Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Противоречия в структуре социальной активности
Социологические исследования социальной активности в 80-х и 90-х годах свидетельствуют об углублении противоречий в структуре активности.[12] Нарушение целостности активности как социального системного качества наблюдается ярче всего во взаимосвязи ценностной ориентации и деятельности, когда деятельность развивается вопреки ценностным ориентациям на базе ситуационных мотивов. Высоко оценивая творческий характер работы, творческую атмосферу в коллективе, все-таки большинство ориентируется не на новации, творчество в современном труде, а только на добросовестное выполнение трудовых обязательств. Большинство считает своим личным вкладом в обновление общества добросовестный труд. 55, 8% отмечает, что выполняют все, что требуется, но не более того, и лишь немногие принимают труд как уход от стереотипов, поиски нового. Т.е. модальным типом личности является тип исполнителя, а не творца, созидателя. Насколько интенсивны подобные мнения, готовы ли опрашиваемые бороться за добросовестное отношение к труду в собственных коллективах? Опрашиваемым был задан вопрос: «Если Вашими товарищами, коллегами допускается недобросовестное отношение к работе, как Вы относитесь к этому?» Практически каждый четвертый не осуждал недобросовестное отношение коллег, так как это может случиться с ним, 28, 5% осуждали, но не высказывали своего мнения, каждый третий высказывал свое недовольство виновнику и только чуть более 8, 3% старались добиться нетерпимого отношения к таким поступкам в коллективе. Особенно настораживает разрыв в области нравственного сознания и нравственной активности. Опрошенные очень высоко оценивают уровень развития у себя нравственного качества внимательного, доброжелательного, уважительного Отношения к человеку (индекс 4, 13 при высшем 4, 15, 2-е место после ответственности, чувства долга), более того, они ставят его на первое место, когда говорят о качествах, которые хотели бы видеть в детях. Вместе с тем, ответы на вопрос: «Если Вы видите, что Ваш товарищ по работе допускает неуважительное, невнимательное отношение к человеку, то как Вы к этому относитесь?» говорят о том, что более 40% не присуща нравственная активность, они не включаются в борьбу с нарушениями нравственных норм. Как правило, это люди, ориентирующиеся на формальную исполнительность, ограничение деятельности только рамками прямых обязанностей и т.п. И, напротив, среди лиц, ориентирующихся на борьбу с нарушениями нравственных норм, преобладают люди, нацеленные на творчество, поддерживающие новации. Среди них больше и лиц с высокими потенциалами трудовой и общественной деятельности. Так, среди позитивно активно действующих в полтора раза больше тех, кто более творчески относится к своей работе. Среди тех, кто отдает все силы работе, в три раза больше ведущих борьбу с нарушениями нравственных норм (64% и 24%). Среди тех, кто ведет активную борьбу с нарушениями нравственных норм, вдвое больше уверенных, оптимистичных людей, более тесно связанных с трудовыми коллективами, в частности, ориентирующихся на участие в органах самоуправления, и вместе с тем втрое меньше тех, кто ожидает ухудшения дел в нашем, обществе. Естественно, они и больше удовлетворены своим личным вкладом в обновление общества. Среди них больше тех, кто высоко оценивает чувство долга, ответственности. Среди поставивших это качество на первое «место в полтора раза больше тех, кто проявляет реальную активность. Среди активных больше, но не намного, тех, кто готов жертвовать своим благополучием ради гражданского долга. Бросается в глаза резкое падение значения данного качества, в шкале оценки оно заняло последнее место. Только 18% опрошенных хотели бы видеть это качество у своих детей. В какой-то мере сказывается на уровне активности и возраст, и образование опрошенных. Среди тех, кто не осуждает недобросовестное отношение к работе, преобладают люди в возрасте 20-40 лет, среди осуждающих и ведущих борьбу - 40-60 лет. В целом в группах, проявляющих большую активность возрастает число представителей старших возрастных групп, лиц с высшим и средним образованием. Среди тех, кто пытался реально действовать, большее число участвуют в новых формах хозяйствования и общественных инициатив. Таким образом, корреляционный анализ показал тесную взаимосвязь проявлений активности, отношения к различным формам активного инициативного действия. Они могут выступать единым основанием типологического анализа. Наряду с нарастанием неустойчивости, противоречивости сознания и поведения нельзя не видеть и положительных моментов, связанных с углублением понимания сложных современных проблем социальных процессов, места и роли личности в мире и т.п., Возросло понимание значения волевых качеств, символизирующих активность в переходный период. Если ранее (в 70-80-е годы) среди качеств, необходимых личности лишь немногие называли решительность, энергичность, работоспособность, жажду деятельности, то сейчас более половины именно эти качества хотят видеть в своих детях. Факторный анализ позволил определить тесноту связи между этими качествами, составляющими уже определенную систему, их место среди других качеств. Нарушение целостности социальной активности проявляется в виде разорванности эмоционального, рационального и волевого компонентов, что порождает определенную ущербность социальной активности. Принятие социальных ценностей на уровне эмоций порождает, например, непоследовательный, неустойчивый, ситуационный характер активности. Принятие социальных ценностей только на рациональном уровне не обеспечивает превращения социальных ценностей в собственные личностные и потому тоже порождает непоследовательность, может привести к делячеству, прагматизму, неискренности. Принятие социальных ценностей на уровне чувств и воли может вести к экстремизму, в чем мы неоднократно убеждались, анализируя, например, отношение к межнациональным проблемам, к кооперативному движению и т.д. Противоречия в структуре социальной активности выражается в несогласованности форм активности. Результатом разорванности форм является, например, узкий профессионализм, который не сочетается с гражданской позицией, нравственно ущербный характер политической деятельности, когда она не сочетается, с нравственной культурой, нравственной активностью, что ведет к оправданию любых подходов, методов, способов деятельности, к вседозволенности в борьбе за достижение политических целей. Выражением противоречивости молодежного сознания является, например, сочетание высокого профессионализма с непониманием общественного значения, нравственного смысла профессиональной деятельности, политической активности и нравственной инертности и т.п. Как преодолеть противоречивость, неустойчивость социальной активности, в частности, социальной активности учащейся молодежи? Изучение факторов, воздействующих на сознание и поведение молодежи, свидетельствует, что наибольшим влиянием обладает общее кризисное состояние общества. Непоследовательность, неустойчивость, противоречивость сознания выражает в современных условиях не столько психологические возрастные особенности молодежи, сколько неустойчивость, противоречивость сознания общества в целом. Их преодоление связано, в конечном счете, с преодолением общего кризиса общества. Вместе с тем важным в этом плане применительно к учащейся молодежи может быть гуманизация и гуманитаризация образования. Распространенным выражением противоречивости социальной активности является в современных условиях противопоставление, абсолютизация социальных ценностей того или иного уровня, например, потребностей, интересов, ценностей отдельных общностей общечеловеческим ценностям. Становление нового социального мышления, общегражданских позиций предполагает преодоление данных противоречий, ибо общечеловеческие ценности не отрицают, а предполагают учет интересов и.потребностей отдельных социальных общностей. Высокая гражданственность является синтезом национальных, государственных и общечеловеческих начал. Контрольные вопросы Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Что такое личность? Что такое статус и роль личности? Перечислите основные компоненты внутренней структуры личности. Что такое потребности? Классификация потребностей. Что такое интерес? Ценности и ценностные ориентации личности. Социальный тип личности. Что такое социализация личности? Что такое социальная активность личности? Назовите критерии и показатели социальной активности личности. Дайте характеристику противоречивости социальной активности в современных условиях.
|