Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка текста международных договоров






Подготовка текста заключительного документа может осуществляться различным путем: на конференциях договаривающихся сторон, путем переговоров через уполномоченных лиц или путем создания специального органа, например, группы экспертов; текст может быть подготовлен и по дипломатическим каналам, в частности, между посольством одной страны и МИД страны его пребывания.

Путем дипломатических переговоров подготавливаются, как правило, тексты двусторонних договоров.

Международные соглашения, например, конвенции, могут быть подготовлены с помощью ООН. Как правило, текст договора принимается путем принятия соответствующей резолюции. Итоговые документы переговоров, проведенных под эгидой ООН, составляются, как правило, на пяти языках - английском, французском, русском, испанском и китайском. Наименования стран перечисляются в алфавитном порядке, в таком же порядке договор подписывается уполномоченными лицами. Выбор алфавита согласовывается участниками переговоров.

Международная практика выработала новую форму принятия текста договора на международных конференциях и в международных организациях — принятие текста договора без голосования, путем согласования позиций участников и при отсутствии официальных возражений со стороны любого из участников. Такая форма принятия текста договора получила название консенсуса.

Поскольку каждое государство имеет право на оригинал или аутентичную копию договора, количество копий изготавливается по числу подписавших государств. Каждая копия подписывается и скрепляется печатями всех уполномо­ченных, перечисленных в преамбуле договора. Однако в случаях, когда число подписавших государств более двух, принято подписывать только один оригинал с предоставлением заверенной копии каждому подписавшему государству.

В договорных документах нередко приходится прибегать к альтернату, т.е. правилу, когда текст договора или соглашения каждой страны-участницы печатается на ее языке, а ее наименование, подписи уполномоченных лиц и печати проставляются на первом месте. Аналогичный порядок используется и для другого участника. Обычно правило альтерната применяется при заключении двусторонних договоров. Для многосторонних договоров, как правило, при обозначении названия страны-участницы используется алфавит принятого официального языка. Когда переговоры между двумя государствами завершены, данный текст иногда представляется к парафированию либо на рабочем языке конференции, либо на языках обеих стран.

Если соглашения составляются на двух языках, принято располагать оба варианта на одной странице параллельными вертикальными колонками или же один вариант на левой странице и другой на правой странице так, чтобы было можно без затруднения сравнивать их. Соблюдаются правила альтерната, то есть вариант на языке той страны, для которой предназначается данный экземпляр, помещается в колонке или на странице с левой стороны. Иногда бывает так, что две державы, языки которых в значительной степени отличаются друг от друга, заключают соглашение на третьем языке, а также на своих двух языках и предусматривают, что в случае возникновения разногласий предпочтение будет отдаваться варианту на третьем языке.

Таким образом, прежде чем договор поступит на подпись, он обычно проходит стадию парафирования, представляющего собой окончательное согласование текста договора перед его подписанием. Парафирование обычно представляет собой проставление инициалов (чаще всего на каждой странице) уполномоченных лиц. Парафирование не всегда обязательно. В некоторых случаях договор может быть подписан сразу по завершении переговоров.

Выражение согласия с соглашением. Последней стадией заключения договора является выражение согласия государств и других субъектов международного права на обязательность договора.

Подписание. Наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является его подписание. Представители государств подписывают договор в соответствии с основными принципами подписания двусторонних и многосторонних договоров. При подписании договора каждый уполномоченный ставит рядом со своей подписью свою личную сургучную печать (на которой выгравированы начальные буквы имени и фамилии уполномоченного или его личный герб). Под печатями проходят концы шнура, которым сшит договор. Эта процедура должна как бы гарантировать, что в дальнейшем в подлинник договора не окажутся вставленными листы с неправильным текстом.

Подписание в порядке ad referendum (до последующего утверждения). Первоначально практика подписания в порядке ad rcferendun была принята для того, чтобы дать возможность тому или иному уполномоченному, имеющему сомнения относительно приемлемости для его правительства некоторых положений соглашения, отложить подписание на время, достаточное для получения одобрения. В наши дни практика подписания на основе ad referendum применяется редко.

