Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальные характеристики национально-этнических образований, социальное неравенство
Современные этнические группы, нации отличаются друг от друга по уровню развития, по своим социальным характеристикам, по положению в системе национально-этнических образований отдельных стран. Несмотря на крушение мировой национально-колониальной системы в обществе сохранилось деление на передовые, богатые нации и отсталые этнические группы, господствующих и угнетенных, преследуемых. Еще существует каста «неприкасаемых» Индии, расовая дискриминация, апартеид в Африке. Мир еще помнит о геноциде - насильственном уничтожении целых народов, в частности, евреев во время Второй мировой войны, режиме Полпота в Кампучии. В современных развитых странах провозглашаются равные права всех наций, народностей. Много делается для развития слаборазвитых этнических групп, но в скрытом виде дискриминация еще существует. В США, например, сегрегация, т.е. физическое и социальное разделение категорий людей по расовому принципу, формально отменена, в частности, школьная сегрегация была отменена в 50-е годы, построение вооруженных сил по расовому принципу в 80-е годы, но ее проявления еще существуют. Исследователи национально-этнических проблем, детально анализируя положение различных групп, показывают, что представители малых этнических групп и групп национальных меньшинств имеют, как правило, меньший доход, заняты менее престижным трудом, менее образованны отстранены от власти. [8, т, 295-309] Сложная картина национально-этнических процессов была характерна для Советского Союза. В стране была запрещена национальная дискриминация, но целые народы были подвергнуты принудительному переселению. Для СССР был характерен курс на развитие малых и слаборазвитых народов. Многие впервые обрели свою письменность, литературу, политические и экономические условия для свободного развития. Вместе с тем процессы усиления межэтнического взаимодействия и просчеты в национальной, в том числе языковой политике, привели к тому, что некоторые этнические группы, переживающие процессы этнического становления, растворились, исчезли как самобытные образования. В частности, это относится к отдельным народам Севера. Сократилось и общее число национально-этнических образований. Если в 1926 г. насчитывалось 57 национальных и 75 этнических групп, то в 1979г. - 35 национальных и 17 этнических групп. Оказывая реальную помощь в развитии этнических и национальных групп в рамках государственных образований, государство вместе с тем преследовало активные выступления в защиту национальной культуры, национальных движений за самостоятельное государственное развитие. Сложность, противоречивость ситуации усугублялась неоднородностью национально-государственных образований. В 10 из 15 республик представители некоренных национальностей составили свыше ¼, В Казахстане, Киргизии - более ½. В Украине из 51, 7 млн. населения украинцы составили 37, 4 млн. Создание единого народно-хозяйственного комплекса, единой политической и идеологической системы содействовали сближению национально-этнических образований. Во всех республиках были созданы крупные промышленные и культурные центры, появились собственная интеллигенция, в том числе научная и управленческая, квалифицированные рабочие, собственная номенклатура. Произошло сближение республик по уровню образования. Коэффициент вариации, например, по уровню образования на 10 тыс. населения упал с 5 в 1940 г. до 0, 1 в 1980 г. Численность студентов вузов на 10 тыс. населения составила в РСФСР - 219, УССР - 175, в БССР - 181, Узбекистане 173, Казахстане - 169, Армении - 187. В 1980 г. имели высшее и среднее образование в СССР 67% населения в возрасте 16 лет и старше, в том числе в Таджикистане - 61, 3%, Киргизии - 64%, Туркмении - 65, 5%, Казахстане - 66, 5%. Об интенсивности процессов сближения свидетельствовало увеличении числа смешанных браков. Если в 1970 г. смешанные браки составляли 13, 5% всех семей, то в 1989 - 18%, в Украине - 25, 3%. О сближении говорило распространение русского языка как языка общения. В 1970 г. - 41, 0 млн. чел., а в 1979 - 61, 3 млн., т.е. около половины всего нерусского населения страны заявили, что свободно владеют русским языком. Повышенное распространение русского языка отмечено у белорусов, 57% им владеют, 25% признали его родным языком. Среди украинцев соответственно 50% и 17%. По данным 1989 г., 6 из 7 горожан владели русским языком. Активный процесс урбанизации, миграции сельского населения в город содействовали этим процессам. Вместе с тем не следует преувеличивать значение этих показателей сближения. Нации, народности отличались друг от друга по характеру, уровню протекающих социальных процессов. Имелись нации, ведущие преимущественно городской или сельский образ жизни. Народы, проживающие в европейской части, были преимущественно горожанами. Среди коренных национальностей Средней Азии преобладали сельские жители. Среди русских горожане составляли 77%, армян 71%, эстонцев - 64%, украинцев, латышей - 63%, казахов - 32%, молдаван, узбеков - 30%, киргизов - 21%. Соответственно крестьяне среди русских составляли 6%, эстонцев - 11%, киргизов - 24%, туркмен - 45%. Нации отличались своим социально-профессиональным составом. Среди эстонцев работники квалифицированного умственного и