Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современный уровень развития картофелеводства.






На современном рынке картофеля пристрастия и интересы потребителя заметно изменились. Не пользуется спросом «просто картофель», не востребованными становятся и так называемые «универсальные сорта», которые раньше предназначались для использования как на продовольственные цели, так и для выработки крахмала, спирта, а также в качестве корма для сельскохозяйственных животных. Сейчас покупатели свежего картофеля все больше заинтересованы в хороших столовых сортах как салатного, так и рассыпчатого типа с привлекательным внешним видом и красивой выровненной формой клубней, неглубокими глазками, и, что особенно важно, нетемнеющей мякотью до и после приготовления [12].

Агроклиматические условия основных регионов России, в которых возделывают картофель, характеризуются разнообразием по составу и плодородию почв, количеству и равномерности распределения осадков за период вегетации, сумме эффективных температур, безморозному периоду и другим факторам.

Таблица 1 — Группы сортов по срокам созревания

Группы сортов по срокам созревания Число дней от посадки до
Формирования товарного урожая Начала увядания
Ранние 60-70 80-90

 

Продолжение таблицы 1.

 

Среднеранние 70-80 100-115
Среднеспелые 80-100 115-125
Среднепоздние 100-110 125-140
Поздние 110-120 140-150

 

Посевные площади, занятые под выращивание картофеля в России в течение последних 8 лет находятся на относительно стабильных отметках и составляют 2, 1 – 2, 2 млн га. Для сравнения, в середине 90-х гг. они достигали 3, 4-3, 5 млн га. Сокращение площадей по отношению к 1990-м годам было обусловлено как некоторым снижением душевого потребления картофеля, так и значительным ростом урожайности данной сельскохозяйственной культуры.

Урожайность в течение последних пяти лет в среднем по России составляет свыше 130 ц/га убранной площади (исключением стал неурожайный 2010 год). В 1990-2002 гг. средние показатели не превышали 118 ц/га. В 2013 году посевные площади картофеля составили 2, 14 млн га, что на 4, 4% меньше, чем в 2013 году. Валовые сборы в 2012 году достигали 29, 5 млн тонн при урожайности 134, 4 ц/га убранной площади [25].

Российский рынок картофеля характеризуется большим числом игроков, низким уровнем товарности конечной продукции. В 1990-м году на долю промышленного производства картофеля приходилась одна треть всего производства – две трети производили хозяйства населения. К 2000-му году структура производства претерпела существенные изменения, в товарном секторе (сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства) производилось всего 8, 8% от общероссийских показателей[1].

По производству картофеля на душу населения, а, следовательно, и по степени насыщенности рынка, на первом месте находится Приволжский федеральный округ, где показатели в 2013 году составляли 259 кг. На втором месте – ЦФО (241 кг), на третьем – СФО (232 кг), на четвертом – ДВФО (211 кг), на пятом – УФО (172 кг), на шестом – СКФО (148 кг), на седьмом – ЮФО (124 кг), на последнем месте – СЗФО (109 кг). В среднем по России производство картофеля на душу населения в 2013 году составляло 206 кг, среднедушевая обеспеченность картофелем, с учетом импортных поставок – 209 кг (в сыром весе с кожурой, без учета потерь при транспортировке и хранении).

Северо-Западный федеральный округ является наиболее зависимым от поставок извне. Объем потребления в СЗФО за рассматриваемый период превысил объем производства на 1, 38 млн тонн. Также значительный дефицит местного производства наблюдается в ЮФО – 1, 19 млн тонн. По СКФО и УФО дефицит составил 0, 58 и 0, 46 млн тонн соответственно. В разрезе регионов крупнейшим нетто-экспортером картофеля среди субъектов федерации в России являлась Воронежская область. В сезон потребления картофеля урожая 2012 года, объем производства здесь превысил объем потребления на 935 тыс. тонн. Это наивысший показатель за всю историю картофелеводства Воронежской области. На фоне общего снижения валовых сборов по стране, воронежские аграрии собрали рекордный урожай – 1 424 тыс. тонн. При этом посевные площади были несколько ниже, чем в предыдущие годы.

Производство картофеля в десяти ведущих странах мира, по данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО ООН)

Таблица 2 - Производство картофеля в 2013 г., млн т

Страна Производство
Китай 73, 037
Российская Федерация 36, 400
Индия 25, 000
Украина 19, 480
США 19, 111
Германия 11, 158
Польша 11, 009
Белоруссия 8, 185
Голландия 6, 836
Франция 6, 347

Рост мировых масштабов производства картофеля является важнейшим условием достижения продовольственной безопасности.

В настоящее время Китай является крупнейшим производителем картофеля в мире.

В 2013г. Россия произвела 36, 78 млн т картофеля (11% мирового производства) и занимает второе место в мире после Китая.

Данные по производству и потреблению картофеля в Российской Федерации приведены в таблице

Производство картофеля в России практически не увеличивается и в основном сконцентрировано в личных подсобных хозяйствах [9].

Таблица 3 - Основные показатели производства и потребления картофеля в Российской Федерации, тыс. тонн

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013г. 2013г. к 2009г., %
Валовой сбор в хозяйствах всех категорий, тыс. т            
Производство на одного человека, кг           179, 9
Потребление на одного человека, кг           99, 1

Расчеты произведены на основе данных Росстат [29].

Из данных таблицы видно, что валовой сбор картофеля сократился на 3%, а производство на одного человека увеличился на 80%, потребление в свою очередь сократилось на 0, 5%.

Картофель для России – это социально значимая культура, которой в той или иной мере занимается более 30 млн человек. Однако для увеличения объемов производства картофеля необходимо расширять и искать новые ниши его потребления. [10]

Среди направлений, вытекающих из задач, связанных с реализацией программы, является развитие производства картофеля для переработки и соответственно увеличение объемов его переработки.

Потенциальные возможности картофелеперерабатывающей отрасли в перспективе могут быть сопоставимыми с объемами использования картофеля на корма: 5-7 млн т в год.

Опыт зарубежных стран показывает, что переработка картофеля в различные виды продуктов и полуфабрикаты экономически целесообразна. В США, Англии, Франции, Германии, Голландии перерабатывается до 60% продовольственного картофеля, а в России объемы картофеля, перерабатываемого на продукты питания, составляют менее 1% от его валового сбора. Это связано с высокой себестоимостью картофеля в ЛПХ из-за низкой урожайности и высоких затрат, большими налогами на перерабатывающие предприятия, высокой стоимостью тепло, -энергоресурсов, с отсутствием государственной поддержки.[22]

В 2013 г. произведено уже более 67 тыс. т продуктов питания из картофеля и 3, 8 тыс. т крахмала, импорт составил 128 тыс. т продуктов питания из картофеля и 33, 5 тыс. т сухого крахмала.

Картофелеперерабатывающие предприятия предъявляют требования к качеству клубней, обусловленные технологией изготовления конкретного вида картофелепродуктов и возможностью получить максимальный выход продукта высокого качества при минимальных затратах, и используют ресурсосберегающие технологии переработки картофеля. В Российской Федерации работают крупные предприятия и агрохолдинги по производству картофелепродуктов. Завод «Касимовский картофель» перерабатывает до 10 тыс. т в год в пюре и картофель фри, а завод по производству хрустящего картофеля и натуральных чипсов «Фрито Лейз» - 120 тыс. т сырья в год.

Таким образом можно сказать, что Россия занимает 2 место в мире по производству картофеля.

1.3 Государственное регулирование и проблемы развития картофелеводческого подкомплекса.

В первую десятку регионов, где объем производства превысил объем потребления, также входят:

-Брянская область (объем производства превысил объем потребления на 726 тыс. тонн),

-Курская область (641 тыс. тонн),

-Чувашская Республика (640 тыс. тонн),

-Республика Татарстан (576 тыс. тонн),

-Красноярский край (528 тыс. тонн),

-Липецкая (480 тыс. тонн),

-Тульская (435 тыс. тонн),

-Тамбовская (347 тыс. тонн),

-Орловская (321 тыс. тонн).

Всего в России в сезон потребления урожая 2012 года насчитывалось 37 регионов-доноров по обеспеченности картофелем.

Производство в остальных регионах ниже объемов потребления (регионы-реципиенты). Крупнейшим регионом-реципиентом является г. Москва, где объем рынка, только с учетом данных об официально зарегистрированных жителях составляет около 2 500 тыс. тонн.

