Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место экологического права в правовой системе.






Экологическое право является комплексной отраслью. Иногда ее называют суперотраслью.

Комплексный характер отрасли экологического права определен тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и другие. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации перечисленных отраслей.

Конституционное право. В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Из этого конституционного положения следует вывод, что в процессе развития и совершенствования каждой отрасли российского законодательства законодательная власть должна предусматривать характерные для каждой из них правовые меры по обеспечению корректного отношения общества к природе с учетом интересов как самой природы, так и человека, исходя из необходимости и возможности обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Экологическое право тесно связано с административным правом. Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются чаще всего исполнительно-распорядительные акты органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Так, например, заключение государственной экологической экспертизы утверждает уполномоченный орган государственной власти РФ либо субъекта РФ. Смежным институтом экологического и административного права является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере охраны и использования окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, устанавливает их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления. Экологическое право в отличие от административного определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, специфика экологических отношений определяет осуществление особых функций управления, например, таких как государственная экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды.

КоАП установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды.

Экологическое право имеет некоторые смежные с гражданским правом предметы регулирования. Так, гражданское законодательство устанавливает основы права собственности и имущественного оборота земли и иных природных ресурсов. В соответствии с ГК и ЗК земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и о других природных ресурсах. Следовательно, приоритет в данной области отдается природоресурсному законодательству.

В ряде случаев природоресурсным законодательством предусмотрено заключение договоров между специально уполномоченным органом государственной власти и природопользователем. К данным правоотношениям применимы нормы подраздела о договорах ГК.

Например, подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и несет ответственность за нарушение данных требований. При причинении в результате экологического правонарушения вреда личности или имуществу гражданина или юридического лица применяются нормы ГК об обязательствах вследствие причинения вреда.

Требования в области охраны окружающей среды содержат также законодательные акты, регулирующие различные сферы хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ФЗ «О радиационной безопасности», ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

Правовое регулирование отношений в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Существуют структуры, обеспечивающие цели экоправа: природоохранные прокуратуры, экополиция, Международный экологический трибунал в Мадриде, ведомства. Для контроля и надзора.

2. Источники экологического права: понятие, классификация, система. Характеристика Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Источники экологического права-это нормативные акты, принятые уполномоченными на то госорганами и органами МСУ в установленной форме и с соблюдением определённой процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экобезопасности.

Центральную позицию в системе национального экологического законодательства занимает Конституция РФ. Нормативные предписания конституционного характера определяют основные направления развития экологического права, устанавливают пределы правового регулирования рассматриваемой отрасли. В Конституции содержатся нормы-принципы, которые создают основы правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере охраны окружающей среды и природопользования, определяют главные направления госэкополитики.

Конституция закрепляет право собственности на землю и природные ресурсы. В Конституции закреплены основные права и обязанности граждан: право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба здоровью и имуществу от экоправонарушения, обязанность каждого сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.

Конституция закрепляет разграничение ведения РФ и субъектов в экоотношениях. Проведение в РФ единой госполитики в области экологии обеспечивает правительство РФ.

Общественный источник экологического права-это экологическое законодательство, которое условно разделяется на три подсистемы:

1. Нормативные акты комплексного регулирования, создаваемые на основе и в соответствии с Конституцией. Например, ФЗ Об охране окружающей среды. Данный закон является основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере охраны природной среды. Предмет правого регулирования данного закона составляют отношения в сфере взаимодействия общества и природы, которые возникают при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду. Нормы закона устанавливают:

А) основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны.

Б) основы управления в области охраны окружающей среды.

В) права и обязанности граждан, общественных некоммерческих объединений.

Г) методы экономического регулирования, основы нормирования.

Д) требования в области охраны окружающей среды при хозяйственной и иной деятельности.

Е) основы организации и проведения различных видов экоконтроля.

2. Нормативные акты, которые регулируют использование природных ресурсов, например, Лесной кодекс 2006.

3. Федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы охраны окружающей среды, например, О пожарной безопасности, О радиационной безопасности.

Важная роль в определении ориентиров правового регулирования экологических отношений в субъектах принадлежит региональным законодательным актам. Роль регионального экологического законодательства заключается в адаптации норм федеральных НПА к условиям конкретного региона, в упорядочении экоотношений в отдельном субъекте. Региональными источниками экоправа являются конституции и уставы. В них закрепляются основные направления региональной политики в области охраны окружающей среды и природопользования, гарантии экоправ, полномочия органов госвласти субъектов. Региональные НПА принимаются в развитие федерального экозаконодательства и положений региональных конституций и уставов. Во многих субъектах действуют региональные законы об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях.

Источники экологического права обладают всеми признаками, которые свойственны источникам права, то есть носят официальный характер и признаются государством. Это определяет поддержку содержащихся в них норм, их гособеспеченность.

Другая классификация:

1. законодательные акты (имеют удельный вес).

2. нормативные акты органов управления.

3. правовые обычаи, например, в ФЗ О животном мире есть раздел, признающий и устанавливающий особые права и порядок пользования животным миром для малочисленных народностей, национальностей Крайнего Севера и Дальнего Востока, ведущих традиционный образ жизни.

4. судебная практика, прецедент (многие не отрицают существование такого источника, ссылаясь на решения Конституционного суда, а Постановления Пленумов Верховного суда содержат как минимум нормы-определения).

5. правовая доктрина, например, использование в ходе судебного расследования ссылок на комментарии к УК, ГК.

6. НА общественных и частных организаций. Общественные организации-это прежде всего партии, их программы содержат разделы, формирующие направления, принципы экоправовой политики. В уставах и других документах общественных экообъединений содержатся правила поведения, обязательства, принципы деятельности их членов.

7. договоры.

По юридической силе массив экоактов делится на конституции, законы, подзаконные акты. На уровне федерации: Конституция РФ, конституционные законы, законы, указы Президента, постановления Правительства, ведомственные НПА.

На уровне субъектов: Конституции, законы, акты органов исполнительной власти субъектов.

Нижний уровень-Локальные акты.

По форме: законы, приравненные к ним акты (это кодексы), постановления, распоряжения, приказы, решения, инструкции и так далее.

По субъекту: принятые парламентом, главой исполнительной власти, правительством, руководителем.

Особое место занимают концепции, доктрины, стратегии, принимаемые указом Президента или постановлением Правительства.

Актуален вопрос о включении правовой идеологии, правосознания, эмоций в источники экоправа.

Особенностью правовой базы экологического права является то, что особое место отведено международным правовым актам:

1. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.

2. Конвенция о транстграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

3. Протокол о сокращении выбросов серы или её трансграничных потоков на 30 и более процентов и другие.

Отнесение международныз договоров, ратифицированных РФ, к источникам экоправа вытекает из Конституции. При этом установлено правило, согласно которому в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Это универсальные формальные источники международного права, например, Всеобщая декларация прав человека, так и специальные, регулирующие экоотношения, например, Всемирная хартия природы, рамочная конвенция об изменении климата, киотский протокол.

В международных документах закрепляются основы правового статуса личности вообще и эколого-правового статуса в частности, устанавливаются международные стандарты организации и проведения мероприятий по охране окружающей среды, стандарты экообразования, основы рационального использования природных объектов и другие концептуальные положения, отражающие эффективные способы взаимодействия человечества и окружающей среды.

В экологическом законодательстве объединено примерно 4000 нормативных актов различной юридической силы.

Особенность экологического законодательства в том, что в общем объёме НПА превалируют подзаконные акты, а среди подзаконных ведомственные. Ведомственные акты затрагивают различные аспекты организации и проведения отдельных мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования. Значительная часть ведомственных НПА содержит правила, определяющие внутреннюю организацию работы отраслевых министерств, служб. Это значит, что большинство общественных отношений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируются не актами высшей юридической силы.

1. Подзаконные НПА на уровне субъектов РФ принимаются правительствами, администрациями, высшими должностными лицами. Роль подзаконных НПА состоит в обеспечении единообразного применения федеральных и региональных природоохранных и природоресурсных законов; в оказании правовой, методической и организационно-технической помощи территориальным органам исполнительной власти, осуществляющим госэкоуправление.

Подзаконные НПА:

2. Указы Президента по вопросам организации и проведения мероприятий по охране окружающей среды и природопользования.

3.Постановления Правительства.

4. Ведомственные НПА.

Среди предписаний экологического законодательства имеется множество технических норм. Их роль является одной из основных. Технические нормы включаются в нормативные акты и таким образом приобретают статус технически-юридических норм. В первую очередь это относится к нормативам предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ, размерам санитарно-защитных зон, правилам сооружения и эксплуатации очистных сооружений и другим.