В соответствии со статьями 18 конвенций 1969 и 1986 годов государства или международные организации, подписавшие договор под условием ратификации, принятия или утверждения, обязаны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор объекта и цели. Право подписывать международные договоры без специальных полномочий в нашей стране имеют Президент, Премьер-министр и министр иностранных дел.

Отсроченное подписание. Обычно в день открытия соглашения для подписания его подписывают относительно большое число сторон. Затем оно остается открыто в течение определенного периода времени с тем, чтобы заинтересованные правительства могли изучить и принять его в соответствии со своими особыми правилами. И наконец, некоторые многосторонние соглашения постоянно остаются открытыми для того, чтобы дать возможность всем желающим государствам добровольно следовать изложенным в них положениям.

Альтернат. Правила международной вежливости породили обычай, называемый " поочередное старшинство" (фр. — L'altemat), согласно которому при подписании международных актов каждому государству-участнику предоставляется право занять в порядке ротации почетное место. Это означает, что, когда документы сформулированы окончательно, первое место в списке участвующих держав поочередно предоставляется каждому из подписывающих государств. Уполномоченный очередного государства передвигается к самому началу списка и ставит свою подпись на почетном месте, то есть слева, если имена подписывающих располагаются в строчку, или сверху, если они располагаются в колонку. Каждое государство получает подписанный оригинал соглашения, на котором первым стоит его наименование. Такая процедура обычно не применяется при подписании многосто­ронних актов, поскольку теперь обычно подписывают один оригинал таких документов. Другие уполномоченные ставят свои подписи в согласованном ранее порядке. Обычно указывается язык, по алфавиту которого располагаются страны-участницы.

Полномочия. Как мы уже говорили, для официального подписания договора уполномоченные должны быть также официально наделены правами главами своих государств или, если это практикуется правительством их страны, премьер-министром или министром иностранных дел. Договоры обычно подлежат ратификации, и подписи в таких случаях не налагают каких-либо юридических обязательств.

В таком документе обычно указываются:

1) название ведомства, дающего этот документ;

2) характер и предмет переговоров;

3) имя уполномоченного;

4) заявление о том, что он уполномочен связать обязательствами правительство своей страны.

Очень часто в документе за главой государства резервируется право на ратификацию. В Соединенных Штатах обычно принято особо оговаривать ратификацию президентом с согласия сената. Если правительство решает назначить нескольких уполномоченных, оно может, либо наделить полномочиями каждого из них, либо перечислить фамилии их всех в едином документе, который уполномочивает их совместно.

2. Ратификация международных договоров

Следующим способом выражения согласия на обязательность договора является ратификация. В соответствии с Венскими конвенциями ратификация — это международный акт. Ратификация представляет собой акт, которым глава государства, уполномочивший путем предоставления полномочий то или иное лицо заключить путем переговоров международное соглашение, официально соглашается взять на себя в соответствии с конституционным процессом обязательства, вытекающие из соглашений, подписанных упомянутым лицом. Это особенно важно, когда договор требует изменения внутреннего законодательства или касается вопросов, которые в соответствии с конституцией должны быть представлены на рассмотрение парламента. Давая юридическую санкцию на подписанное от его имени и его властью соглашение, глава государства придает этому соглашению подлинную юридическую силу в международных делах. Как видим, ратификация одновременно является институтом внутреннего права государств, поскольку только внутреннее право определяет, какие органы государств уполномочены ратифицировать договоры. Такими органами являются обычно главы государств и парламенты. Законодательством нашей страны предусмотрена ратификация международных договоров Парламентом, путем принятия соответствующего закона.

После опубликования оно приобретает внутри страны, на национальном уровне, силу закона, давая, таким образом возможность правительству, судам и администрации обеспечить соблюдение этого соглашения данным государством. Государство не связано юридическим обязательством ратифицировать договор, согласованный ее собственным делегатом, хотя выбор действий государств ограничен: либо принятие, либо полное отклонение.

Ратификация договора оформляется особым документом — ратификационной грамотой. Эта грамота состоит из трёх частей:

- вступительной, в которой глава государства объявляет, что он рассмотрел подписанный договор;

- из копии текста самого договора;

- из заключительной части, в которой глава государства заявляет, что договор будет соблюдаться. Под заключительной частью ставится подпись главы государства и государственная печать. Ниже этой подписи ставится подпись того высшего должностного лица, которое по законам данного государства должно скреплять своей подписью государственные акты.

