютное право: учебное пособие/А.А.Тедеев-СПб.: Питер, 2009. 3.Халипов С.В. Таможенное право: учебник/ С.В.Халипов-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрайт-Издат: высшее образ., 2009. V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что понимается под финансовой деятельностью государства? 2. Что понимается под финансовой деятельностью муниципальных образований, в лице каких органов она осуществляется? 3. В чем общность и различия финансовой деятельности государства и муниципальных образований? 4. Каковы организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства? 5. Что такое финансово-правовой акт?
|