| Объём дисциплины
| Всего часов
|
| для очной формы обучения
| для заочной (очно-заочной) формы обучения
|
| Общая трудоемкость дисциплины
|
|
|
| Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)
|
|
|
| Аудиторная работа (всего):
|
|
|
| в т. числе:
|
|
|
| Лекции
|
|
|
| Семинары, практические занятия
|
|
|
| Практикумы
|
|
|
| Лабораторные работы
|
|
|
| Внеаудиторная работа (всего):
|
|
|
| В том числе, индивидуальная работа обучающихся с преподавателем:
|
|
|
| Курсовое проектирование
|
|
|
| Групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем
|
|
|
| Творческая работа (эссе)
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся (всего)
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации обучающегося Экзамен
|
|
|
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
| №
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Год обучения
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
|
| Специфика развития ребенка в пренатальном периоде
|
| Всего
| Лекции
| Семинары
| Самост.
работа
|
|
|
|
| -
|
| Практическая работа
|
|
| Развитие ребенка в период новорожденности и младенчества
|
|
|
|
| Опрос, дискуссия, практическая работа
|
|
| Раннее детство
|
|
|
|
| Опрос, дискуссия, практическая работа
|
|
| Ребенок в период дошкольного детства
|
|
|
|
| Опрос, практическая работа
|
|
| Родительское отношение как условие развития ребенка раннего возраста
|
|
|
|
| Опрос, дискуссия, практическая работа
|
|
| ВСЕГО
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
| № п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание
|
|
| Раздел 1 Специфика развития ребенка в пренатальном периоде
|
|
| Содержание лекционного курса
|
| 1.1.
| Тема1 Пренатальное развитие.
| Общие тенденции, проявляющиеся в процессах пренатального роста и развития. Основные периоды пренатального развития. Значение критических периодов в пренатальном развитии. Факторы, влияющие на пренатальное развитие. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения. Роды и их влияние на развитие триады. Импринтинг. Культурные традиции и родовспоможение. Пренатальная педагогика: за и против. Возможности общения и взаимодействия с внутриутробным ребенком.
|
|
| Раздел 2 Развитие ребенка в период новорожденности и младенчества
|
|
| Содержание лекционного курса
|
| 2.1.
| Тема 1.Ребенок в раннем неонатальном периоде развития.
| Период новорожденности: общая характеристика.
|
| Темы практических/семинарских занятий
|
| 2.1
| Тема 1. Младенчество
| Младенчество: ребенок как индивид, субъект деятельности, личность и инидивидуальность. Ведущая деятельность младенца. Новообразование периода младенчества. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии.
|
| 2.2.
| Тема 2. Специальные проблемы пренатальной психологии и педагогики
| Специфика развития недоношенного ребенка. Проблема материнской (отцовской депривации).
Проблема раннего обучения ребенка.
|
|
| Раздел 3 Раннее детство
|
|
| Содержание лекционного курса
|
| 3.1.
| Тема 1. Общая характеристика раннего детства
| Кризис одного года. Новообразование кризиса.
Ведущая деятельность ребенка в гендерном аспекте.
Предметно-орудийная деятельность мальчиков. Коммуникативная деятельность девочек.
Новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка.
|
| Содержание практических/семинарских занятий
|
| 3.1
| Тема 1. Развитие познавательной сферы
| Умственное развитие. Сенсомоторный интеллект. Речевое развитие ребенка Стадии односоставных, двусоставных и полных предложений.
|
| 3.2
| Тема 2. Личностное развитие
| Половая идентификация. Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу. Эмоциональное развитие ребенка. Страхи. Базовая потребность возраста – потребность в любви.
|
|
| Раздел 4. Ребенок в период дошкольного детства
|
|
| Содержание лекционного курса
|
| 4.1
| Тема 1. Общая характеристика периода
| Кризис 3-х лет. Когнитивная симптоматика. Семизвездие кризиса 3 лет. Зона ближайшего развития ребенка. Когнитивное развитие дошкольника.
|
| Содержание практических/семинарских занятий
|
| 4.1
| Тема 1. Игровая деятельность
| Ведущая деятельность – игра. Сюжетная, ролевая игра, игра по правилам. Игра и эмоциональное развитие дошкольника.
|
| 4.2
| Тема 2. Личностное развитие дошкольника.
| Формирование я-концепции. Самооценка и уровень притязаний. Эмоционально-волевая сфера.
|
| 4.3.
| Тема 3. Новообразование дошкольного возраста – комплексы готовности к школьному обучению.
| Структура готовности к школьному обучению Диагностика и формирование готовности.
|
|
| Раздел 5 Родительское отношение как условие развития ребенка раннего возраста
|
|
| Содержание лекционного курса
|
| 5.1
| Тема 1. Общая характеристика РО
| Биологические, культурно-исторические и психологические аспекты родительского отношения.
Культурные модели материнства и отцовства, их изучение (М. Мид, Э. Бадинтер, И.С. Кон).
Структура родительского отношения. Онтогенез родительского отношения.
|
| 5.2.
| Тема 2. Теория привязанности
| Теория привязанности. Основные понятия. Эксперименты. Современные исследования
|
| Содержание практических/семинарских занятий
|
| 5.1
| Тема 1. Ребенок как объект родительского отношения
| Материнство и развитие ребенка. Базовые качества матери. Психологическая готовность к материнству (отцовству), ее структура и методы исследования.
Особенности формирования отцовского отношения, его структура и специфика.
|
| 5.2
| Тема 2. Девиантное родительство
| Исследование девиантного родительства в психологии. Материнская и отцовская депривация и их влияние на развитие ребенка. Отказы от ребенка. Жестокое обращение с детьми. Неадекватные стили семейного воспитания.
|