Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические приёмы формирования учебных действий анализа и интерпретации при работе со сказками о животных и баснями
Этап урока
| Приёмы
| сказки о животных
| басни
| 1) Подготовка к первичному восприятию текста
| А: беседа о признаках фольклорных сказок как жанре; беседа о народе.
И: прогнозирование сюжета по названию
| А: беседа о признаках басни как жанре; беседа об авторе.
И: анализ заглавия басни
| 2) Первичное восприятие текста, знакомство с содержанием текста
| А: пересказ учителем или чтение учащимися.
И: лексическая работа
| А: выразительное чтение басни учителем или чтение наизусть подготовленным учеником; прослушивание аудиозаписи.
И: комбинированное чтение; чтение с предположением и с комментированием (для прозаических басен); чтение с моралью («Мартышка и очки») и без морали («Ворона и лисица»)
| 3) Проверка первичного восприятия
| А: выборочное чтение; ответы на вопросы своими словами.
И: характеристика героев, их поступков, авторского отношения
| А: постановка проблемных вопросов
| 4) Анализ текста
| А: составление плана произведения; подробный пересказ; комментированное чтение.
И: словесное иллюстрирование текста, творческий пересказ
| А: разбиение басни на части; последовательное чтение каждой части; составление плана басни и характеристик героев (внешность героев, характер поступков, отношение с другими героями, отношение автора); выборочное чтение; словесная работа;
анализ морали басни
(раскрытие иносказания).
И: учитель называет качество персонажей и просит найти подтверждение в тексте;
учитель просит найти качество героев самостоятельно
| 5) Обобщение, формулирование идей текста
| И: работа с пословицами
| И: работа с пословицами, крылатыми выражениями
| 6) Творческая интерпретация прочитанного
| И: чтение по ролям; графическое иллюстрирование; «живая картина»; творческий пересказ
| И: графическое и музыкальное иллюстрирование; выразительное чтение; пантомима
| Таким образом, мы видим, что на всех этапах урока можно применять приёмы по овладению учащимися необходимых учебных действий. Выделенных нами приёмов не очень много, но они разнообразны. Как отражено в таблице, есть приёмы, которые можно применять к текстам обоих жанров. Есть приёмы, которые применяются для работы только со сказками о животных (беседа о народе, пересказ текста) и баснями (работа с моралью, выделение «скрытых» качеств персонажей-животных, комбинированное чтение). К тому же, используя каждый раз по возможности новые, не зацикливаясь на каком-то одном приёме, учитель сможет преподносить учебный материал учащимся так, чтобы те были замотивированы на активную взаимную деятельность на уроке.
|