Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет и метод. Источниками средневековой экономической мысли являются преимущественно богословские сочинения
Источниками средневековой экономической мысли являются преимущественно богословские сочинения. Поэтому экономические воззрения авторов непосредственно переплетены с теологией и, в частности, с решением вопросов религиозного спасения человека. Это спасение не носило персонального характера. Теология в эпоху Средневековья, особенно католическая, была убеждена, что совершенствование человека невозможно без включения его в социум. Это необходимо для преодоления его эгоистической природы и подчинения более высокой цели — интересам общего блага, т.е. блага общества. Поэтому понятие «общее благо» является центральным практически во всех социальных рассуждениях богословов. Во всех текстах средневековых авторов доминирует нормативный метод исследования. Он проявляется в том, что преобладают Как особенность метода следует отметить также двойственный характер оценок любых явлений. Он связан с тем, что мир представлялся богословам, с одной стороны, как божественное творение, пронизанное светом разума Творца, а с другой стороны, испорченное первородным грехом. Поэтому во всех мирских явлениях богословы стремились найти следы как божественного света, так и земной греховности. В отношении двойственного характера земного мира можно выделить две характерные позиции средневековых авторов. Ранние христиане, в частности Августин Блаженный (354—430), епископ г. Гиппона (Северная Африка) и известный богослов, выступали за строгое подчинение земного мира божественным заповедям, стремление преодолеть первородную греховность Града Земного. В этот период очень сильным был идеал нищеты, отречения от земной жизни, строгого соблюдения христианской морали, праведная жизнь представлялась как тяжелый труд, физический и духовный. В более позднюю эпоху, в период расцвета средневековой схоластики, доминирующей стала другая позиция, которая четко выражена в трудах Фомы Аквинского (1225—1274). Он считает, что невозможно устроить земную жизнь по законам Божьим в силу неизбежной греховности человеческой природы. Более того, такие попытки лишь приведут к рождению новых пороков и бед. Праведная жизнь возможна только в монастырях, среди тех, кто достиг определенного духовного совершенства. При обустройстве же мирской жизни необходимо учитывать несовершенство человека. Поэтому общество должно строиться как в соответствии с божественными законами («естественное право», вытекающее из природы вещей), так и в соответствии с законами, устанавливаемыми на основе договоренности людей между собой («условное право»). Последние являются корректировкой божественных законов в определенной исторической ситуации. В отношении этих законов действует строгая нормативная установка — требование выполнять их и тем самым действовать по справедливости. Понятие «справедливый» — справедливая цена, справедливое вознаграждение, справедливое распределение и т.д. — является центральным для средневековых экономических воззрений. И в данном случае справедливым считается соблюдение или соответствие законам (божественным или условным).
|