![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к оформлению курсовой работы. При техническом оформлении курсовой работы необходимо руководствоваться следующими действующими гостами:
При техническом оформлении курсовой работы необходимо руководствоваться следующими действующими ГОСТами: ГОСТ Р 7.0.5–2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: национальный стандарт РФ. – Введ. 2009–01–01. – М.: Стандартинформ, 2008. ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись, библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2004. ГОСТ 7.32 – 2001. Отчет о научно-исследовательской работе [Текст]. – Введ. 2002-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2002. ГОСТ 2.105 – 95. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам [Текст]. – Введ. 1996-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 1996. Исходя из выше перечисленных ГОСТов, кафедрой разработаны общие требования по оформлению курсовой работы. Общими требованиями к курсовой работе являются: · изложение рассматриваемых вопросов на высоком теоретическом уровне; · логическая последовательность изложения материала; · достоверность и взаимная увязка данных между собой; · обоснованность выводов и рекомендаций; В содержании работы должны найти отражение следующие проблемы: · теоретические аспекты исследуемого вопроса; · экспериментальное изучение предмета исследования; · выводы и конкретные рекомендации по успешному решению проблемы, основанные на анализе литературных источников и результатах собственных исследований студента. Серьезное внимание при написании курсовой работы должно быть уделено ее языку и стилю, которые свидетельствуют об общем уровне профессиональной культуры автора. Характерными особенностями учебно-исследовательской работы должны быть смысловая законченность, целостность, логичность и связность, достигаемые использованием формально–логического стиля изложения материала. Практикой выработан ряд основных правил построения устойчивых речевых, грамматических и стилистических оборотов в работах научно– и учебно–исследовательского характера, соблюдение которых позволяет обеспечить соответствующий требованиям уровень изложения материала. Важнейшими из них являются: 1. применение специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на последовательность (логику) развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, впоследствии и др.), противоречивые отношения (однако, тем не менее, несмотря на..., в то время как... и др.), причинно-следственные отношения (благодаря чему, следовательно, поэтому, по причине того что, вследствие чего и др.), переход от одной мысли к другой (необходимо оценить, перейдем к..., следует остановиться на...), итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в итоге, в заключение следует сказать... и др.), объект или предмет (данный, этот, следующий, указанный, названный, отмеченный и др.); 2. использование характерных для научной речи оборотов, раскрывающих свойства предметов и явлений, а также степень развития процессов. Например, не принято употреблять сравнительные прилагательные или наречия, образованные с помощью приставки «по» (повыше, помедленнее и др.), суффиксов «-еньк-», «-иньк-», «-айш-», «-ейш-», (маленький, огромнейший, высочайший). Как правило, при характеристике свойств предметов или явлений для образования превосходной степени используются слова «наиболее», «наименее», «максимально» в сочетании с прилагательными (наиболее высокий, максимально результативный), а для описания развития процессов – причастия, образованные от прилагательных с помощью суффиксов «-ущ-», «-ющ-» (растущий, доминирующий); 3. применение указательных местоимений (этот, тот, такой), не конкретизирующих предмет, а выражающих связи между частями высказывания (например: «на основании анализа значений этих показателей можно дать оценку...»). В то же время неопределенные местоимения (что-то, кое-что и др.) в научной речи использовать не принято; 4. использование специальных вводных слов или словосочетаний (по сообщению..., согласно мнению..., по данным...), указывающих на источник данных и обеспечивающих объективность изложения материала; 5. избежание экспрессивных языковых элементов, придающих эмоциональную окраску излагаемому материалу; 6. применение специальных терминов, позволяющих в краткой форме давать развернутые характеристики установленных фактов, понятий, явлений, процессов; 7. использование местоимения «мы», формально подчеркивающего, что излагаемая точка зрения отражает мнение группы людей, принадлежащих к определенному научному течению (научной школе). В то же время в научно– и учебно–исследовательских работах практически не используется личное местоимение «я». Соблюдение этих правил позволяет избежать ряда наиболее часто совершаемых студентами ошибок при изложении материала курсовой работы. Требования к оформлению печатного текста работы Общие требования: · курсовая работа представляется в печатном виде (используется одна сторона листа белой бумаги формата А4); · текст работы должен быть выполнен через полтора интервала шрифтом Times New Roman. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1, 8 мм (кегль не менее 12, чаще всего - 14), абзацный отступ 5 знаков (1, 25 см), текст выравнивается по ширине; · размер полей вокруг текста: левое - 30 мм; верхнее, нижнее - 20 мм; правое - 10 мм; · полужирный шрифт не применяется, разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры. · необходимо соблюдать равномерную плотность текста, контрастность и четкость изображения по всей работе. В ней должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки; · опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки черными чернилами. · сокращения русских слов и словосочетаний должны соответствовать ГОСТ 7.12. Построение текста курсовой работы: · наименования структурных элементов работы – “Содержание”, “Введение”, “Заключение”, “Библиографический список”, “Приложение“ – служат заголовками этих элементов и не нумеруются, располагаются в середине строки без точки и печатаются прописными буквами без подчеркивания и кавычек; · каждый структурный элемент начинается с новой страницы; · названию глав основной части предшествует их обозначение с указанием соответствующего порядкового номера, например: “ГЛАВА 1 Название главы”; · разделы, подразделы основной части работы должны иметь заголовки, четко и кратко отражающие их содержание; · заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются; · расстояние между заголовками структурных элементов работы и разделов основной части и текстом должно быть не менее 3, 4 интервалов (т.