При ратификации двусторонних договоров готовятся два оригинала ратификационной грамоты — один для вручения другой стороне и один для последующего обнародования в стране. Ратификация требуется, как это следует из Венских конвенций, когда она предусмотрена самим договором либо когда представитель государства подписал договор под условием ратификации. Законодательство многих государств устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации.

Обмен нотами. Согласие на обязательность договора может быть выражено путем обмена документами, например нотами или письмами идентичного содержания. Необходимо отличать эту процедуру от заключения договора в форме обмена письмами или нотами, в которых содержится сам предмет договора.

Присоединение к договору. Согласие на обязательность договора может быть выражено путем присоединения к договору. Декларация вручается главе ведомства иностранных дел страны, в которой депонирован договор. Почти все многосторонние договоры предусматривают возможность такого к ним присоединения.

3. Вступление в силу и действие международных договоров

Регистрация и опубликование договоров. Уведомление о ратификациях - это обычно последний акт перед тем, как международные соглашения становятся законом. После ратификации они претворяются в жизнь в соответствии с положениями, зафиксированными в самих соглашениях. Очень часто это происходит немедленно, но нередко вступление в силу может произойти через 30, 60 или 90 дней, а иногда через год или более после ратификации. Затем соглашения должны быть включены во внутреннее законодательство подписавшего государства с тем, чтобы насе­ление могло быть осведомлено о них, как и о других законах государства; в противном случае нельзя было бы добиться соблюдения их каждым человеком. Поэтому тексты соглашений должны быть опубликованы вскоре после ратификации в официальном правительственном издании, доступном населению.

Организация Объединенных Наций изучала ту же самую проблему и разработала систему регистрации и опубликования договоров. Чтобы побудить государства опубликовать все заключенные ими международные соглашения, в Устав ООН было включено положение (ст. 102), что ни одна из сторон того или иного незарегистрированного в секретариате ООН договора не может ссылаться на такой договор или соглашение ни в одном из органов Организации Объединенных Наций (например, Международный Суд). В свою очередь, Секретариат ООН при первой возможности публикует зарегистрированные договоры в специальной серии сборников. Включение этой статьи в Устав ООН преследовало цель ограничить тайную дипломатию и довести до сведения международного сообщества содержание договоров.

Кроме Секретариата ООН регистрацией договоров занимаются и другие международные организации, например ИКАО, МАГАТЭ, МОТ. Даже если договор зарегистрирован в международной организации, он подлежит, как следует из Венских конвенций, обязательной регистрации в Секретариате ООН. Многими государствами предусматривается порядок публикации договоров, заключенных с их участием. Внутригосударственная публикация носит наименование промульгации.

Вступление в силу. Юридические последствия вызывает только договор, вступивший в силу. Это означает, что он становится юридически обязательным для участников. В соответствии с Венскими конвенциями порядок и дата вступления договора в силу устанавливаются в самом договоре или согласуются его участниками. Международные договоры вступают в силу:

а) со дня подписания, если в тексте договора в силу нет указания о другом сроке вступления его в силу;

б) со дня уведомления сторонами друг друга о состоявшемся утверждении правительствами подписанного договора, если последний ставит применение договора в зависимость от такого утверждения;

в) со дня обмена ратификационными грамотами, если договор подлежит ратификации и если в нём не установлен другой срок вступления в силу.

Срок действия. Вступление договора в силу связано со сроком действия, который, как правило, устанавливается в договоре. Договоры могут заключаться на определенный срок (срочные договоры), на неопределенный срок, без указания срока действия либо с указанием на бессрочность действия. Если в тексте соглашения не предусматриваются способы прекращения действия договора, это не означает, что договор будет вечным. Это лишь означает, что договаривающиеся стороны согласились оставить вопрос о сроке действия соглашения открытым. Это может быть осуществлено сторонами путем выражения совместного желания либо специально, либо при подписании другого соглашения.

