Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б) Тема греха в 9 гл. (Ин. 9:2-3,16,24-25, 31,33-34).
Тема греха логически вытекает из темы «свет-тьма» в той же 9 главе. В начале главы при выяснении причины недуга слепорожденного понятие греха теряет под собой основание при утверждении Христа о невозможности судить о болезни как о следствии греха. Но далее тема греха переносится на Христа при обсуждении фарисеями причины и возможности чудес Христовых. Т.о., грех теряет под собой метафизическое основание. В дальнейшем тема греха входит в тему «свет и тьма» через сопоставление прозрения слепорожденного и вследствие этого невозможности назвать Иисуса грешником. Невозможность назвать Иисуса грешником получает в 31 стихе и далее объяснение богопосланничеством Христа. Утверждение с слепорожденного о богопосланничестве Иисуса Христа опять разрешается в тему «свет-тьма» при изгнании Его из синагоги и утверждении о его грешности. Конфликт «грех-свет», т.о., нарастает и получает логическое завершение в данном отрывке в 41 стихе в словах Христа о грехе как о ложном видении, т.е. о гордости. Фактически грех остается на иудеях, а ложное зрение и праведность, как известно, не нуждаются во Враче и порождают ненависть к Нему. Конфликт получает свое разрешение в событиях страстей и воскресения. Тема греха: - «Кто согрешил…» (Ин. 9, 2). «Не согрешил ни он, ни родители его» (9, 3). - «Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник» (9, 24). «Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю…» (9, 25) «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает» (9, 31); - «Во грехах ты весь родился… И выгнали его вон» (9, 34). «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?» (9, 35). - «Грех остается на вас» (9, 40-41): «Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (9, 41). Вывод: Добровольная слепота фарисеев, сознательное и добровольное неприятие Христа есть грех, подлежащий суду, грех остается на обвинителях – фарисеях.
Беседы на празднике Обновления (Ин. 10, 22-42). (102 Синопсис) «Иудеи каждый год торжественно праздновали тот день, в который окончена была Зоровавелем постройка второго храма после возвращения иудеев из плена вавилонского». В 165 г. до Р.Х. был установлен новый 8-дневный праздник Иудой Маккавеем в память возобновления, очищение и освящения Иерусалимского Храма, оскверненного Антиохом Епифаном идолами. «И. Флавий называет этот праздник еще праздником светов, потому что в продолжение его обильно освещались домы в знак радости об очищении и освящении храма. Праздновался повсюду в Палестине, ев. Иоанн же упоминает здесь только об Иерусалиме, потому что на него опять пришел сюда Христос» [еп. Михаил (Лузин)]. После праздника Кущей прошло приблизительно два месяца. Свт. Иоанн Златоуст считает, что Господь был в пределах Иудеи, но основываясь на Ин. 10, 40: «и пошел опять за Иордан», можно предположить, что местом пребывания Господа была Перея. «Была зима» (10, 22) – евангелист делает это замечание для того, чтобы указать, почему Господь ходил в это время в притворе Соломоновом на празднике Обновления, когда и произошла беседа с иудеями. - «Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо» (Ин. 10, 24). Праздный и злонамеренный вопрос, поскольку: а) Господь всегда учил открыто, ничего не говорил тайно. б) Он неоднократно уже свидетельствовал о Себе как о Мессии (Ин. 8, 12, 25-28; 9, 35; 10, 1-18). Господь называл Себя Сыном Человеческим, что также является одним из мессианских имен. Кроме того, сами дела Господа свидетельствовали о Его мессианстве (насыщение пяти тысяч пятью хлебами, хождение по воде, исцеление слепорожденного и др.). в) Они не могли бы убедиться простым словом, тогда как не убедились столь многими делами. г) Когда Господь учил и проповедовал словами, иудеи говорили: «Какое Ты дашь нам знамение?» (Ин. 6, 30), а когда вопиют дела, то ищут слов. д) «Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (Ин. 10, 25) – иудеи спрашивали не для того, чтобы научиться, а чтобы уловить Господа в словах. Он дал уже более ясный ответ – в делах: «Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин. 5, 36). - Господь не признает этих иудеев «своими овцами»: «Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам» (Ин. 10, 36). - Свое попечение (руку) об овцах Господь отождествляет с попечением (рукою) о них Свого Отца. Рука в этом случае является символом власти, силы и могущества: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Ин. 10, 28-29). - В ответе Господа: «Я и Отец – одно» (Ин. 10, 30) иудеи усматривают богохульство (т.е. присвоение Себе чести, подобающей Единому Богу, и притязание на Божественное достоинство) и хотят побит Его камнями (Лев. 24, 15). - Господь не опровергает такого понимания Свого ответа, не оправдывается, а, наоборот, утверждает и одобряет предположение иудеев, спрашивая, за какое из добрых дел хотят побить Его: «Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» (Ин. 10, 32). - Иудеи начинают оправдываться: «не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин. 10, 33). - В ответ Господь делает ссылку на Пс. 81, 6: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (Ин. 10, 34). В псалме люди, призванные творить суд и защищать слабых о посягательства сильных, названы «богами», конечно не в собственном смысле. Приводя выдержку из этого псалма, Господь как бы говорит иудеям: «Вы не можете обвинять псалмопевца в богохульстве; поэтому, если он назвал богами достойных носителей Божественной власти, то как же вы можете обвинять в богохульстве Меня, назвавшего Себя Сыном Божиим и творящего дела, какие может творить только один Бог?» [Аверкий]. - Разъяснение Господа: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю… верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. А если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем (Ин. 10, 37-38) вызывает ярость иудеев и повторную попытку схватить Его. - Господь уходит за Иордан (Ин. 10, 40). - С уходом Господа связано окончание темы Предтечи и его свидетельства о Христе в Евангелии от Иоанна: «И пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. И многие там уверовали в Него» (Ин. 10, 40-42). Приходившие, объясняя свое обращение ко Христу, ссылались на то, что на Нем пришли в исполнение все слова, которые о Нем говорил Иоанн Креститель (ср. 1, 26 и сл.). Христос является для верующих в Него истинным Спасителем, какие Его предъизобразил Креститель [Лопухин]. Конфликт между Иисусом и миром, составляющий существенное содержание глав Ин.7-8, понимается в гл.8 как конфликт между Богом и диаволом. Иначе говоря, раскрывается в своих последних метафизических глубинах. В гл.9-10 преломление этого конфликта в область человеческих отношений. Конфликт заостряется, как конфликт Церкви и синагоги, осужденной Христом. Синагога противостоит Церкви, как некая лжецерковь. Это противостояние получает свой полный смысл в преддверии Страстей [Кассиан]. * На вопрос: «Ты ли Христос?», заданный иудеями в притворе Соломоновом во время праздника, Господь не мог ответить «прямо», т.к. понятие иудеев о мессии было искажено политическими представлениями. Т.о., свидетельством о истинном мессианстве Иисуса становятся Его дела. Причиной неверия в это свидетельство является непричастность к «овцам Его». В контексте фразы «Я и Отец – одно» непричастность к «овцам Его» должна пониматься как непричастность к Отцу, т.е. к богоизбранности израильского народа, что проявляется в желании иудеев побить Христа камнями. Напротив, причастность к «овцам Его», т.е. к Отцу, становится условием вечной жизни и в качестве противопоставления иудеям становится основанием нового Изралиля. Догматическое утверждение «Я и Отец – одно» и «Отец во Мне и Я в Нем» получают обоснование в самосвидетельстве Иисуса Христа Его делами. Дела Иисуса есть творение воли Отца, т.о. вера делам Иисуса становится единственным условием веры Отцу. Т.о. контекстом беседы утверждается причастность верующих единству Отца и Сына через свидетельство дел Иисуса.
|