![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность рыночных отношений в картофелеводческом подкомплексе.
В современной экономической литературе существует множество формулировок, определяющих рынок как экономическую категорию, но большинство из них сводятся к тому, что он является формой экономических отношений между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами. При этом рыночные отношения различаются по степени развития, особенностям модификации, историческим, социальным и иным признакам, которые в той или иной мере характеризуют рынок как сложное динамичное и многостороннее явление [3]. Рыночные отношения отражают сущность производственных связей и, обладая значительной самостоятельностью, активно воздействуют на эффективность и конечные результаты воспроизводственного процесса. При этом эффективное функционирование продовольственного рынка возможно при рациональном сочетании государственного регулирования и самофинансирования, обеспечивающих независимость экономического поведения хозяйствующих субъектов рынка; конкуренцию товаропроизводителей с целью выбора необходимых для заключения рыночных сделок контрагентов; право хозяйствующих субъектов рынка определять собственные цены на товары и владеть достоверной информацией о рыночной ситуации. Повышение товарности сельского хозяйства ведет к расширению потенциальной емкости рынков средств производства за счет роста спроса на них. Рост товарного производства и углубление специализации регионов способствуют развитию межрегионального обмена и формированию взаимосвязанных региональных и местных рынков в единый национальный рынок. Причем региональный рынок формируется при тесном взаимодействии внутрирегионального производства и обмена, а также межрегионального обмена за счет ввоза и вывоза продукции АПК [21]. Рынок картофеля как и любой другой продуктовый рынок представляет собой такой тип его функционирования, когда рыночные отношения не ограничены только сферой обмена, а включают в себя товарно-денежные отношения, с помощью и посредством которых регулируются производство, сбыт и потребление картофеля, а также формируются гибкие хозяйственные связи между всеми субъектами рынка картофеля. В соответствии с этим определением рынок картофеля — это сложная, динамически развивающаяся организационно-экономическая система противоположная административно-командным методам регулирования производства, сбыта и потребления картофеля [15]. Рынок картофеля, связанный со стадиями расширенного воспроизводства в отрасли картофелеводства, несет в себе динамичное и относительно сложное структурное образование с множеством элементов рыночной системы. Экономические отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами рынка картофеля, основаны на купле-продаже, обеспечивающих как предложение картофеля и продуктов его переработки, так и спрос на них. Вся система хозяйственных связей и совокупность экономических отношений, охватывающая все стадии расширенного воспроизводства — производство, распределение, обмен и потребление картофеля, образуют механизм рынка картофеля. При этом рынок картофеля имеет свои особенности по сравнению с другими продуктовыми рынками [15]. Одна из особенностей заключается в том, что производство картофеля зависит от меняющихся и непредсказуемых погодных условий, в силу чего в системе отношений спрос-предложение последнее не всегда зависит от товаропроизводителей и каждый из них подвержен определенному риску. Другая особенность связана с гарантированным спросом на продукцию отрасли картофелеводства. Особенно высок спрос на нее в условиях дефицита многих продуктов питания. Этот фактор дает существенную экономическую выгоду, поскольку товаропроизводителям не приходится работать в условиях неопределенности сбыта, и они могут эффективно использовать данное преимущество. Третья особенность вытекает из большого объема выращенных клубней скоропортящегося характера. Отсутствие прогрессивных технологий хранения при значительных объемах продукции в современных условиях и в ближайшей перспективе не позволяют рассчитывать на использование крупных картофелехранилищ. Поэтому целесообразно строительство местных хранилищ небольших размеров. Производитель товарного картофеля должен стремиться в максимально сжатые сроки реализовать скоропортящуюся продукцию потребителю, что позволит избежать значительных потерь выращенных клубней и не приведет к снижению доходности производства. Важнейшая особенность рынка картофеля связана и с тем, что значительная часть его потребителей сосредоточена не в селах, а в городах. Поэтому маркетинг рынка данной продукции предполагает участие посредников, что означает потерю доли дохода производителей товарного картофеля. Несмотря на то, что в экономически развитых странах маркетинговые затраты составляют большой удельный вес в стоимости продукции, расходы на него в производстве и реализации продукции отрасли картофелеводства важны и неизбежны. Характеризуя особенность рынка картофеля, следует отметить, что как при плановой экономике, так и при формировании рыночных отношений он охватывал и охватывает сравнительно небольшую часть продукции отрасли картофелеводства. В свою очередь рынок картофеля и продуктов его переработки характеризуется эластичностью, подвижностью, существованием в производстве как крупных собственников, так и мелких предприятий, способностью быстрее реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию. Однако рынок картофеля может существовать только в условиях конкуренции, без нее рыночные отношения состояться не могут, так как конкуренция стимулирует развитие научно-технического прогресса, более высокую производительность труда, снижение издержек производства. Эффективность рынка картофеля зависит прежде всего от эффективности производства. Экономическая эффективность производства картофеля определяется системой показателей с учетом целевого назначения. Система показателей позволит провести комплексный анализ и сделать выводы об основных направлениях повышения экономической эффективности производства продукции картофелеводства. Основными показателями эффективности производства продовольственного картофеля с выделением ранних, средних и поздних сортов являются: -урожайность (ц/га) -выход стандартных клубней (%) -затраты труда на 1 га посева и на 1 ц продукции (чел.-ч) -производственные затраты на 1 га посева и себестоимость 1 ц картофеля (р.) -уровень товарности (%) -прибыль (чистый доход) на 1 га посева и 1 ц реализованной продукции -уровень рентабельности -окупаемость затрат выручкой (%) При использовании клубней для переработки система показателей включает: -урожайность (ц/га) -содержание сухого вещества (%) -крахмалистость (%) -расход сырья на производство единицы переработанной продукции -выход с 1 га крахмала (ц), спирта (дал) -затраты труда на 1 ц клубней, крахмала, 1 дал спирта -себестоимость единицы продукции (р.) -уровень рентабельности.[11] Для всестороннего анализа экономической эффективности, выявления резервов её повышения следует использовать следующие показатели, характеризующие отдельные стороны получаемого эффекта: показатели использования трудовых ресурсов (производительность труда, доля прироста продукции за счёт роста производительности труда), показатели использования основных и оборотных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств).[17] -Рентабельность производства – обобщающий относительный показатель эффективности производства. -Трудоемкость продукции — величина, обратная показателю производительности живого труда, определяется как отношение количества труда, затраченного в сфере материального производства, к общему объему произведенной продукции: t= T/Q, (1) где t — трудоемкость продукции; Т— количество труда, затраченного в сфере производства; Q — общий объем произведенной продукции (как правило, валовой продукции). -Материалоемкость общественного продукта - исчисляется как отношение затрат сырья, материалов, топлива, энергии и других предметов труда к валовому общественному продукту. -Материалоемкость продукции отрасли (объединения, предприятия) - определяется как отношение материальных затрат к общему объему произведенной продукции: т = М/Q (2) где т — уровень материалоемкости продукции; М — общий объем материальных затрат на производство продукции в стоимостном выражении; Q — общий объем произведенной продукции (как правило, валовой продукции). Снижение материалоемкости продукции эффективно для народного хозяйства страны. -Фондоемкость продукции исчисляется как отношение средней стоимости основных производственных фондов народного хозяйства к общему объему произведенной продукции: F= f/Q (3) где F— фондоемкость продукции; f— средняя стоимость основных производственных фондов на родного хозяйства; Q — общий объем произведенной продукции (как правило, валовой продукции). Уровень рентабельности, %: показывает сколько прибыли (убытка) получено на 1 руб. возмещенных затрат. Норма прибыли показывает сколько прибыли или убытка получено в рублях (копейках) на 1 рубль или 100 рублей основных и оборотных средств. Урожайность и производственные затраты находятся в прямой зависимости. С повышением урожайности наибольший прирост затрат на 1 га приходится на удобрения, амортизацию и текущий ремонт, автотранспорт и оплату труда. Удельный вес этих затрат составляет 96% прироста прямых издержек [17]. Севооборот — технологический фактор интенсивного картофелеводства. Размещение картофеля в севообороте по лучшим и хорошим предшественникам (озимая рожь, оборот пласта многолетних трав, зернобобовые и крестоцветные культуры, корнеплоды) увеличивает урожай клубней на 30-40 % в сравнении с бессменной культурой, обеспечивает благоприятную фитосанитарную безопасность растений. Вынос приусадебного картофелеводства в поля севооборотов общественных хозяйств — одно из направлений повышения урожайности и поддержания благоприятной фитосанитарной обстановки на посевах картофеля [24]. Таким образом можно сказать, что для функционирования рынка картофеля необходимо государственное регулирование, стратегия, эффективность производства.
|