В первую десятку субъектов РФ с дефицитом местного производства также входят:

-Санкт-Петербург (1 053 тыс. тонн),

-Московская область (объем производства был ниже объема потребления на 619 тыс. тонн),

-Краснодарский край (на 535 тыс. тонн),

-Ростовская область (на 490 тыс. тонн),

-Новосибирская область (на 281 тыс. тонн),

-Республика Дагестан (на 265 тыс. тонн),

-Чеченская республика (на 253 тыс. тонн),

-Свердловская область (на 230 тыс. тонн),

-Ставропольский край (на 210 тыс. тонн).

Эксперты считают, что ежегодно у нас сгнивает почти столько же урожая, сколько Россия импортирует из других стран в виде сырых клубней и продуктов их переработки, среди которых немалая доля приходится на разнообразные чипсы и заготовки для фастфуда, к примеру, картофеля фри.

При этом, например, США перерабатывает в продукты питания больше 50 процентов картофельного урожая, Англия - 20 процентов, Германия - 30 процентов. Россия же перерабатывает только 2 процента от всего урожая в 30 миллионов тонн.

Ожидается, чтобы государство приняло меры защиты отечественного производителя, например, зафиксировало цены на энергоносители для нужд сельского хозяйства. Однако же пока в государственной программе Министерства сельского хозяйства России на 2013-2020 годы сказано, что «мерами госрегулирования рынка плодоовощной продукции «служат таможенно-тарифное регулирование, а также прогнозирование структуры производства и потребления». Кроме того, программа говорит о необходимости строительства овощехранилищ и создания системы оптовых распределительных центров по сбыту сельхозпродукции напрямую покупателю, минуя посредников. [20]

Государственное регулирование — экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия. А так же на продовольственно-техническое обеспечение АПК. [5]

Задачи государственного регулирования:

-Стабилизация и повышение эффективности производства АПК;

-Обеспечение продовольственной безопасности;

-Улучшение продовольственного обеспечения населения;

-Сближение уровней доходов работников сферы АПК и промышленности;

-Защита отечественных товаропроизводителей.

Государственное регулирование производства картофеля осуществляется по следующим направлениям:

-финансирование государственных мероприятий;

-формирование и функционирование рынка продукции картофелеводческого подкомплекса;

-поддержка инвестиционной деятельности и др.

Рычаги государственного регулирования:

-цены — целевые, гарантированные, залоговые;

-налоги — льготные, дифференцированные;

-кредит — льготный, товарный, поддержка процента по ссудам коммерческих банков;

-бюджет — ссуды, компенсации, дотации, лизинг;

-страхование — частичная уплата страховых взносов;

-аграрное законодательство [6].

Основополагающими можно считать рычаги внешнего регулирования. Они создают предпосылки для эффективной деятельности картофелеводческого подкомплекса.

Регулирование ценообразования — воздействие на процессы установления и применения тарифов со стороны государства путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер.

Рыночные цены являются основой экономических отношений на рынке, они складываются под воздействием спроса и предложения. Однако в ряде случаев государство вынуждено вводить гарантированные цены, которые рассчитываются на основе целевой цены.[2]

Государственная поддержка в АПК США:

-целевые(гарантированные), которые распространяются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции и гарантируют уровень дохода для самофинансирования расширенного производства;

-залоговые ставки, которые представляют собой нижний предел гарантированных цен на продукцию АПК.

В ЕС существует 4 направления бюджетной поддержки сельского хозяйства:

-прямые бюджетные выплаты сельхозтоваропроизводителям;

-поддержка развития сельских территорий;

-структурная поддержка сельского хозяйства;

-финансирование общих услуг, оказываемых селу[22].

В странах ЕС очень важна ценовая поддержка сельхозтоваропроизводителей. Поддержание цен в сельском хозяйстве ложится и на государство и на налогоплательщиков, однако стабильность цен это средство обеспечения продовольственной безопасности и сохранения производственного потенциала сельского хозяйства.

Таблица 4 - Классификация государственной поддержки сельского хозяйства.

