Жанр, название произведений
| Характер заданий и вопросов, формируемые умения
| Преимущества
| Недостатки
|
2 класс, часть 1, раздел 2.
|
Сказка «Заяц - хвастун»
| Задания до текста.
1. Почему плохо хвастаться?
2. Прочитай сказку.
3. Зачем в сказке несколько раз повторяются слова похвалы, которые произносит заяц?
4. Как и за что ворона в конце сказки похвалила зайца?
5. Прочитай сказку по ролям вместе с одноклассниками.
6. Какие интонации выбирали ребята для исполнения своей роли? Обсуди с ребята то, как каждый «артист» исполнял свою роль.
Умения: отвечать на вопросы по тексту, чтение по ролям с необходимой интонацией.
| Учащиеся учатся читать по ролям с соответствующей героям интонацией.
| Однотипные поверхностные вопросы для работы с произведением.
|
Басня «Кукушка и Петух» (И.А.Крылов)
| 1. Послушай басню.
2. Найди слова, с помощью которых герои хвалят друг друга. С какой интонацией они были прочитаны учителем?
3. Кто из героев басни оказался самым мудрым? Почему?
4. Какие слова басни учитель прочитал по-иному? Почему?
5. Чем эта басня похожа на сказку о зайце?
6. Можно ли прочитать басню по ролям? Попробуй это сделать вместе с ребятами. Обсуди с ними роли каждого героя басни. С какими трудностями вам пришлось столкнуться? Какую роль тебе хотелось бы сыграть? (задание творческого характера)
Умения: слушать чтение учителя; определять признаки схожести произведений разных жанров.
| Возможность учащихся аргументировать свою точку зрения. Наличие творческого задания.
| Нет тренировки чтения самими учащимися (только по ролям).
|
2 класс, часть 2, раздел 1.
|
Сказка «Журавль и цапля».
| 1. В чём основной смысл сказки? Над чем можно в ней посмеяться? Чему удивиться?
2. Кто является главными героями сказки? Может ли история, рассказанная в сказке, произойти с людьми?
3. Из каких частей состоит сказка? Обрати внимание на выделенные части сказки. Среди них найди присказку, зачин, концовку(выделенные слова - это новые слова-термины, которые ученики открывают в процессе работы над произведением самостоятельно).
Умения: интерпретировать смысл прочитанного; видеть происходящее в произведении в обычной жизни; делить произведение путём анализа на составные части.
| Интерпретация прочитанного. Работа со структурой сказки.
| Непонятно, каким образом учащиеся открывают новые слова-термины.
|
2 класс, часть 2, раздел 3.
|
Сказка «Гуси — лебеди».
| Задание 1 (до текста сказки).
1. Прочитай сказку.
2. Знакомы ли тебе события этой сказки? Что тебе непонятно?
3. К какому виду русских народных сказок ты отнесёшь это произведение? Почему?
4. Расскажи сказку близко к тексту своим друзьям. Пусть они оценят твоё умение рассказчика сказок.
Умения: определять вид народных сказок; запоминать и воспроизводить прочитанный текст.
| Определение вида сказки и аргументация выбранного.
| Нет заданий для работы с текстом произведения.
|
3 класс, часть 2, раздел 3 «Каждый сам о себе».
|
Басня в стихотворной форме «Гусь и его критики» (В.Д.Берестов).
| 1. Понравился ли тебе Гусь? Какими качествами характера он обладает?
2. Как относятся к нему птицы? Что происходит после появления Птицы?
3. В каких строках басни содержится её поучительный вывод (мораль)? Как ты его понимаешь?
4. Может ли история, рассказанная в басне, произойти с людьми?
5. Как ты понимаешь смысл заглавия басни? Объясни.
6. Вместе с ребятами обсуди все фразы, которые произносят герои. Подбери необходимую интонацию для их прочтения. Распредели роли. Выучите их наизусть. Разыграйте басню по ролям. С какими трудностями вам пришлось столкнуться во время подготовки? Проведите обсуждение постановки.
Умения: определять качества героев произведения;
видеть смысл, мораль произведения; проводить аналогии в жизни; читать по ролям с характерной для героев интонацией; запоминать и воспроизводить текст произведения.
| Перенос происходящего в жизненные условия. Работа с интонацией. Театрализация.
| ---
|