Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дополнительные задания.
1. Познакомьтесь с древнегреческими пословицами и поговорками (См.: Н. Дератани, Н. Тимофеева „Хрестоматия по античной литературе: Греческая литература” (М., 1965. – С. 14- 15”. Какие из них имеют русские и украинские эквиваленты? Приведите примеры. 2. Подберите из классической поэзии свои примеры Стихотворений, содержащих античные мифологические образы. 3. Познакомьтесь со „списком кораблей” (Песнь II) „Илиады” Гомера. Почему описание кораблей занимает в поэме такое большое место? Какие особенности повествовательного стиля Гомера проявляются в этом описании? 4. Охарактеризуйте „Орестею” Эсхила как трилогию. Познакомьтесь с монографиями, посвященными творчеству Софокла (М. Николы, Н. Федорова, В. Ярхо и др.). Раскройте тему „Человек и государство в драмах Софокла”. 5. Назовите художественные приемы создания комического эффекта в комедиях Аристофана „Облака” или „Лягушки” (на выбор). Приведите примеры. 6. Каков критерий оценки драматургии Эсхила и Еврипида в комедии Аристофана „Лягушки”? Какова эстетическая позиция самого автора? Каким образом она выражена в комедии? 7. Сравните 2 перевода стихотворения Анакреонта. Выскажите свои суждения. А. Пушкин Кобылица молодая, Честь кавказского тавра, Что ты мчишься, удалая? И тебе пришла пора; Не косись пугливым оком, Ног на воздух не мечи, В поле гладком и широком Своенравно не скачи. Погоди; тебя заставлю Я смириться подо мной: В мерный круг твой бег направлю Укороченной уздой. Г. Церетели Кобылица молодая, бег стремя неукротимый, На меня зачем косишься? Или мнишь: я – не ездок? Подожди, пора настанет, удила я вмиг накину, И, узде моей послушна, ты мне мету обогнешь. А пока в луга, на воле ты резвишься и играешь: Знать, еще ты не напала на лихого ездока! 8. Познакомьтесь с анакреонтической поэзией (См. раздел „Анакреонтика” в кн. „Античная литература: Греция: Антология” (М., 1989. – Ч. 2. – С. 338-346)). Каковы истоки данного направления? Какое влияние оно оказало на развитие русской литературы? 9. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой „Не пугайся – я еще похожей... ” и И. Бродского „Дидона и Эней”. Как авторы переосмысливают события „Энеиды” Вергилия? Какие реминисценции из эпической поэмы встречаются в стихотворениях? 10. Попробуйте сделать подстрочный перевод отрывка из „Ad melpomenem” Горация, которая позднее получила известность под названием „Памятник”. Сравните с русскими переводами. Оцените варианты поэтических интерпретаций „Памятника” в их отношении к оригиналу. Ad melpomeпem Exegi monumentum аеге perennius Regalique situ pyramidum altius, Quod non imber edax, поп Aquilо impotens Possit diruerе aut innumerabilis Annorum series et fuga temporum <...>. ПЕРЕВОДЫ А. Семенов-Тян-Шанский Создан памятник мной. Он вековечнее Меди, и пирамид выше он царственных. Не разрушит его дождь разъедающий, Ни жестокий Борей, ни бесконечная Цепь грядущих годов, в даль убегающих <...>. В. Брюсов Памятник я воздвиг меди нетленнее; Царственных пирамид выше строения, Что ни едкость дождя, ни Аквилон пустой Не разрушат вовек и ни бесчисленных Ряд идущих годов, или бег времени <...>. А.Фет Воздвигнул я памятник вечнее меди прочной И зданий царственных превыше пирамид, Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный, Ни ряд бесчисленных годов не истребит <...>.
11. Проанализируйте подражания „Оде к Мельпомене” Горация – ХV Песня „Метаморфоз” Овидия, „Ода сеньору” П. Ронсара, „И да вещая ныне с дерзновеньем... ” В. Кюхельбекера, „Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен... ” В. Брюсова и др. 12. Какие положения „Науки поэзии” Горация легли в основу эстетики классицизма? 13. Сравните образ лирического героя, его возлюбленной, характер их взаимоотношений, тональность любовных элегий Катулла и Овидия. Выделите общее и различное. Каковы причины произошедших изменений? Только ли речь идет о различиях в индивидуальной творческой манере авторов? 14. Сделайте доклады или сообщения на темы „Образ Овидия в творчестве А. Пушкина”, „Овидий и О. Мандельштам”. 15. Как развивается жанр сатиры в древнеримской поэзии? Какую роль в данном процессе играют Гораций и Ювенал? 16. В чем своеобразие „Сатирикона” Петрония? Какие художественные средства использует автор для отображения нравов римского общества периода империи? Литература для реферирования. 1. Аристотель и античная литература. – М., 1978. 2. Вагнер Р. Начала поэзии. Эпос: Гомер и Гесиод (Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р. Эллинская культура. – Минск – М., 2000. – С. 160-189) 3. Вахрушев В. С. Гомер (Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 1. – М., 1997. – С. 201-207) 4. Вулих Н. В. Овидий. – М., 1996. 5. Гаспаров М. Вергилий – поэт будущего (Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М., 1979. – С. 5-34) 6. Гаспаров М. Поэзия Горация (Квинт Гораций Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. – М., 1970. – С. 5-38) 7. Головня В. В. Аристофан. – М., 1954. 8. Головня В. В. История античного театра. – М., 1972. 9. Гончарова Т. Еврипид. – М., 1986. 10. Грабарь-Пассек М. Е. Апулей (Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. – М., 1993. – С. 357-372) 11. Гусейнов Г. Ч. „Орестея” Эсхила: образное моделирование действия. – М., 1982. 12. Дуров В. С. Поэт золотой середины. Жизнь и творчества Горация (Гораций. Собрание сочинений. – Спб., 1993. – С. 5-20) 13. Зайцев А. И. Древнегреческий героический эпос и " Илиада" Гомера (Гомер. Илиада. – Л., 1990. – С. 395-416) 14. Каллистов Д. П. Античный театр. – Л., 1970. 15. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – М., 1976. 16. Морева-Вулих Н. В. Римский классицизм: творчество Вергилия, лирика Горация – СПб., 2000. 17. Полонская К. П. Античная комедия. – М., 1979. 50 18. Полонская К. П. Римские поэты эпохи принципата Августа. – М., 1963. 19. Соболевский С. И. Аристофан и его время. – М., 1957. 20. Суздальский Ю. П. Пушкин и античность. – Л., 1969. 21. Топоров В. Эней – человек судьбы. – М., 1993. 22. Хейзинга Й. Культуры и эпохи Sub Specie Ludi (Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. – М., 2001. – С. 277-309) 23. Шервинский С. В. Античная лирика. – М., 1968. 24. Шталь И. В. Поэзия Гая Валерия Катулла. – М., 1977. 25. Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная лирика. Ранняя греческая Эллинистическая лирика. Римская лирическая поэзия. – М., 1976..
|