Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новое геополитическое качество России
Для того чтобы определить приоритеты во внутренней и внешней политике России, надо выяснить, что такое современная Россия, каковы ее интересы в советском и постсоветском пространстве. Разрушение СССР, суверенизация национальных республик и другие факторы создали пространство, где не существует строгих юридических норм, слабо определены границы, где каждая республика и даже национальный округ имеет не только свою суверенную неустойчивую территорию, но и аморфную законодательную базу. Отсюда и вытекает отсутствие конкретных социальных и экономических перспектив для жителей республик, краев, областей, округов в частности и для России в целом. По этому поводу А. Дугин пишет: «Для того чтобы строить планы относительно «интересов государства», необходимо иметь ясное представление, о каком именно государстве идет речь... Полагаем, что речь надо вести о политическом субъекте, которого в случае русских нет»1. В статусе России много неясного: является ли она наследницей СССР (а что тогда представляют собой другие субъекты СНГ?), межэтнической федерацией, многонациональным государством или адептом Запада, в частности США (территория которого с подачи 3. Бжезинского должна быть поделена на три самостоятельные республики)? Таким образом, получается, что Россия в зависимости от обстоятельств может выступать в различных ипостасях: как объект для дележа между мировыми державами, как региональная держава и как держава, обладающая мощным ядерным потенциалом. Экономический потенциал РФ настолько мал, о чем мы уже говорили, что это служит «основанием» для государств-соседей (и не только соседей) предлагать свое видение дележа ее территории. Вот почему нет возможности говорить о стратегических интересах такого маргинального образования, как современная Россия. А. Дугин справедливо считает, что стратегические интересы РФ могут проясниться только после того, как появится, сложится и определится политический, социальный, экономический и идеологический субъект этих интересов. И далее он развивает тезис: «РФ не имеет государственной истории, ее границы случайны, ее культурные ориентиры смутны, ее политический режим шаток и расплывчат, ее этническая карта разнородна, а экономическая структура фрагментарна и отчасти разложена»2. 1 Дугин А. Основы геополитики. С. 183—184. 2 Там же. С. 183-184. вит Китаю противокорабельные ракеты «Москит». В итоге торговля оружием стала монополией Вашингтона. В 2005 г. американцы продали оружия другим странам более чем на 21 млрд долл., русские — едва на 6 млрд долл. Американцам сегодня принадлежит 80% европейского рынка вооружений, а 85% всех контрактов на поставку боевой техники Вашингтон заключает с «недемократическими режимами». Делать же подобное России категорически запрещают. 6.4. Военная доктрина России: безопасность страны Впервые за весь постсоветский период Президент России в октябре 2003 г. заявил, что правительство страны пересмотрит планы военного строительства, если НАТО сохранится как военный альянс с наступательной военной доктриной. На совещании в Министерстве обороны РФ при участии Президента России министр обороны С. Иванов заявил: «Особенности современных внешних угроз требуют от российских вооруженных сил выполнения задач различного характера в различных регионах мира. Мы не можем абсолютно исключать и превентивного применения силы, если этого будут требовать интересы России или ее союзнические обязательства»1. Такими угрозами министр обороны назвал: • вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций поддерживаемых иностранными государствами; • нестабильность в приграничных странах, порожденную слабостью их центральных правительств. Возросшее значение экономических интересов в мировой политике ведет к расширению применения военной силы в рамках различных коалиций, иногда создаваемых «вне традиционных военно-политических организаций». В связи с этим в отражении внешних угроз ставка делается в первую очередь на «силы постоянной готовности. Этими силами Россия должна успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов»2. Безусловно, вновь вступать в гонку вооружений России не стоит. Да и нет у нее сейчас таких возможностей, какие были у СССР. 1 Мухин В. Россия определила новые оборонные ориентиры// Независимое военное обозрение. № 36. 2003. 2 Там же. руженных сил Российской Федерации на основе концентрации сил, средств и ресурсов в трех сферах вооруженной борьбы: суша, воздух — космос, море. В трехвидовой структуре Вооруженных сил РФ максимально реализуется принцип ответственности за организацию и ведение военных действий каждым видом ВС, за управление ими в той физической сфере, в которой с максимальной отдачей проявляются присущие конкретному виду ВС оперативно-стратегические свойства1. Трехвидовая структура вооруженных сил сложилась в июне 1941 г. и выдержала с честью испытания опытом самой жестокой войны XX в. — Великой Отечественной войны. Трехвидовую структуру ВС переняли после Великой Отечественной войны страны Запада (табл. 6.1). Таблица 6.1. Оргструктура вооруженных сил стран мира
1 См.: Дейнекин П., Рог В. Ответственность за свое пространство // Независимое военное обозрение. 2002. № 33. состязаниях с американцами в области строительства атомных субмарин. Печальная история с гибелью атомной подводной лодки «Курск» (кстати, расследование этой трагедии так и не внесло ясности, не вскрыло истинные причины катастрофы) послужила определенной основой пересмотра концепции сооружения подводных лодок. В декабре 2001 г. на «Севмаше» было завершено строительство атомохода проекта 971 «Гепард» с более лучшими характеристиками, чем ПЛ типа «Курск». А в августе 2003 г. на этом же предприятии спущена на воду уникальная подводная лодка, которую ее строители назвали «Лошарик». Это первая в мировой истории ПЛ с удивительной комбинацией свойств энергетической установки и глубины погружения. Строительство подводной лодки, предназначенной для специальных операций и заложенной еще во времена существования Советского Союза, длилось почти 15 лет. Специалисты-проектировщики воплотили в ней принципиально новые решения: сферические фрагменты конструкции, что позволит кораблю безопасно погружаться на большую глубину. Сейчас «Лошарик» — самая бесшумная и неслышимой подводная лодка на российском флоте. На определенной скорости она становится практически неуязвимой для гидроакустиков вражеских кораблей и может выполнять поставленные задачи незамеченной по всему Мировому океану1. Итак, в России есть условия для наращивания мускулов второй руки, гарантирующей ее безопасность. Нужна только политическая воля. Но модернизация флота, особенно его ядерная составляющая, испытывают большие трудности. По планам ВМФ, уже в 2010 г. должен получить три атомные подлодки стратегического назначения пятого поколения типа «Борей». Для их вооружения в рамках госпрограммы разрабатывается новая баллистическая ракета «Булава». В 2004—2005 гг. она успешно прошла испытания. Но финансирование этого типа ракет находится под угрозой «секвестра».
|