физического труда составляли 81% в городе и 76% на селе. У русских, украинцев, эстонцев, армян, латышей интеллигенция составляла ¼ часть населения, у народов Средней Азии, молдован - 1/7 часть. Доля занятых неквалифицированным физическим трудом среди русских, украинцев, белорусов, латышей, эстонцев была почти вдвое меньше, нежели у туркмен и таджиков. Нельзя не видеть, что сближение национально-этнических образований имело и отрицательные социальные последствия. Оно тормозило развитие национальных культур. Положение усугублялось просчетами национальной, в том числе языковой политики, которые выражались в сокращении числа национальных школ, учебных программ обучения родному языку, издания литературы на национальных языках. Если в 1926 г. в Белоруссии было из 5471 школ 4941 белорусских, остальные - русские, украинские, польские, литовские, эстонские и т. д., то в 1980-е годы существовало только несколько белорусских школ на фоне русских. В Украине тоже резко уменьшилось число украинских школ. Распространение двуязычия содействовало ассимиляции становящихся этнических и национальных групп, усугубляло неравноправное положение крупной развитой наций и небольших национальных образований. Миграция населения, сближение национально-этнических общностей создавали целый ряд трудностей в этнических процессах. В Эстонии, например, она привела к изменению национального состава населения, что вызвало беспокойство коренного населения. С 1939 г. по 1989 г. удельный вес эстонцев снизился на 1/3, а иных национальностей возрос почти в 10 раз. В результате усиленной миграции в Украине в 80-е годы число украинцев уменьшилось за 10 лет (1979-1988) на 1, 5%. Социальные особенности, различия национально-этнических общностей особенно ярко проявлялись в специфике сознания. Это можно видеть на материалах межрегионального исследования социально-культурного развития и национального самосознания, проведенного под руководством Ю.В. Арутюняна в 70-е и 80-е годы. С одной стороны, в исследовании была зафиксирована тенденция утверждения общих норм образа жизни, приобщения к обще-человеческим ценностям. С другой стороны, очевидно стремление к самостоятельному национальному развитию. Было установлено, что национальные чувства проявляются ярче в инонациональной среде. Тоска по родине, чувство родства, солидарности острее ощущались, например, русскими в Таллинне, Ташкенте, нежели в Москве. [1] Что роднит, заставляет идентифицировать себя с национальной группой? Опрошенные называли язык, культуру, обычаи, но никто практически не называл социально-политические качества, политические особенности. Это говорит о том, что этнос воспринимается как культурная, а не политическая общность. Однако уровень отношения к элементам культуры различен. В Москве язык называл каждый четвертый, в Таллинне таких было в два раза больше. Различна ориентация на тесноту межнациональных связей. Так, в Эстонии более 50% высказывались за однонациональную среду на работе, 20% за мононациональные браки. В России, в Украине, подавляющее большинство не знает такой ориентации. Необходима ли фиксация национальности в документах? Ответы на этот вопрос показали: чем выше культура, образованность населения, тем меньше стремлений к закреплению принадлежности к национальной группе. Чем выше образование, квалификация, тем реже высказываются за фиксацию национальности, и наоборот. То есть стремление к формализации национальности находится в обратной зависимости от социально-культурного облика. Кто лояльнее относится к межнациональным отношениям, межнациональным бракам, к полинациональной среде, тот выступает против формализации национальной принадлежности. В какой-то мере ответы на этот вопрос отразили общую ситуацию в стране. В 80-х годах только два государства в мире - СССР и ЮАР - занимались официальной фиксацией национального происхождения. Можно обнаружить отличия в отношениях к основным ценностям. У всех народов самую высокую оценку получила семья. Но у эстонцев и русских за семьей шли интересная работа и материальный достаток, у узбеков - уважение окружающих и спокойная жизнь. У народов европейской части страны спокойная жизнь на одном из последних мест. Видимо, сказалось влияние устойчивых исторических традиций. Отличались нормы родственных отношений, бытовой культуры. Если по мнению 90% узбеков, следует получить согласие родителей на брак, то для подавляющего большинства русских, эстонцев согласие родителей не является обязательным требованием. В Саратове в 45% семей мужья считают необходимым помогать вести домашнее хозяйство, в Тбилиси и Кишиневе - 20%, в Ташкенте - 5%. Особенно яркую картину национального сознания дает анализ молодежного студенческого сознания, оно быстрее, непосредственнее и острее реагирует на новации в социальной жизни, в том числе в области национально-этнических отношений. В 1988г. было проведено всесоюзное социологическое исследование в 13 республиках, которое зафиксировало отношение студентов к проблемам межнациональных отношений в условиях обострения межнациональной ситуации [9]. Студенты, как показали последующие события, очень точно уловили остроту межнациональной ситуации в различных регионах. Они отметили нарастание напряженности в Латвии, Эстонии, Литве, Армении. Почти половина опрошенных заявила, что сталкивалась с недружелюбным к себе отношением из-за национальной принадлежности, 46% ощущали это на улице, в магазине, на рынке и других общественных местах, что являлось скорее выражением раздражения, связанного с бытовой неустроенностью, дефицитом' товаров и низкой культурой общения, а не проявлением национализма. Крайнюю степень национальной неприязни (ко всем национальностям, кроме своей) обнаружили лишь 0, 9% опрошенных, 25% отметили отрицательное отношение к отдельным нациям. Наиболее терпимыми оказались украинские студенты - 16%. Наибольшую нетерпимость проявили в Армении, Литве, Москве. Совместная деятельность (учеба, работа) резко снижает межнациональную неприязнь. 