В большинстве договоров указываются сроки их действия. Исключение составляют мирные договоры, договоры о принадлежности территории (например, Договор 1920 г. о Шпицбергене), договоры, фиксирующие признание какого-либо института международного права (например, Гаагские конвенции 1907 г. о правилах войны). В таких договорах срок не указывается, они действуют бессрочно.

Соглашения, действующие между двумя или более государствами, можно легко изменить путем переговоров и дипломатии. Главы дипломатических представительств и консулы являются блюстителями надлежащего выполнения договоров. То правительство, по мнению которого, следует подать жалобу в отношении неправильного применения соглашения, само решает вопрос о том, следует ли изменить толкование соглашения или целесообразно изменить или аннулировать его. Предложить решение вопроса должны дипломатические миссии. Поэтому им надо знать общие правила, касающиеся изменения и выполнения договоров.

При выработке международных соглашений, которые предположительно будут действовать в течение длительного периода времени, важно предусмотреть способы их применения и изменения в будущем в соответствии с новыми обстоятельствами. Когда речь идет о важных конвенциях, затрагивающих многочисленные и разнообразные частные интересы, целесообразно предусмотреть в дополнение к обычному повседневному применению, осуществляемому дипломатическими представителями, возможность создания смешанных комиссий. В состав таких комиссий входили бы те же лица, которые участвовали в переговорах по выработке данного соглашения, а в задачу этих комиссий, периодически заседающих попеременно в заинтересованных странах, входило бы наблюдение за тем, как выполняются положения договора, рассмотрение мнений правительств стран, его подписавших, и изыскание улучшений, которые могли бы быть осуществлены либо в рабочем порядке, либо, при необходимости, путем изменения текста соглашения. Чтобы облегчить выполнение конвенций по техническим вопросам, часто выгодно облечь будущие рабочие процедуры в форму межведомственных соглашений.

Пролонгация. Продление договора называется пролонгацией. Большая часть заключаемых договоров предусматривает возможность автоматического продления их на новый срок, если за установленный в договоре период до наступления первоначального срока ни одна из сторон не заявит о своём отказе от договора. Пролонгация может быть осуществлена на основании специального соглашения в отношении договора, срок действия которого истекает. Если договор прекратил свое действие и стороны специально договорились о продлении его действия, то такое продление называется восстановлением или возобновлением действия договора. Часто в текст соглашений включается положение о возможном продлении срока действия с тем, чтобы дать возможность договаривающимся сторонам приспособить свое законодательство и действующие правила к условиям, которые создадутся к окончанию срока действия соглашения.

Прекращение и приостановление договора. Прекращение договора, то есть утрата им юридической силы, или выход из него участника могут иметь место в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия его участников. Прекращение договора может происходить в результате истечения срока его действия, исполнения договора, возникновения новой нормы jus cogens, денонсации на условиях, предусмотренных договором, и т. д. Что касается денонсации, то к непредвиденным идейным обстоятельствам относятся исчезновение первоначальной цели договора или его устарелость независимо от того, устанавливается ли это подписавшими сторонами или происходит в результате какого-либо крупного политического события.

Исполнение договора также является основанием его прекращения. Последующий договор может отменить предшествующий, если они заключены по одному и тому же вопросу, а также в том случае, когда оба договора несовместимы друг с другом, либо участники намерены регулировать свои отношения этим последующим договором. Если произошло существенное нарушение двустороннего договора одним из его участников, другой участник имеет право прекратить или приостановить действие этого договора. Существенное нарушение многостороннего договора одним из его участников дает право другим участникам приостановить действие договора в отношениях с государством, нарушившим договор, либо со всеми участниками.

Законодательство Республики Казахстан предусматривает, что предложение о прекращении действия международного договора осуществляется тем органом, который принимал решение о согласии на обязательность международного договора для Республики Казахстан. Решения о денонсации международных договоров межгосударственного и межправительственного характера принимает Парламент Республики Казахстан, межведомственного характера - Правительство Республики Казахстан.