Признак Вид господдержки Определение
По признаку бюджетного финансирования Бюджетная предоставление государственной поддержки за счет федерального и регионального бюджетов на принципах софинансирования, разработка и реализация целевых программ развития отрасли
  Внебюджетная Инструменты и формы, не требующие расходования средств бюджетов, в частности банковское, коммерческое кредитование, лизинг, венчурное финансирование и т.д.
По способу воздействия на сельскохозяйственное производство Прямая Целевое финансирование, прямо или косвенно сказывающееся на рентабельности предприятий аграрной сферы (субсидии, компенсации, дотации, налоговые льготы на поддержку отдельных групп предприятий)
  Косвенная Влияет на сельское хозяйство посредством мероприятий регулирования агропродовольственного рынка средствами комплекса государственного регулирования аграрного сектора экономики, включающего ряд соответствующих институтов
По временному фактору Краткосрочная до одного года

 

 

Продолжение таблицы 4.

 

  Среднесрочная от одного года до трех лет
  Долгосрочная более трех лет
По требованиям, установленным международными организациями (ВТО) «Желтая корзина» Мероприятия, влияющие на структуру международной торговли и вызывающие дополнительный переток активов от потребителей к производителям и по нормативам попадающие под сокращение после присоединения к ВТО (реализационные кредиты; сезонное финансирование; динамичное финансирование пропорционально численности поголовья; динамичное финансирование пропорционально площади угодий; отдельные программы субсидирования коммерческих кредитов и т.п.)
  «Зеленая корзина» Мероприятия, не оказывающие влияния на условия мировой торговли и осуществляемые в рамках государственных проектов и программ, осуществляемых на средства, полученные от налоговых поступлений. Такие мероприятия не вызывают дополнительного перетока активов от потребителей к производителям и не попадающие под ограничивающие правила ВТО
  «Голубая корзина» Мероприятия по возмещению недополученных производителями доходов, не вызывающее увеличения объема предложения аграрной продукции и сырья на международном рынке и не попадающие под ограничивающие правила ВТО (прямое финансирование, на условиях фиксации обрабатываемых площадей и объемов продукции; прямые вливания, производимые в размере не более 85 процентов от базового объема производства; непосредственные выплаты животноводам, производимые на условиях стабилизации поголовья и т.п.)

 

В настоящее время в России (с 7 августа 2014 года) действует эмбарго (запрет) в течении года ввозить на территорию РФ отдельные виды сельскохозяйственной продукции, в том числе и на картофель.

В РФ реализуется государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, в частности подпрограмма «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства»

Цель подпрограммы:

-обеспечение устойчивого производства семенного картофеля, овощей открытого и защищенного грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;

-повышение конкурентоспособности производимых картофеля и овощей на внутреннем и внешнем рынках, повышение импортозамещения овощей защищенного грунта

Задачи подпрограммы:

-увеличение производства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, семенного картофеля, овощей открытого и защищенного грунта;

-повышение урожайности картофеля, овощей открытого и защищенного грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, за счет применения современных технологий

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы:

-валовый сбор картофеля в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, тыс. тонн;

-валовый сбор овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, тыс. тонн;

-прирост мощностей по хранению картофеля и овощей открытого грунта, тыс. тонн;

-прирост производства овощей защищенного грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, тыс. тонн;

-прирост площадей теплиц, гектаров

Срок реализации подпрограммы:

1 января 2015 г.— 31 декабря 2020 г.

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы:

-объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 43039600 тыс. руб., в том числе:

на 2015 год - 5000000 тыс. руб.;

на 2016 год - 7041000 тыс. руб.;

на 2017 год - 7715100 тыс. руб.;

на 2018 год - 7779800 тыс. руб.;

на 2019 год - 7718900 тыс. руб.;

на 2020 год - 7784800 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

-увеличение производства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, картофеля до 6 млн тонн, овощей открытого грунта - до 5, 2 млн тонн, овощей закрытого грунта - до 1, 4 млн тонн;

-увеличение емкости современных картофеле- и овощехранилищ на 3, 5 млн тонн единовременного хранения [27]

Таким образом можно сказать, что в Российской Федерации действует государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, в частности подпрограмма «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства», целью которой является:

-обеспечение устойчивого производства семенного картофеля, овощей открытого и защищенного грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;

-повышение конкурентоспособности производимых картофеля и овощей на внутреннем и внешнем рынках.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал