Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация и оценка нематериальных активовСтр 1 из 17Следующая ⇒
Введение
В последнее время для предприятия все больше значение приобретает такой вид имущества как нематериальные активы. Это обусловлено бурно развивающимися процессами поглощения одних предприятий другими, существенными изменениями в технологии производства товаров и услуг, возрастанием роли информационных технологий. Использование нематериальных активов в экономическом обороте дает возможность современному предприятию изменить структуру своего производственного капитала. За счет увеличения доли нематериальных активов в стоимости новой продукции и услуг увеличивается их наукоемкость, что имеет большое значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг. Объект исследования – кафе «Избушка family». Предмет исследования – состав и структура нематериальных активов. Цель данной курсовой работы - провести анализ состава и структуры нематериальных активов на примере предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи: - определить сущность, классификацию и оценку нематериальных активов; - изучить задачи и источники анализа состава и структуры нематериальных активов; - рассмотреть краткую характеристику предприятия; - проанализировать состав и структуру нематериальных активов кафе; - выявить резервы повышения эффективности использования нематериальных активов кафе «Избушка family». Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по изучаемой теме.
1. Нематериальные активы: сущность и содержание Классификация и оценка нематериальных активов Нематериальные активы – это условная стоимость промышленной и интеллектуальной собственности и другие имущественные права, на которые распространяется право собственности предприятия. Нематериальные активы используются в течение длительного периода (свыше 1 года) и приносят доход. Нематериальные активы - это ценности, которые имеют определенную стоимость, но не имеют физического воплощения. По сути, они не являются материальными, физическими объектами. Существует достаточно много разновидностей таких активов[1]. В современном понимании нематериальные активы – это такие активы, которые имеют определенный юридический статус, идентифицируются по времени появления и наличию, относятся к частной собственности, нуждаются в правовой защите, имеют определенное проявление или доказательство своего существования. В составе нематериальных активов могут учитываться[2]: - произведения науки, литературы и искусства; - объекты смежных прав (исполнения, фонограммы и т. п.); - программы для электронных вычислительных машин и базы данных; - изобретения; - полезные модели; - селекционные достижения; - секреты производства (ноу-хау); - товарные знаки и знаки обслуживания; - положительная деловая репутация, возникшая при приобретении предприятия как имущественного комплекса; - иные охраняемые результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации, перечисленные в п. 1 ст. 1225 ГК РФ. Следовательно, нематериальные активы – это такого рода активы, которые не имеют материальной формы, как, например, производственное оборудование или готовая продукция, однако они, при этом, способствуют увеличению доходов компании тем или иным образом. К такого рода активам относят самые разнообразные объекты. Это может быть лицензия или патент, а может быть компьютерная программа или даже логотип компании. Отличительной чертой нематериальных активов является тот факт, что они служат компании на протяжении долгое периода времени, более года, если изъясняться бухгалтерской терминологией. Этим они напоминают основе средства и, как и основные средства, они теряют свою стоимость на протяжении нескольких отчетных периодов. Значит, для отражения этого явления нам потребуется воспользоваться помощью амортизации. Можно выделить следующие виды нематериальных активов[3]: - объекты интеллектуальной собственности; - отложенные затраты – организационные расходы; - деловая репутация организации. Объекты интеллектуальной собственности можно разделить на два вида: регулируемые патентным правом и регулируемые авторским правом. Наиболее часто в своей коммерческой деятельности организации ресторанно-гостиничного бизнеса в качестве нематериальных активов используют товарные знаки и знаки обслуживания, что обусловлено большим количеством конкурентов, представляющих подобного рода услуги покупателям, привыкшим покупать их у конкретной фирмы. Согласно ст. 1477 ГК РФ товарный знак представляет собой обозначение, используемое для индивидуализации товаров. Обозначение, используемое для индивидуализации работ и услуг, получило название «знак обслуживания». Следует отметить, что в настоящее время в соответствии с российскими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, рассчитанной на основе затратного подхода. Согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) данный вид оценки называется себестоимостью. Порядок расчета фактической (первоначальной) стоимости нематериальных активов зависит от пути их поступления в организацию. Как известно, нематериальные активы могут поступать в организацию различными путями. Среди них можно выделить следующие: — приобретение за плату; — создание внутри организации; — обмен на другое имущество; — безвозмездное получение; — внесение в качестве вклада в уставный капитал; — приватизацию государственного и муниципального имущества. Регулирование порядка расчета фактической (первоначальной) стоимости нематериальных активов в зависимости от пути их поступления в организацию в соответствии с ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»[4] и МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» имеет некоторые различия. МСФО (IAS) 38 не предусматривает таких путей поступления нематериальных активов в организацию, как внесение в качестве вклада в уставный капитал и приватизация государственного и муниципального имущества, но предусматривает такой путь, как объединение бизнеса. МСФО (IAS) 38, как и ПБУ 14/2007, предусматривает получение нематериальных активов по договору дарения (безвозмездно), но согласно МСФО (IAS) 38 получение их бесплатно или за номинальное вознаграждение возможно только через правительственные субсидии. В дальнейшем, после принятия объекта к учету, изменение фактической (первоначальной) стоимости нематериальных активов допускается только в случае переоценке или обесценения. В бухгалтерском балансе нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости, которая определяется как разница между первоначальной стоимостью и накопленной на отчетную дату амортизацией. По оценкам специалистов, в условиях развитой экономической системы имущество предприятия на 30-60 % состоит из нематериальных активов, а товарный знак в их составе может занимать около 80 %. В состав нематериальных активов включаются организационные расходы. К организационным расходам относятся гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги за регистрацию фирмы и так далее, осуществляемые в момент создания. Расходы по переоформлению учредительных документов, изготовление новых печатей и штампов состав нематериальных активов не включаются. Такой вид нематериальных активов, как деловая репутация (гудвилл). появляется у предприятия только в том случае, если им была совершена покупка другого предприятия. Деловая репутация может определяться в виде разницы между покупной ценой приобретенного предприятия и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех его активов и обязательств. Практическое использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий есть, по сути, процесс коммерциализации инновационной сферы, который условно можно свести к следующим стадиям. Первая стадия - это грамотная классификация объектов интеллектуальной собственности, на базе которой должна формироваться предварительная оценка их рыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия либо ее не выполняют, либо делают это по-дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработка базовых методологических и методических рекомендаций. Вторая стадия - это включение стоимости объектов нематериальных активов в состав имущества предприятий по бухгалтерскому счету 04 «Нематериальные активы». В соответствии с законодательством РФ эти средства подлежат амортизации: ежемесячно относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) по нормам, которые рассчитывает предприятие (фирма) исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности самого предприятия), затем реализуются и оседают на расчетном счете предприятия. В дальнейшем они используются исключительно на развитие данного производства, на вознаграждение авторам разработок, и потому не должны облагаться налогами. Третья стадия - коммерциализации нематериальных активов заключается: в активном выходе предприятий на рынок научно-технической продукции; в умении найти своего покупателя, овладевать искусством предпринимателя, т.е. самому искать заказчика (потребителя) для своей идеи или разработки; в умении рекламировать их; в умении писать в журналы, пробиваться на телевидение и т.д.
|