Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение ролей членов команды
Все члены команды проекта проходят тест на определение роли по методике доктора психологии Рэймонда Мередит Белбина [4]. Ему удалось выделить и идентифицировать в общей сложности восемь ролей, которые могут взять на себя члены команды проекта. В течение семи лет он с коллегами формулировал свои гипотезы, тестировал их, отвергал, пересматривал и вновь тестировал, пока не смог получить уникальный результат исследования «анатомии команды», который подтверждён большим объемом экспериментальных данных.
Назначение теста Белбина – формирование сбалансированной динамичной команды и обеспечение благоприятного результата её деятельности в проекте.
Инструкция к тесту Белбина (таблица 1)
На каждый блок (вопрос) у тестируемого есть 10 баллов. Баллы присваиваются не больше, чем 3-м или 4-м утверждениям в блоке. Если тестируемый согласен с каким-либо утверждением на все 100%, то можно в пользу этого утверждения отдать все 10 баллов. При этом одному предложению можно присвоить минимум 2 балла. Отметка баллов производится в столбце 2. Важно выполнить проверку, чтобы сумма всех баллов по каждому блоку не превышала 10 баллов.
Таблица 1. Тест Белбина по определению функционально-ролевых позиций
членов команды проекта
№ п/п
| Отметка очков
| Вопросы и утверждения
|
|
|
| Блок 1. Что я могу предложить команде?
|
|
| Я думаю, что в состоянии быстро воспринимать и использовать новые возможности
|
|
| Я легко кооперируюсь с людьми разных типов
|
|
| Один из моих главных активов – продуцировать новые идеи
|
|
| Я способен вовлекать людей, которые, по моему мнению, могут внести большой вклад в достижение групповых целей
|
|
| Мои личные способности – эффективно доводить дело до самого конца
|
|
| Я не представляю себе даже временного снижения своей популярности, даже если это приведет к увеличению прибыли
|
|
| Обычно я чувствую, что реалистично и что дееспособно
|
|
| Я способен предложить весомые аргументы в пользу другой линии действий, не провоцируя при этом предубеждений и предвзятости
| Блок 2. Что характеризует меня как члена команды?
|
|
| Я чувствую себя неуютно на собраниях, даже если они четко структурированы и продуманно организованны
|
|
| Я склонен полагаться на людей, которые хорошо аргументируют свою точку зрения еще до того, как она была всесторонне обсуждена
|
|
| Когда группа обсуждает новые идеи, я склонен слишком много говорить
|
|
| Мои личные отношения мешают мне поддерживать коллег с энтузиазмом
|
|
| Когда надо сделать какое-либо дело, некоторые люди считают, что я действую агрессивно и авторитарно
|
|
| Я затрудняюсь брать на себя лидерскую роль, может потому, что слишком чувствителен к чувствам и настроениям группы
|
|
| У меня есть склонность настолько увлекаться собственными идеями, что я забываю о том, что происходит вокруг
|
|
| Мои коллеги считают, что я слишком забочусь о незначительных деталях и боюсь риска, что дело может быть испорчено
| Блок 3. Когда я работаю с другими над проектом?
|
|
| Я могу хорошо влиять на других людей, при этом не оказывая на них сильного давления
|
|
| Мое «шестое чувство» подсказывает и предохраняет меня от ошибок и инцидентов, которые иногда случаются из-за небрежности
|
Продолжение таблицы 1
№ п/п
| Отметка в баллах
| Вопросы и утверждения
|
|
| Во имя достижения главных целей, я готов ускорять события, не тратя время на обсуждение
|
|
| От меня всегда можно ожидать чего-то оригинального
|
|
| Я всегда готов поддержать хорошее предложение, которое принесет выгоду всем
|
|
| Я постоянно отслеживаю последние идеи и новейшие достижения
|
|
| Я думаю, что мои способности к суждениям и оценкам могут внести большой вклад в принятие правильных решений
|
|
| На меня всегда можно положиться на завершающем этапе работы
| Блок 4. Мое отношение и интерес к групповой работе?
|
|
| Я искренне желаю узнать своих коллег получше
|
|
| Я не боюсь ни оспаривать точку зрения другого человека, ни остаться в меньшинстве
|
|
| Обычно я могу доказать несостоятельность неудачного предложения
|
|
| Я думаю, что я способен хорошо выполнять любую функцию ради выполнения общего плана
|
|
| Часто я избегаю очевидных решений и прихожу вместо этого к неожиданным решениям проблемы
|
|
| Я стремлюсь все, что я делаю доводить до совершенства
|
|
| Я готов использовать контакты вне группы
|
|
| Хотя я всегда открыт различным точкам зрения, я не испытываю трудностей при принятии решения
| Блок 5. Я чувствую удовлетворение от работы, потому что?
|
|
| Мне нравится анализировать ситуации и оценивать возможные направления деятельности
|
|
| Мне интересно находить практические пути решения проблемы
|
|
| Мне приятно чувствовать, что я помогаю созданию хороших отношений на работе
|
|
| Часто я имею сильное влияние на принимаемые решения
|
|
| Я имею открытые, приветливые отношения с людьми, которые могут предложить что-то новенькое
|
|
| Я могу убеждать людей в необходимости определенной линии действий
|
|
| Я чувствую себя хорошо дома, когда я могу уделить максимум внимания заданию
|
|
| Я люблю работать с чем-то, что стимулирует мое воображение
| Блок 6. Когда задание трудное и незнакомое?
|
|
| Я откладываю дело на время и размышляю над проблемой
|
|
| Я готов сотрудничать с людьми, которые более позитивно и с большим энтузиазмом относятся к проблеме
|
|
| Я пытаюсь сделать задание проще, подыскивая людей в группе, которые могут взять на себя решение части проблемы
|
|
| Мое врожденное ощущение времени позволяет мне выдерживать сроки выполнения задания
|
|
| Я думаю, мне удастся сохранить ясность мысли и спокойствие
|
|
| Даже под давлением внешних обстоятельств я не отступаю от цели
|
|
| Я готов взять лидерские обязанности на себя, если я чувствую, что группа не прогрессирует
|
|
| Я бы начал дискуссию с целью стимулировать появление новых мыслей, способствующих решению проблемы
| Окончание таблицы 1
№ п/п
| Отметка в баллах
| Вопросы и утверждения
|
|
| Блок 7. Проблемы, возникающие при работе в группах?
|
|
| Я склонен выражать свое нетерпение по отношению к людям, которые стоят на пути развития прогресса (мешают)
|
|
| Другие могут критиковать меня за то, что я слишком аналитичен и не подключаю интуицию
|
|
| Мое желание убедиться в том, что работа выполняется с высоким качеством, может иногда привести к задержке
|
|
| Мне быстро все надоедает, и я полагаюсь на то, что кто-то из группы стимулирует мой интерес
|
|
| Мне трудно приступить к решению задачи, не имея четкой цели
|
|
| Иногда мне трудно объяснить и описать проблему в комплексе
|
|
| Я знаю, что я требую от других того, что я сам не могу выполнить
|
|
| Я затрудняюсь выражать собственное мнение, когда я нахожусь в очевидной оппозиции к большинству
|
Выставленные баллы из каждого блока опросника переносятся в таблицу 2. Далее выполняется операция сложения по каждому столбцу «роль». Столбец, в котором получено наибольшее количество баллов, определяет роль тестируемого члена проектной команды. Расшифровка функционально-ролевых позиций представлено в приложении А.
Важно проследить, чтобы общая сумма всех баллов в строке проверка была равна 70 баллам. Если итог не равен 70 баллам, то необходимо найти допущенную ошибку в вычислениях и исправить данные в таблице 2.
Таблица 2. Ключ к тесту Белбина*
Блок (вопрос)
| Роль
| Реализатор
| Коорди-натор
| Творец
| Генератор идей
| Исследо-ватель
| Эксперт
| Дипломат
| Испол-нитель
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
| ∑
| ∑
| ∑
| ∑
| ∑
| ∑
| ∑
| ∑
| Проверка
| ∑
| *до 3-х баллов – роль рассматривается как случайное попадание;
от 4-х до 11 баллов – роль выражена в незначительной степени;
от 12 до 17 (19) баллов – роль выражена в средней степени;
более 17 (19) баллов – роль выражена в высокой степени.
|