Этапы становления экоправа:

1. дореволюционный. Характеризуется преобладанием природоресурсного подхода в правовом регулировании, охрана природных ресурсов осуществлялась прежде всего через защиту прав собственности и экономических интересов государства. В Русской правде 11 века и Соборном уложении 17 века содержались предписания по охране отдельных природных ресурсов. Позже появились нормы об охране атмосферного воздуха.

2. советский. Характеризуется пообъектным подходом в регулировании общественных отношений в процессе взаимодействия общества и природы. НПА двадцатых годов, например, Декрет о земле, недрах, Земельный кодекс, Лесной кодекс регулировали в основном природоресурсные отношения.

В 1960 был принят первый природоохранный НПА-закон об охране природы в РСФСР.

В семидесятые-восьмидесятые были приняты новые кодификационные акты: водный, земельный, лесной кодексы, закон о недрах.

В перестройку важную роль сыграло постановление о перестройке охраны природы в стране. Оно предусматривало меры по консолидации госуправления охраной окружающей среды и природопользованием, меры экономического регулирования в этих областях.

3. современный. Принятие новых природоохранных и природоресурсных актов, базирующихся на принципах Конституции 1993. Экологическое законодательство разделилось на два блока: природоохранный и природоресурсный. Природоресурсное законодательство кодифицировано, приняты кодексы, кодифицированные законодательные акты. Природоохранное законодательство интенсивно развивается. В 2002 принят ФЗ Об охране окружающей среды, который является базовым для всех прироохранных и природоресурсных НПА.

 

Основную часть юридических источников экоправа составляет национальное экологическое законодательство РФ, которое представлено совокупностью НПА, регулирующих экологические отношения.

Центральную позицию занимает Конституция РФ. Именно нормативные предписания конституционного характера определяют основные направления развития экоправа как отрасли права, а также устанавливают пределы правового регулирования рассматриваемой отрасли права. Эти нормы должны рассматриваться как конституционные начала экоправа, как специальные предписания высшей юридической силы.

Функции норм:

1. выделяют особую конституционную функцию охраны окружающей среды

2. устанавливают общеправовой принцип приоритета охраны природы.

3. закрепляют ответственность перед будущим поколением.

4. устанавливают экосуверенитет страны и обязанности его защиты государством.

Принципы:

1. государство обязано приоритетно направлять на охрану ОС бюджетные средства, вовлекать в неё людские ресурсы, создавать условия деятельности общества и граждан в этой сфере.

2. экоинтересы выявляются и принимаются во внимание в первую очередь.

3. воздействие на природу не может ухудшать услдовия существования будущих поколений.

4. государство обязано защищать землю от посягательств, запрещённым законом.

В Конституции содержатся нормы-принципы, которые создают основы правового регулирования общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, определяют главные направления госэкополитики.

1. Нормы Конституции закрепляют право собственности на землю и другие природные ресурсы. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собствености. Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В Конституции находят закрепление основные экоправа и обязанности граждан России, а именно: право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экоправонарушением, обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

2. Концептуальными для регулирования экоотношений являются нормативные положения Конституции, где определяются основания разграничения полномочий РФ и субъектов. К предметам исключительного ведения РФ отнесены: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе экологических, федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экоразвития, внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ.

3. К совместному ведению РФ и её субъектов Конституция относит решение вопросов владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрану окружающей среды, обеспечение экобезопасности, особо охраняемые природные территории; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

4. Для определения основ госэкополитики России большое значение имеют предписания в соответствии с которыми проведение в РФ единой госполитики в области экологии обеспечивает Правительство РФ.

Общая характеристика федерального закона «Об охране окружающей среды».

Как говорится в преамбуле, этот Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Достоинства:

Претензия законодателя на всестороннее (комплексное) регулирование отношений по охране окружающей среды. Имеется в виду попытка более широко предусмотреть механизм регулирования в данной сфере. В новом Законе появились некоторые положения о требований об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Предусмотрены общие положения об экологическом предпринимательстве.

Важное значение имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды. Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр.

Законом установлен юридический критерий уровня проектирования предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий.

Достоинством Закона является положение об административной и иной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию таких объектов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.

