Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учение Христово и Моисеев закон (Ин. 7, 19-24);
«Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание – хотя оно не от Моисея, но от отцов, – и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным». Параллели с Ин. 5. 39, 45-47: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (ст. 39). «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (ст. 46-47). * Тема «Христос и Закон» уже поднималась Спасителем в контексте Нагорной проповеди. Здесь она предстает перед нами в более мистическом смысле. В словах Христа о Его учении, т.е. Евангелии, последнее приобретает звучание и смысл, по сути тождественные с Законом. Причем, ради познания божественного происхождения Евангелия Христос предлагает опытный путь: творение воли Его, т.е. Пославшего = познание божественного учения Христова». Таким образом, творение заповедей закона является необходимым «педагогом» к принятию Евангелия. Вследствие этого «нетворение» закона, обличаемое Христом, является условием, в отрицательном смысле желания убить Христа за Его учение. Но, как видно из дальнейшего, учение Христа есть прежде всего учение о милосердии и о жертве. И в 22-23 стихах учение о милосердии и о жертве любви приобретает несравнимо большее значение, чем формальное исполнение дел закона. Здесь уместно вспомнить параллель: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13; 12, 7). Различие между тем нарушением закона, которое совершил Христос, и теми, какие дозволяют себе делать «иудеи», состоит не в том, что Он нарушил закон в отдельном случае, а те – постоянно. Важнее то, что они через нарушение закона, достигали только введение младенца во внешнее общение с Богом, делали его членом теократического общества, а Христос при Вифезде даровал расслабленному полное – и внешнее и внутреннее (выражение «всего человека» заключает в себе мысль об особенной важности чуда исцеления по сравнению с актом обрезания младенца, который не «весь» освящается этим актом). Давая же расслабленному такое благо, Христос, можно сказать, не нарушил, а исполнил высшую божественную заповедь о любви к ближнему, которая составляла и центральный пункт учения закона и пророков (ср. Мф. 5, 43; 7, 12 и др.) [Лопухин].
|