Жанр, название произведений
| Характер заданий и вопросов, формируемые умения
| Преимущества заданий
| Недостатки заданий
|
1 класс, раздел 4.
|
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
| 1. Какой картинки не хватает? Где её место в картинном плане?
(Даны изображения: 1 ряд — петушок клюёт зёрнышки, курочка кудахтает везде лежащего петушка, 2 ряд — курочка «разговаривает» с хозяйкой, курочка «говорит» с хозяином, курочка «разговаривает» с кузнецом, 3 ряд — курочка стоит рядом с «ожившим» петушком).
2. Пе-ре-ска-жи сказку по кар-тин-но-му плану.
Умения: определять недостающие компоненты плана; составлять пересказ по картинному плану.
| Интересные задания на развитие речи (работа с планом и пересказ).
| Нет литературоведческой статьи.
|
2 класс, часть 2, раздел 1.
|
Сказка «Заяц - хваста»
| 1. Что осуждается и что поощряется в этой сказке?
2. Найди ту часть сказки, которая относится к первой картинке. (Первая картинка — Заяц стоит на пеньке, что-то рассказывает окружившим его зайцам; вторая картинка — Заяц прижался к древу, ворона клюёт его за ухо).
3. Выразительно прочитай, как Заяц хвастается.
4. Найди отрывок, к которому нарисована вторая картинка. Подготовься к чтению по ролям этого отрывка.
5. [прослушивание записи]
6. Прочитай третью часть. Что в ней главное? Назови эту часть так, чтобы по названию было понятно, о чём в ней рассказывается.
7. Найди конец сказки. Как ты думаешь, с каким чувством ворона говорила эти слова?
Почему? Слова вороны прочитай выразительно.
8. Перескажи сказку.
9. Определи, цель какого из трёх произведений о зайцах — вызвать у нас добрые чувства к зайцу?
Автор какого текста стремится передать нам знания о зайцах?
Какое произведение - «добрым молодцам урок» - учит нас верному поведению?
Умения: соотносить текст и изображения; выразительное чтение; придумывание названия к частям текста; запоминание и пересказ произведения; обобщение и синтезировать.
| Задания нравственного характера. Разное восприятие произведения. Работа с частями текста.
| Нет литературоведческой статьи.
|
2 класс, часть 3.
|
Сказка «Лисичка со скалочкой»
| Задания до сказки.
1. Рассмотри обложку. Как называется книга? Подумай, могут ли в этой книге быть сказки или нет? Как об этом можно догадаться?
2. Познакомься со сказкой из этой книги.
Задания после текста сказки.
[прослушивание записи]
1. Выбери из этой сказки отрывок для чтения по ролям.
Определи, какие слова принадлежат лисе (обозначь буквой Л), какие — хозяину (обозначь — Х). если ты выбрал последний отрывок, отметь, где слова лисы (Л), ушек (У), ножек (Н), глазок (Г), хвоста (Х).
Подумай, каким голосом нужно читать то, что говорит лиса. Потренируйся, читая только её слова.
Вместе с товарищами поиграй в радиотеатр, читая по ролям.
2. Разыграйте сценку как в театре.
3. Какие ты ещё знаешь сказки о лисе?
4. Поищи дома и принеси в класс на выставку книги о лисе (не обязательно сказки).
Умения: анализировать и синтезировать; читать по ролям; обобщать; работать с дополнительными книгами.
| Наличие заданий до и после восприятия произведения. Работа и интонацией. Дополнительные задания, выходящие за рамки урока.
| Нет литературоведческой статьи.
|
3 класс, часть 2, раздел 1 «Каждый своё получил».
|
Басня «Чиж и Голубь» (И.Крылов)
| 1.Почему западня названа злодейкой?
2. Как вёл себя пойманный Чиж? Каким голосом прочитаешь слова о нём?
3. Перечитай слова Голубя. Как он отнёсся к несчастью Чижа? Как нужно читать его слова? Прочитай выразительно?
4. Приведи примеры из жизни, когда можно было бы употребить слова: «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок».
5. Подготовься выразительно читать басню. Подумай, как лучше читать то предложение, где выражена главная мысль басни.
Умения: читать выразительно; приводить примеры из жизни, используя слова из текста.
| Связь с жизненным опытом учащихся. Работа с интонацией.
| Нет литературоведческой статьи. Мало работы с текстом басни.
|
Басня «Белка и волк» (Л.Толстой)
| 1. Мораль какой басни И.А.Крылова в какой-то степени подходит к этой басне?
2. Назови другие произведения (басни, сказки, мультфильмы и кинофильмы), к которым можно отнести пословицы: «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок», «Не рой яму другому — сам в неё попадёшь».
3. О каких человеческих качествах рассказывали в своих баснях И.А.Крылов и Л.Н.Толстой?
Умения: работать с пословицами; видеть человеческие качества в героях басен (животных).
| Работа с пословицами; произведениями других жанров, связанных данной тематикой. Перенос на человека.
| Нет литературоведческой статьи. Мало вопросов и заданий для работы с произведениями.
|
Басня «Комар и лев» (Л.Толстой)
|
4 класс, часть 1, раздел 3 «Уж сколько раз твердили миру …» Басни.
|
«Эта басня сложена про тебя» (Г.Х.Андерсен, перевод Л.Брауде)
| 1. Ответь на вопрос Ганса Христиана Андерсена: что же хотели сказать этой басней древние мудрецы?
