![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г а а в а 10. Способы снижения помех на электрических станциях и подстанциях
ющих проводов в трансформаторе и внутреннего экранирования вторичных обмоток. Опенка влияния переходного потенциала корпуса. Явление повышения переходного потенциала корпуса вследствие протекания высокочастотных токов по корпусу, также известное как переходное повышение потенциала земли, состоит из кратковременного переходного процесса при высоких уровнях напряжения на внешней поверхности корпуса КРУЭ, связанного с пробоем элегаза, внутренними повторными зажиганиями между контактами работающих выключателей и разъединителей или внешними пробоями изоляции. В любом случае скачок потенциала приводит к появлению импульсов, распространяющихся во всех возможных направлениях от точки пробоя. Эти импульсы, характеризующиеся очень короткой длительностью фронта, вызывают очень быстрые перенапряжения. Существуют две причины возникновения повышения напряжения корпуса КРУЭ: • пробой элегаза между фазным проводом и корпусом (замыкание на землю); • повторные зажигания дуги между В обоих случаях импульсы распространяются внутри коаксиальных шин (вследствие поверхностною эффекта) подстанции до точки разрыва. Точку разрыва можно смоделировать двумя линиями передачи с разными волновыми сопротивлениями. В этой точке импульс попадает на внешнюю поверхность корпуса КРУЭ, вызывая тем самым переходное повышение напряжения. Наиболее типично возникновение разрывов на воздушных и на кабельных вводах КРУЭ (рис. 10.31, 10.32). Остальные представляющие интерес разрывы возникают у трансформаторов тока, установленных снаружи корпуса, и, в ряде случаев, также у фланцев всех опорных изоляторов. Рис. 10.32. Схема для оценки распространенна импульса за пределы КРУЭ При замыкании на землю сначала появляется скачкообразное изменение напряжения, амплитуда которого на разрыве равна пробивному напряжению разрыва. Можно принять, что максимальная амплитуда импульса напряжения составляет U100% = 1, 2x1, 12Uи.п, где коэффициент 1, 2 составляет отношение между пробивными напряжениями при положительной и отрицательной полярностях; Uи. п — импульсная прочность; коэффициент 1, 12 осуществляет переход от Uи. п 10.7. Некоторые особенности проектирования заземляющих систем комплектных КРУЭ 359
(10 %-ная вероятность пробоя) к 100 %-ной вероятности (полагая, что закон распределения Uи. п нормальный, среднеквадратичное отклонение а = 6 %). При наличии внутренних дефектов можно получить внутренние пробои при уровнях напряжения меньших Uи.п круэ. В этом случае возникающие отражения импульсов от разомкнутых концов могут приводить к вторичным пробоям на более высоких уровнях напряжения, вплоть до U1Q0%. В частности, это может происходить во время испытаний изоляции, даже если координация изоляции была осуществлена верно. Скачок напряжения при внутреннем пробое характеризуется временем нарастания Т, нижний предел которого, не, можно оценить как Где p — давление газа. При внутренних повторных зажиганиях наибольшая разность потенциалов между контактами равна примерно трехкратному номинальному напряжению, при коммутации ненагруженного трансформатора (индуктивная нагрузка) — контура — двукратному для разъединителей. Из-за пробоя между контактами возникает два импульса напряжения, распространяющихся в противоположных направлениях к точкам разрыва, причем амплитуда каждого скачка составляет половину от начальной разности потенциалов. Далее рассматриваются коэффициенты преломления, относящиеся к распространению первого скачка напряжения при внутреннем пробое, для каждого из двух главных видов разрыва в КРУЭ, т.е. для воздушных и кабельных вводов в КРУЭ. Воздушный ввод можно представить как соединение трех длинных линий (см. рис. 10.31). Преломление падающей внутренней волны на воздушную линию и на корпус приводит к повышению напряжения относительно земли, амплитуда которого может быть получена умножением амплитуды начального скачка, появившегося внутри КРУЭ на коаксиальном шинопрово-де, на коэффициент
где Z1 — волновое сопротивление коаксиального шинопровода; Z2 — волновое сопротивление линии; Z3 — волновое сопротивление корпуса (относительно земли). Когда волна распространяется на внешнюю сторону корпуса, в процесс вовлекаются соединительные провода с землей и соседними фазами, которые можно рассматривать как длинные линии. Амплитуда скачка, распространяющегося в сторону соединителей, определяется умножением амплитуды начального скачка на передаточный коэффициент соединения (см. рис. 10.32): где Z— волновое сопротивление заземляющих проводников. Часть волны, распространяющаяся вдоль заземляющих проводников, отражается в точке соединения с землей и возвращается к корпусу с обратным знаком, где снижает напряжение исходной волны (рис. 10.33). Если длина заземляющего проводника такова, что удвоенное время пробега меньше времени фронта исходного скачка напряжения, то изменение напряжения происходит до достижения максимального значения, т.е. на фронте скачка. Экраны кабелей и корпус КРУЭ обычно разделены изоляционной муфтой и соединяются с землей отдельно. Соединение кабеля и КРУЭ может быть представлено схемой на рис. 10.34. Передаточный коэффициент, связывающий амплитуду волны 360 Г а а в а 10. СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ ПОМЕХ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЯХ И ПОДСТАНЦИЯХ
S1=-2Z3/(Z1+Z2+Z3+Zc)
где Zc — волновое сопротивление экрана кабеля. Обычно между экраном кабеля или корпусом КРУЭ установлены варисторы. конденсаторы или искровые промежутки, предназначенные для снижения быстрых Рис. 10.33. Распространение импульса по заземляющему проводнику перенапряжений на корпусе за счет обеспечения электрической целостности. Паление напряжения на конденсаторе, варисторе или искровом промежутке в сумме с падением напряжения на соединительных проводниках определяют напряжение, приложенное к последовательной цепи, образуемой Zc и Z3 (рис. 10.35). С учетом сказанного выше можно констатировать, что наиболее тяжелые условия возникают на воздушных вводах КРУЭ. Для одной фазы корпуса КРУЭ интересующие нас волновые сопротивления можно рассчитать следующим образом: • для коаксиальной системы Z =60ln(R/r) • для системы цилиндр—плоскость Z = 60 ln[(h + √ h-R)/R], где r — радиус внутреннего проводника; R — радиус корпуса; h — расстояние (высота) между центром проводника и плоскостью земли. Следует иметь в виду, что формула для системы цилиндр—плоскость — приближенная. Волновое сопротивление вертикального заземляющего проводника может быть приближенно получено так же, как для горизонтального проводника, находящегося на высоте середины вертикального. Волновые сопротивления других элементов перехода меняются в широком лиапа-
Рис. 10.34. Схема мя расчета перенапряжений на корпусе, обусловленных вводом кабеля в КРУЭ Рис. 10.35. Схема включения ограничителя н точке воздушник» ввода в КРУЭ
|