Денонсация. Для прекращения договора чаще всего используется денонсация, то есть уведомление о расторжении договора. Денонсация может осуществляться лишь на условиях, предусмотренных самим договором. Если договор не предусматривает денонсации и не установлено намерение его участников допустить такую возможность, то договор не может быть денонсирован. В случае с международными организациями государства-члены должны принять решение большинством голосов в соответствии с уставом их организации, определяющим кворум и требуемое большинство. Может также случиться, что то или иное правительство, денонсируя соглашение, одновременно предлагает провести переговоры о заключении другого соглашения по тому же вопросу и выступает с инициативой созыва для этой цели конференции. Денонсация договора должна производиться в той же форме и тем же способом, которые применялись при его подписании. Денонсировать договоры может только исполни­тельная власть, уполномоченная национальным законодательством вступать в международные соглашения.

Аннулирование. Известны и такие способы прекращения договоров, как их отмена и аннулирование. Под отменой понимают утрату договором юридической силы по соглашению участников. Аннулирование означает односторонний отказ государства от договора, например, в случае существенного нарушения договора другим участником. Государство может также прекратить действие договора, если произошло коренное изменение обстоятельств (clausula rebus sic stantibus).

Состояние войны. Состояние войны - весьма часто возникающая ситуация. Как только объявляется война, все соглашения, заключенные между воюющими сторонами, перестают действовать, поскольку их применение несовместимо с новой ситуацией. Соглашения о защите раненых, пленных и о гражданском населении обязательно продолжают действовать в полном объеме, поскольку они заключаются именно на случай войны.

При мирном урегулировании правительства обычно указывают, какие соглашения остаются в силе, а какие подлежат пересмотру. Соглашения, о продлении или пересмотре которых не было четко оговорено, считаются определенно прекратившими свое действие. Разрыв дипломатических отношений, если за ним не следует объявление войны, не прекращает действия договоров и соглашений, существующих между соответствующими государствами.

Весьма спорной причиной прекращения действия (аннулирования) соглашения является причина, вытекающая из положения rebus sic stantibus (при неизменных обстоятельствах (лат.)). Положение rebus sic stantibus — это юридическая ширма, используемая государствами, которые хотят денонсировать в одностороннем порядке мешающий или устаревший договор, но не находят средств для этого в его тексте. Ни Международный суд, ни какой-либо другой международный трибунал, видимо, никогда не заявляли о том, что договор, устаревший в силу тех или иных событий, но не бывший предметом денонсации, может рассматриваться прекратившим свое действие. Поэтому на практике целесообразно считать действующими все договоры, которые не были денонсированы или прекращение действия которых не было юридически оформлено каким-либо другим образом.

Недействительные договоры. В международной практике встречались случаи, когда отдельные договоры объявлялись недействительными. Венская конвенция 1969 года содержит исчерпывающий перечень оснований недействительности договоров. Основаниями недействительности являются принуждение государства, обман, ошибка, противоречие договора норме jus cogens и др. Если договор был заключен в результате принуждения государства посредством угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН, он является ничтожным. Ничтожным считается также договор, который заключен в результате принуждения представителя государства действиями или угрозами, направленными против него. Недействительными являются договоры, которые заключены в результате подкупа представителя государства, обмана контрагента либо ошибки, которая касается факта или ситуации, представляющих существенную основу согласия на участие в договоре.

Взаимозависимость международного и внутреннего права. Более спорной является проблема взаимозависимости международных соглашений и внутреннего законодательства. В настоящее время общепризнан примат международного права над внутренним законодательством. Государство, видящее, что другое государство выступает против модификации своего внутреннего законодательства, может счесть себя ущемленным, поскольку оно теряет без компенсации выгоды, которых оно добилось исключительно на взаимной основе, в результате чего общее равновесие данного соглашения может быть частично нарушено. И наоборот, держава, извлекающая выгоду из модификации своего внутреннего законодательства с целью снятия с себя таких договорных международных обязательств, должна понимать, что впоследствии ей будет труднее добиться путем переговоров преимуществ, которые могут быть, по вполне справедливому предположению ее партнеров, отняты у них в любой момент.

Лекция 11. Дипломатическая беседа и техника ее написания и оформления

1. Особенности дипломатической беседы.

2. Правила оформления записи дипломатической беседы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал