Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средневековая экономическая мысль России






Экономическое и политическое развитие России обладало опре­деленной спецификой. Во-первых, Восточная Европа в целом отставала от Западной, поскольку «варварские» государства на развалинах Римской империи начали формироваться в конце V в., а Древнерусское государство (Киевская Русь) возникло в конце IX в. Во-вторых, татарское иго, еще больше усилив отставание России, наложило особый отпечаток на ее дальнейшее политическое развитие. В борьбе за освобождение от татар в России на рубеже XV—XVI вв. сложилось централизованное государство. Но если на Западе формирование в это же время централизованных госу­дарств сопровождалось зарождением капитализма, то в России го­сударство, сложившееся по военной необходимости, наоборот, способствовало усилению некоторых черт феодализма, в частно­сти возникновению и развитию крепостного права. Кроме того, «российское государство унаследовало от татар определенные чер|ты восточной деспотии.

Поэтому сочинение, которое было написано на рубеже 40—50-х гг. XVI в. священником Ермолаем (принявшим затем в монашестве имя Еразм) «Благахотящим царям правительница и землемерие», с одной стороны, было написано, как и западно-европейские трак­таты более раннего времени, с использованием богословской ар­гументации, но, с другой стороны, это было сочинение о государ­ственном управлении, подобно рассмотренным выше древневос­точным сочинениям. Кроме того, спецификой взглядов самого Ермолая-Еразма была частичная близость взглядам ранних хрис­тианских богословов, что, очевидно, объясняется присутствовав­шим в это время в российской церкви течением «нестяжателей».

„Рассмотрим несколько примеров.

Богатство однозначно осуждается Ермолаем: «Понеже бовсякое богатство от властвующих коварств насилием или некими
ухищрениями много сбираемо, от своего же труда много богатства никому не мощно собрата».

1. Торговая прибыль и ссудный процент. В отношении прибы­ли Ермолай занимает компромиссную позицию, осуждая только чрезмерно высокую прибыль. Ссудный процент же осуждаетсяполностью. Обращаясь к ростовщику, Ермолай пишет: «Всякое
животное Божьим повелением радтет... твоему же сребру не по­
ложи Бог растения. Ты же противишися Богу, яко не растленно­
му повел еваеши расти».

3. Налоги. Апелляцией к божественному миропорядку аргумен­тирует Ермолай и свое предложение сократить число крестьян­ских податей до одной — ведь и звери и птицы только один раз в год линяют.

 

5. Экономическая мысль феодального общества на Ближнем Востоке:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал