![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2.1. Бюджетное право как институт финансового права
I. Задания для самостоятельной работы 1. *. Изучите вопросы по плану практического занятия. 2. Разработка сценария круглого стола. II. План практического занятия (Форма обучения: очная, круглый стол) 1. Обсуждение учебных вопросов: - Аттестация гражданских служащих: понятие, цели, принципы; - Понятие бюджетного права как основного института отрасли финансового права - Особенности отношений, регулируемых институтом бюджетного права. - Сущность и роль бюджета. Бюджеты как основные фонды публично-правовых образований. Правовая форма бюджетов в Российской Федерации. - Бюджетные права публично-правовых образований. Бюджетная компетенция (бюджетные полномочия) органов государственной власти и органов местного самоуправления. - Структура доходов и расходов российских бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная сбалансированность, правовой режим и источники погашения дефицита бюджета. - Бюджетная система России: понятие, структура, принципы организации. - Понятие и виды собственных доходов бюджетов. Порядок распределения бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы. - Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Бюджетное регулирование: понятие и методы. Межбюджетные трансферты. Формы межбюджетных трансфертов. Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов. 2. Рассмотрение проблемных вопросов. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию Бюджет образует центральное звено системы финансов и выражает все ее основные качественные признаки. Поскольку финансы — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. Бюджет — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд, являющийся централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.). Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства. Структура бюджета включает доходную и расходную части. Основными функциями бюджета являются: 1. Перераспределение национального дохода и ВВП; 2. Государственное регулирование и стимулирование экономики; 3. Финансовое обеспечение социальной политики; 4. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Она является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, а также при составлении консолидированных бюджетов. В российском законодательстве, а также в юридической литературе часто встречается термин «бюджетные права» для характеристики компетенции государства, его территориальных подразделений и соответствующих органов власти (или самоуправления) в области бюджета1. Однако этот термин не следует понимать буквально. Он является условным, поскольку в данном случае речь идет о правах особого содержания, которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав, которыми наделены субъекты других отраслей права (например, гражданского, трудового), а также и отдельных институтов финансового права. Эти особенности заключаются в том, что бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно и обязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходов и т.д.). Таким образом, в большинстве случаев бюджетное право (правомочие) и обязанность слиты в едином полномочии, эти полномочия отражают неразрывность прав и обязанностей субъектов бюджетного права. Однако существуют и «раздельные» их права и обязанности (например, право предоставлять субсидию или ссуду в бюджет другого уровня, право дополнительных расходов на социальные мероприятия, обязанность компенсировать нижестоящему бюджету увеличивающиеся расходы в установленных случаях). Для современных условий, когда стоит задача повысить уровень самостоятельности субъектов Федерации и муниципальных образований, это стало более распространенным явлением. IV. Рекомендуемые источники
|