Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этап интерпретации смысла произведения
Это этап соединения предпонимания детей с результатами анализа. Это творческое, сознательное стремление читателей обнаружить, истолковать смысл произведения в каждой его части. Интерпретация приобщает участников диалога к кругозору автора, но никогда не исчерпывает смыслового потенциала прочитанного. Каждый читатель, учась понимать авторскую позицию, имеет полное право на собственную точку зрения: что ему удалось «увидеть», понять в словах автора. Интерпретация даёт возможность на собственное, индивидуальное толкование смысла произведения. В этом её уникальная роль. Интерпретируя произведение, каждый читатель также имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли: освоении позиции автора. В такой позиции читатель становится первооткрывателем, который старается донести до других свою собственную идею, новую мысль, рождённую в диалоге с автором только что прочитанного произведения. Формы работы с текстом, которые могут быть названы интерпретацией читателя — его творческим «выходом» из пространства прочитанного текста: -интонирование произведения (отрывка) вслух, т.е. выразительное чтение, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя; -устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, сообщение, доклад, изложение точки зрения своей и групповой); -создание нового текста (сочинения): 1) «по следам» прочитанного; 2) на свободную тему, сопряжённую с уже знакомой идеей поэта или писателя; -«раскадровка» текста с целью создания виртуального диафильма (мультфильма) на сюжет прочитанного художественного произведения; -чтение произведения по ролям с целью показать особенности личного восприятия роли каждого персонажа в произведении; -драматизация произведения (подготовка и постановка спектакля по заранее продуманному сценарию); -перевод произведения с языка одного литературного рода на язык другого рода; -иллюстрирование произведений, прочитанных на уроке и самостоятельно. Создание индивидуального образа героя, события. Главная задача современного учителя на уроках литературного чтения состоит в том, чтобы помочь каждому ученику научиться самостоятельно вступать в диалог с различными «голосами» произведений, фиксируя в сознании многообразие художественных принципов и форм изображения мира и человека. Важны читательские, педагогические, методические умения и навыки учителя, которые разбудят желание учеников познавать и дадут возможность самостоятельно открывать смыслы читаемых произведений. Важно учить детей видеть «сквозь строчки» авторских мыслей, слышать голос автора, чувствовать его неповторимый язык, улавливать особенности стиля.[26] В результате сравнительного анализа мы выяснили, что при работе над сказками о животных и баснями есть возможность развивать учебные действия по анализу и интерпретации художественных произведений. В соответствии с выделенными этапами учителю необходимо осуществлять выбор методических приёмов, направленных на осознание детьми формы и содержания произведения. В результате анализа методической литературы [20; 26] можно обобщённо представить методические приёмы формирования учебных действий анализа и интерпретации при работе с произведениями интересующих нас жанров в таблице 3. Таблица 3.
|