85% студентов подчеркнули многонациональность своих друзей, 70% вообще не связывают свое отношение к людям с их национальной принадлежностью. Национальный, признак оказался почти не существенным при выборе будущего супруга у украинцев, русских, белорусских студентов и достаточно весомым у прибалтийских, армянских, молдавских. Создание самостоятельного национального государства в Украине, несомненно, содействует дальнейшему развитию украинского национального самосознания, украинской культуры. Вместе с тем это развитие достаточно сложно и противоречиво, поскольку реализуется в условиях кризиса общества. Отношение к языку, например, выражает отношение к национальной культуре. Однако в современных условиях это более сложное отношение, ибо включает в себя реакцию на сложившиеся формы применения языка, методы. внедрения языка. Так, принятие в Украине закона о языке, который предусматривает переход на украинский язык делопроизводства, преподавания и т.д., как показали исследования в Восточном и Южном регионах Украины, привело к заметному снижению сторонников всеобщего перехода на украинский язык. особенно заметно (более чем в 4 раза) уменьшилось число сторонников утверждения украинского языка радикальными методами [10, 16]. Возросла ориентация большей части жителей восточных и южных регионов на официальное признание равноправного статуса русского языка. Это объясняется в первую очередь стремлением сохранить органичный для них способ мышления, изъяснения, привычную для них культуру. В Харькове, например, по данным 1993 г., разговаривают в семье на украинском языке только 15%, общаются с соседями, друзьями - 19%, используют в работе, в общественных местах - 12% [16]. Вместе с тем большая часть жителей испытывает интерес к украинской культуре. Произошли изменения в численности Желающих обучать своих детей в украинских школах и т.д. Это относится не только к украинцам, но и русским. За равноправное использование русского и украинского языков высказалось более половины избирателей Украины, опрошенных во время избирательной кампании в 1993г. Исследования показали, что языковая проблема в Украине еще не является острой и не носит политического характера, но она легко может стать такой, если язык будет внедряться силовыми, директивными методами. Это относится и к проблемам межнациональных отношений в целом. События последних лет в странах СНГ убеждают, что межнациональный мир явление весьма хрупкое, подверженное быстрым изменениям, в том числе и под влиянием недостаточно взвешенных политических решений. Обострение межнациональных отношений в бывших республиках Советского.Союза, вооруженные столкновения между ними - яркое тому свидетельство. Для национального сознания всегда характерны определенные предпочтения, национальные симпатии или, напротив, антипатии, предрассудки, стереотипы отрицательного или положительного отношения относительно рас и этнических меньшинств. Вооруженные столкновения, как правило, означают крайнюю социальную напряженность, враждебность по отношению к народу в целом, взрыв националистических чувств. Повсеместно можно наблюдать развитие национализма. Но важно не смешивать национализм с национальным сознанием. Национальное сознание выражает интересы, ценности национально-этнических общностей. В любом национальном сознании есть представление о своем отличии от других, чувство гордости, восхищение собственным народом. Национализм - это проповедь национальной исключительности, национального эгоизма и ограниченности. Национализм означает стремление обеспечить превосходство своей нации, удовлетворение ее интересов без учета интересов других народов или даже за счет их ущемления. При этом выражение, проявление национализма могут быть различными. К сожалению, в нашей литературе, в официальных документах встречается смешение этих понятий и под национализмом понимается национальное сознание. В развитии национальных отношений действуют две тенденции: развитие национальной самостоятельности и тенденция ломки национальных перегородок, связанная с интеграционными процессами. Общество призвано содействовать и той, и другой тенденции, важно разрешать противоречия между ними, добиваясь, чтобы стремление к самостоятельности и объединению осуществлялось не за счет порабощения народов. Контрольные вопросы Что такое этническая общность? Назовите основные звенья этнической эволюции общества. Что собой представляет нация? Может ли государство являться признаком нации? Каковы признаки этничности? Не потеряла ли значение этничность в современную эпоху? Социальные характеристики современных национально-этнических общностей. Социологические исследования специфики национального сознания. Тенденции развития межнациональных отношений.
|