е. следует пропустить одну строку); · если после заголовка подраздела на страницу входит менее трех строк текста, то он переносится на следующую страницу. Нумерация страниц: · страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки в конце; · титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы, но номер страницы на нем не проставляют. Пример оформления титульного листа приведен в приложении А; · иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы. Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов: · разделы, подразделы, пункты, подпункты следует нумеровать арабскими цифрами без точки и записывать с абзацного отступа (например, 1, 2, 3 и т.д.); · пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой, например, 1.1, 1.2, 1.3 или 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.; · номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например, 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д.; · после номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят; · если раздел или подраздел имеет только один подпункт, то нумеровать его не следует; · внутри пунктов могут быть перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис. Элементы перечисления пишутся без абзацного отступа. При необходимости ссылки в тексте на один из элементов перечисления вместо дефиса ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита: а) _______ б) _______ Для дальнейшей детализации используются арабские цифры со скобкой, при этом запись производится с абзацного отступа: а) _______ 1)… 2)…. б) _______ Иллюстрации: · иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице; · иллюстрации могут быть и цветные, но в компьютерном исполнении; · на все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе; · иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы за исключением иллюстраций приложений; · иллюстрации должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией после слова «Рисунок» и номера через тире посередине строки, например, “Рисунок 1 – Количественные показатели свойств внимания младших школьников”. При необходимости под иллюстрацией помещают пояснительные данные (подрисуночный текст), тогда слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных; · Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения буквы приложения, например, Рисунок А.3; · если в работе только одна иллюстрация, то она обозначается “Рисунок 1“; · при ссылках на иллюстрации следует писать слово “рисунок” с его номером (например, рисунок 1). Таблицы: · таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей; · оформление таблиц в работе должно соответствовать ГОСТ 7.32 и ГОСТ 2.105; · название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева в одну строку без абзацного отступа с ее номером через тире: Таблица 2 – Динамика уровня тревожности · таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице; · на все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово “таблица” с указанием ее номера (например, таблица 1);. · таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу), при этом на странице, где она начинается, после головка таблицы вставляют строку с нумерацией граф, а на следующей странице таблицу начинают со строки номеров граф и над таблицей слева помещают надпись «Продолжение таблицы …» с указанием ее номера без названия и точки в конце; · таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Допускается нумерация таблицы в пределах раздела, в этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например, “Таблица 1.3”; · таблицу каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Так, если таблица приведена в приложении В, то она должна быть обозначена “Таблица В.1”; · заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной (заглавной) буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся; · не рекомендуется включать в таблицу отдельную графу «Единицы измерения». Если все показатели таблицы имеют одинаковую единицу измерения, то ее сокращенное наименование помещают над таблицей в конце заголовка, отделив от него запятой. Единица измерения, общая для всех показателей графы (строки), указывается в заголовке соответствующей графы (строки) после их наименования и также отделяется запятой; · если цифровые данные в какой-либо строке или клетке таблицы не приводятся, то в ней ставится прочерк. Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы классы и разряды чисел находились строго один под другим. Числовые величины в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков; · таблицы справа, слева и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте; · заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф; · не допускается разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями; · для дополнительного пояснения в таблице делается примечание. Слово «Примечание» пишется с абзацного отступа без подчеркивания. Одно примечание не нумеруется и записывается с прописной буквы через тире после «Примечания». Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами без точки. Примечания помещаются в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы; а)
б)
· сокращения слов при оформлении таблиц, глав, параграфов и т.д. за исключением общепринятых (г. – год, ч. – час и др.) не допускаются. Могут применяться и узкоспециализированные сокращения с детальной их расшифровкой после первого упоминания, которая приводится в круглых скобках; · располагать таблицы и иллюстрации следует так, чтобы они читались без поворота курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке. Уравнения и формулы: · уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножение, применяют знак «х»; · формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Ссылки: · ссылки являются обязательным элементом работы. Они сообщают точные сведения о заимствованных автором источниках. Необходимо сопровождать ссылками не только цитаты, но любое позаимствованное из литературы положение или цифровой материал. Наличие ссылок на источники свидетельствует о проделанной студентом работе по углубленному изучению вопросов и его научной добросовестности; · во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в библиографический список, после упоминания о нем или после цитаты из него проставляют порядковый номер по списку источников, выделенный квадратными скобками, например: “А.А.Евстигнеев [13] и В.Е.Гусев [27] сравнивают...” Если ссылаются на определенные страницы первоисточника, ссылку оформляют следующим образом: “А.Н. Леонтьев [20, с. 29] отмечает...” · при ссылке на многотомное издание указывают также и номер тома, например, [18, т. 1, с. 75]; · если ссылаются на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в квадратных скобках через запятую указываются номера этих работ в библиографическом списке, например: “Ряд авторов [5, 11, 17] считают...”; · выдержки из литературных источников могут цитироваться полностью или с пропусками отдельных слов, которые обозначаются многоточием. В начале и в конце таких выдержек ставятся кавычки; · ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, перечисления, приложения работы следует указывать их порядковым номером, например: «... в разд. 4», «... по п.3.3.4», «...по формуле (3)», «... в уравнении (2)», «... на рисунке 8», «в соответствии с таблицей 5», «... в приложении В». Приложения: · приложения следует оформлять как продолжение работы на его последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте работы. Если приложений в работе более одного, их следует обозначать заглавными русскими буквами в порядке алфавита, за исключением букв, 3, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь; · приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц; · каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», после которого следует буква, обозначающая его последовательность. Например, «Приложение А»; · приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой; · если в качестве приложения в работе используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформляемый согласно требованиям к документу данного вида, его вкладывают в работу без изменения в оригинале. На титульном листе документа наверху посередине страницы печатают слово «Приложение» и проставляют обозначающую его букву, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц работы; · в приложения следует включать вспомогательный материал, который при включении в основную часть отчета загромождает текст; · к вспомогательному материалу относятся: таблицы вспомогательных цифровых данных; протоколы опытов; инструкции (превышающие по объему один-два абзаца), методики и т.п.; иллюстрации вспомогательного характера и т.п. В приложения лучше выносить таблицы с теми данными, которые только лишь дополняют основные результаты. Таблицы с данными, занимающими центральное место в используемых вами доказательствах, надо поместить в основном тексте. Библиографический список В библиографический список включаются все источники, использованные в работе, в следующей последовательности: 1. Конституция РФ; 2. Федеральные конституционные законы; 3. Кодексы; 4. Федеральные законы; 5. Указы и распоряжения Президента РФ; 6. Постановления Правительства РФ и ее субъектов; 7. Законы субъекта РФ; 8. Все остальные литературные источники в алфавитном порядке. Источники, включаемые в библиографический список, нумеруютсяпоследовательно арабскими цифрами с точкой. Ниже приведены примеры библиографического описания различных произведений печати. Законодательные и нормативно-инструктивные акты Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с. Один автор Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]: в 2 т. Т. 1 / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – 288 с. Прихожан, А. М. Работа с тревожными детьми [Текст] / А. М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 223 с. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – 3-е изд ., доп. и перераб. – М.: Наука, 1998. – 376 с. Два автора Шипицына, Л. М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с. Четыре и более четырех авторов Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. Л. Либлинг. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 197 с. Аналитическое библиографическое описание из журнала Аксенова, Л. И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет [Текст] / Л. И. Аксенова, А. А. Лисеев, Н. Ш. Тюрина, Е. В. Шкадревич // Дефектология. – 2002. - № 5. – С. 3–27. или Аксенова, Л. И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет [Текст] / Л. И. Аксенова, А. А. Лисеев, Н. Ш. Тюрина, Е. В. Шкадревич // Дефектология. – 2002. - № 5. ‑ С. 3–27. Из книги с автором Нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи как источник психической травматизации личности [Текст] // Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий – СПб.: Питер, 2009. – С. 192–248. Из книги без автора Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Психология личности: сб. статей / сост. А. Б. Орлов. – М.: Вопросы психологии. 2001. – С. 62‑ 92. – (Б-ка журнала «Вопросы психологии»). или Детская психотерапия [Текст] // Психотерапевтическая энциклопедия / общ. ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998. – С. 132‑ 134. Электронные ресурсы Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек [Электронный ресурс]: материалы конф. «LIBCOM-2007». – Электрон. текстовые дан. – М.: ГПНТБ России, 2007. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска. Национальный информационно библиотечный центр «ЛИБНЕТ» [Электронный ресурс] / М-во культуры РФ, Рос. гос. б-ка, Рос. нац. б-ка. – М.: Центр «ЛИБНЕТ», 2004. – Режим доступа: https://www.nilc.ru/ (дата обращения: 15.11.12). Логинова Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Л. Г. Логинова // Образование: исследовано в мире: междунар. науч. пед. Интернет-журн. 21.10.10. – Режим доступа: https://www.oim.ru/reader.asp? nomer=366 (дата обращения: 7.04.13). или (если есть текстовый аналог, но использовали электронный ресурс) Богданова, Т. Г., Щурова, Ю. Е. Динамика интеллектуального развития детей с нарушениями слуха [Электронный ресурс] / Т. Г. Богданова, Е. Ю. Щурова // Вопросы психологии. – 2009. - № 2. - С. 46. - Режим доступа: https://www.voppsy.ru (дата обращения: 7.04.13).
|