2. Какая из пословиц выражает мораль (нравоучение) басни?
ПОСПЕШИШЬ — ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ.
ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИИ ПОГОНИШЬСЯ — НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ.
Умения: понимать, что хотел сказать автор своим произведением; работать с пословицами.
| Работа с пословицами. «Общение» с автором басни.
| Нет литературоведческой статьи. Нет непосредственной работы с произведением.
|
«Лисица и Козёл» (Эзоп)
| 1. Прочитай мораль басни.
2. Вспомни или придумай свою историю к морали этой басни.
Умения: придумывать по аналогии с прочитанным свои истории.
| Хорошее задание творческого характера.
Литературоведческая статья: Более двух тысяч назад сочинял басни знаменитый мудрец, живший в Древней Греции. Его имя Эзоп.
| Нет вопросов для работы с произведением
|
«Лебедь, Щука и Рак» (И.Крылов)
| 1. А почему же Лебедь, Щука и Рак не свезли воз?
2. А в жизни у тебя так бывало, когда у товарищей дело «не шло на лад»?
Если можешь — приведи пример.
3. Чему же учит эта басня?
Умения: приводить аналогичные примеры из жизни; понимать смысл текстов.
| Необходимость привести пример из жизни.
Литературоведческая статья: Прочитай басни ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА и подумай, от каких недостатков они помогают людям избавиться.
| Необходимость творческого задания.
|
«Мышь и Крыса» (И.Крылов)
| 1. Что кажется тебе смешным в этой басне?
2. Почему Крыса решила, что кошка сильнее льва?
3. Какая строка басни стала поговоркой? Как ты её понимаешь?
4. Прочитай с одноклассниками басню по ролям. Можно ли пропускать слова автора, читая только разговор персонажей? Почему?
Умения: работать с текстом; понимать смысл поговорок; читать по ролям.
| Работа с поговоркой, которую надо найти в тексте. Умение аргументировать свою точку зрения.
| Нет литературоведческой статьи.
|
«Две бочки» (И.Крылов)
| 1. Представь себя на улице, по которой едут эти Бочки. Что можно было бы услышать и увидеть?
2. Прочитай мораль басни и объясни её смысл своими словами.
3. Почему слова «Бочки», «Бочка» написаны с прописной буквы? Что (кто) подразумевается под этими словами?
4. Отдельные строки в этой басне состоят лишь из одного слова. Этим писатель хотел выделить слова, чтобы обратить на них наше внимание.
Когда будешь читать, не забудь делать в конце каждой строки паузу.
5. Подготовься и прочитай басню выразительно.
6. Выбери из пословиц те, которые больше других подходят к этой басне.
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ — НЕ ПОЙМАЕШЬ.
ЯЗЫК БОЛТАЕТ, А ГОЛОВА НЕ ЗНАЕТ.
ГОВОРИТ ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, А СЛУШАТЬ НЕЧЕГО.
НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ — СПЕШИ ДЕЛОМ.
Умения: представлять ситуации, происходящие в тексте, в реальной жизни; объяснять мораль басни; выразительно читать; работать с пословицами.
| Работа с написанием некоторых элементов текста. Работа с пословицами.
| Нет литературоведческой статьи.
|
«Лев и лисица» (Л.Толстой)
| ------
| Умение находить сходные признаки басен разных авторов.
Литературоведческая статья: Какую басню из этого раздела напоминает басня Льва Николаевича Толстого? Чем?
| Нет заданий и вопросов к произведению!
|
«Просчитался» (С.Михалков)
| 1. Слон был труслив или хорошо воспитан? Почему ты так считаешь?
2. За что Слон рассердился на волка?
3.Чему учит эта басня?
4.Придумай мораль к этой басне — дай совет Волку?
Умения: работать с текстом; придумывать самому мораль к басне.
| Задание на придумывание морали самими учащимися.
| Нет литературоведческой статьи. Мало заданий к тексту.
|
«Услужливый» (С.Михалков)
| 1. Каким был Заяц?
2. Какой совет тебе хотелось бы дать этому Зайцу?
Умения: характеризовать героев произведения; давать советы герою.
| Задание на антиципацию (предвосхищение предстоящего чтения).
Литературоведческая статья: - Что значит слово «услужливый»? Кого так называют? Хорошо это или плохо — быть услужливым?
- Как ты думаешь, о чём будет следующая басня?
| Мало вопросов и заданий к тексту.
|
«Заячье горе» (С.Михайлов)
| 1. Каким был этот Заяц?
2. Как помочь его горю? Дай ему совет.
3. Не встречались ли тебе люди, похожие на зайцев из басен Сергея Владимировича Михалкова?
Умения: давать советы героям; проводить аналогию с жизнью.
| Задание на приведение примера из жизненного опыта учащихся.
Литературоведческая статья: Как ты думаешь, чему он может завидовать? (в середине текста)
| Недостаточное количество заданий для работы с текстом.
|