В условиях развития рыночной экономики вполне обоснованным является требование, что при приватизации и национализации имущества обеспечиваются проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

Новый Закон предусматривает установление зон экологического бедствия.

Повышению эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

Недостатки: не отражены подходы к охране окружающей среды и современные концепции государственной экологической политики России, а также не учтены два ряда факторов: а) произошедшие изменения социально-политического и экономического устройства; б) результаты проведенной в стране правовой реформы, в первую очередь созданное экологическое законодательство. Он содержит множество декларативных положений. Не регулируются процессуальные отношения. Текст Закона изобилует стилистическими погрешностями.

Закон об охране окружающей среды как головной акт в теоретическом плане с учетом специфики и сложности объекта регулирования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права.

Устанавливаемые Законом общие правовые механизмы управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием включают:

1. экологическое нормирование и стандартизацию,

2. оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду,

3. экологическую экспертизу,

4. экологическую сертификацию, экологический аудит,

5. лицензирование,

6. меры экономического стимулирования, планирование, финансирование, страхование,

7. мониторинг,

8. экологический контроль

и некоторые другие. Данные механизмы применимы как к охране природы в целом, так и к охране отдельных природных ресурсов.

 

Экологические правоотношения. Виды, субъекты и объекты, содержание.

Правоотношение -это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством.

Экологические отношения-это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения правоотношений являются юридические факты, то есть конкретные жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение правовых отношений. По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

Классификация экологических правоотношений Ерофеева по видам экологических общественных отношений:

1. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования экологопользованием, - наиболее обширная и сложная группа, включающая в себя следующие их разновидности:

а) экологические правоотношения в сфере учета природных ресурсов. Сюда включаются правоотношения по ведению экологического государственного мониторинга, земельного, лесного, водного кадастров, кадастра объектов животного мира и другие;

б) экологические правоотношения в сфере разрешительной системы экологопользования. Это правоотношения по регистрации прав на природные объекты и сделок с ними, на осуществление тех или иных видов предпринимательской деятельности в сфере экологопользования, по лицензированию водопользования, лесопользования и другие;

в) экологические правоотношения в сфере охраны государственного режима экологического благополучия, которые выражаются в применении судебной или административной защиты прав природопользователей и государства и его органов. Например, судебное взыскание с браконьеров стоимости выловленной рыбы, стоимости причиненного незаконной порубкой леса древесины и расходов на лесовосстановление и так далее.

Особенностью правоотношений данного вида является обязательное участие в них в качестве одного из субъектов государства и его органов, которые совершают рачительные, пресекательные и восстановительные действия по обеспечению экологического благополучия в стране.

2. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы, в составе которых можно выделить:

а) правоотношения по приобретению природных объектов или определенных элементов этих объектов в собственность. Например, купля-продажа земельных участков, приватизация земель, передача государством в собственность гражданину или юридическому лицу части земельного массива с находящимися на нем природными объектами (водоемами, лесными участками и другим);

б) правоотношения по осуществлению собственником своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем природных ресурсов;

в) правоотношения по прекращению права собственности на тот или иной природный объект, осуществляемые путем сделок купли-продажи, мены и других сделок, изъятием и принудительным выкупом нерационально используемых земель.

Особенностью этих правоотношений является то, что одной из сторон в них всегда выступает собственных земельного участка или находящихся на нем земельных ресурсов.

3. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере вещных прав на землю и природные ресурсы, которые выражаются в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, в праве постоянного пользования им, в праве ограниченного пользования (сервитута) соседним земельным участком.

экологические правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные экологические правоотношения складываются по поводу конкретных материальных объектов, находящихся под эколого-правовой охраной.

Процессуальные экологические правоотношения складываются по поводу обеспечения порядка природоохранной деятельности.

экологические правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

К числу регулятивных следует отнести экологические правоотношения, складывающиеся непосредственно в сфере осуществления природоохранительных мероприятий.

К числу же охранительных экологических правоотношений следует отнести такие, которые связаны с применением ответственности за невыполнение установленных законом правил по охране окружающей среды.

Содержание правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право-это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. Юридическая обязанность-это мера должного поведения, обеспеченная государством. Содержание прав и обязанностей зависит от состава участников правоотношения и объекта правоотношения.

Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.

Субъектами экологических правоотношений являются:

1. государство в лице компетентного органа. Конституцией РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Оно является субъектом экологических правоотношений и в случае, если природные ресурсы на законных основаниях переходят в собственность юридических или физических лиц или передаются им во владение, постоянное или временное пользование (аренду).

2. юридические лица

3. физические лица, воздействующие на природную среду с целью её потребления, использования, воспроизводства, охраны.

4. хозяйствующие субъекты-это предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, осуществляющие общее или специальное природопользование.

По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на категории:

1. природопользователи-это носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды.

2. органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды.

3. общественные объединения экологического профиля.

4. органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Субъекты экологического права наделяются экологической правосубъектностью, состоящей из 3 компонентов:

1. способность иметь права и быть носителем обязанностей в сфере природопользования и охраны природной среды.

2. способность своими действиями реализовывать данные права и обязанности

3. собственно субъективные права и обязанности, носителем которых может являться данный субъект.

Объекты экологических правоотношений – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.

Объектами экологических правоотношений считаются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, лесная и иная растительность, животные и другие организмы и их генофонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Объекты экологических правоотношений подразделяются на объекты природоохранительных и имущественных отношений в сфере природопользования.

В первоочередном порядке охране подлежат природные ландшафты и комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, к ним относятся:

1. государственные природные заповедники, заказники.

2. памятники природы.

3. национальные, природные и дендрологические парки

4. ботанические сады

5. лечебно-оздоровительные местности и курорты.

6. объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное эстетическое и рекреационное значение.

7. континентальный шельф и исключительная зона РФ.

Природный объект характеризуется как составная часть природы, отличающаяся от имущества естественным характером происхождения, отсутствием стоимости как совокупности затрат общественно необходимого труда на создание объекта, нахождением в системе естественных экологических связей.

 

 

4. Эколого-правовой статус человека: понятие и виды экологических прав, право на благоприятную окружающую среду, экологические обязанности.

Экологические права человека-это это признанные и закреплённые в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой.

Бринчук классифицирует права граждан по акту, их закрепляющему, на основные, неотчуждаемые и иные. Конституция к числу основных экоправ человека и гражданина относят: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на возмещение ущерба здоровью и имуществу экоправонарушением. Иные права включают права в области природопользования и охраны ОС, закреплённые в законодательстве, например, право на охрану здоровья от неблагоприятных воздействий ОС, на радиационную безопасность. По видам интересов он делит права на гражданские, политические, культурные, социальные, экономические.

По субъектам экоправа делятся на:

1. закреплённые за общим субъектом.

2. закреплённые за специальными категориями субъектов.

Центральное место в системе экоправ человека и гражданина занимает право каждого на благоприятную окружающую среду. Это право естественное, принадлежит человеку от рождения.

Благоприятная окружающая среда-это ОС, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование природных и природно-антропогенных объектов. Под качеством окружающей среды понимается такое её состояние, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и их совокупностью. Таким образом, право на благоприятную окружающую среду-это право на окружающую среду, качественное состояние которой создаёт условия для функционирования:

1. объективно существующих частей природной среды, которые имеют пространственно-территориальные границы и в которых живые и неживые её элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ.

2. территорий, которые не подвергались изменению в результате хозяйственной и иной деятельности с сочетанием определённых типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

3. природных объектов, изменённых в результате хозяйственной и иной деятельности, и объектов, созданных человеком, со свойствами природных объектов защитного и рекреационного значения.

4. элементы природных объектов, сохранившие природные свойства.

Названные в Конституции экоправа человека и гражданина находят дальнейшую конкретизацию в отраслевых ФЗ, природоохранных и природоресурсных. Например, в ФЗ Об охране окружающей среды устанавливается право каждого на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, ЧС. В этом же законе речь идёт о иных экоправах гражданина:

1. создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.

2. направлять обращения о получении своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране, направлять жалобы, заявления, предложения в органы госвласти РФ, субъектов, МСУ, иные организации и должностным лицам. Получать своевременные и обоснованные ответы. Оказывать этим органам содействие в решении вопросов охраны окружающей среды.

3. принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетах, референдумах, сборе подписей под петициями и в иных, не противоречащих законам акциях по вопросам охраны окружающей среды.

4. выдвигать предложения о проведении общественной экоэкспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке.

5. предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Осуществлять другие, предусмотренные законодательством права.

Экоправа общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды:

1. право разрабатывать, пропагандировать, реализовывать в установленном порядке программы в области охраны ОС, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды.

2. осуществлять и пропагандировать за счёт собственных и привлечённых средств деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экобезопасности.

3. оказывать содействие органам госвласти и МСУ в решении вопросов охраны окружающей среды.

4. организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикеты, сбор подписей под петициями, принимать участие указанных мероприятиях в соответствии с законодательство РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды, по обсуждению проектов.

5. обращаться в органы госвласти, МСУ, иные организации, к должностным лицам о получении своевременной полной, достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по её охране, об обстоятельствах и фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью, имуществу граждан.

6. участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье, имущество граждан.

7. обращаться в органы госвласти РФ, субъектов, МСУ и иные организации с жалобами, заявлениями, исками, предложениями, по вопросам охраны окружающей среды, негативного воздействия на неё. Получать своевременные обоснованные ответы.

8. организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан.

9. организовывать и проводить в установленном порядке общественную экоэкспертизу.

10. рекомендовать своих представителей для участия в проведении госэкоэкспертизы.

11. предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Субъективные экоправа закреплены не только в ФЗ Об охране окружающей среды, но и в других природоохранных и природоресурсных законодательных актах.

 

6. Право собственности на природные ресурсы: понятие, содержание, объекты, субъекты, формы, основания возникновения и прекращения.

Природные ресурсы и объекты в силу своей особой значимости, природной и хозяйственной ценности выступают как важные объекты права собственности. Особенность права собственности на землю и другие природные ресурсы в его экологической связанности. Устанавливается экологической обоснованная, юридически оформленная система условий и процедур реализации права собственности на природные ресурсы, которые обеспечивают предупреждение экорисков, запреты заведомо негативного воздействия на ОС.

Специфическое содержание конституционного права собственности на природные ресурсы и объекты:

1. определение публично-правового режима этих объектов. Вопросы природных ресурсов регулируются российским законодательством. Не существует объектов, выведенных из сферы российского законодательства.

2. установление принадлежности земли и природных ресурсов путём разграничения компетенции.

3. установление обязанностей и правомочий государства в отношении земли и природных ресурсов.

Структура любого правоотношения включает три основных элемента, а именно: объект, субъект, содержание. Применительно к экоправу это природный объект, непосредственно объект правового регулирования, и второй объект, имеющий две стороны-это интерес экопользователя в достижении своих целей, общегосударственная цель в улучшении природных объектов и в недопустимости причинения им вреда.

Объекты:

1. отдельные природные объекты-земля, недра, леса и тому подобное.

2. только те объекты, которые предусмотрены в законе.

3. объекты при условии, что они находятся в экосвязи с окружающей природной средой.

Природные объекты должны находиться в пределах госграниц РФ, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ.

Содержание права собственности составляют правомочия владения, пользования, распоряжения. При этом в отношении природных ресурсов как объектов права собственности указанные правомочия реализуются особым образом.

Правомочие владения природными ресурсами проявляется как основанная на законе возможность иметь у себя данный природный ресурс, содержать его в своём хозяйстве, например, фактически обладать земельным участком, числить на своём балансе.

К праву пользования землёй и природными объектами относятся:

1. хозяйственная и иная их эксплуатация.

2. изъязвление полезных свойств.

3. использование для иных целей удовлетворения потребностей общества.

Правомочие пользования природными ресурсами выступает как возможность эксплуатации, хозяйственного и иного пользования природного ресурса путём извлечения из него полезных свойств, его потребления, например использование земельных участков для нужд сельского хозяйства, лесных участков для заготовки древесины. Правомочие распоряжения природными ресурсами означает возможность определения их юридической судьбы путём изменения их принадлежности, состояния или назначения, например, отчуждение земельных участков и иных природных объектов по договору или иным сделкам, передача земельных участков по наследству.

Характерная особенность, что право собственника на владение, пользование, распоряжение природными ресурсами дополняет возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды.

Конституционные основы права собственности на природные ресурсы устанавливаются конституционными положениями, согласно которым земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данные положения получили развитие и в ГК. Данные кодекс и ряд иных законодательных актов устанавливают также ограничения права собственности на природные ресурсы. Согласно ГК земля и другие природные ресурсы могу отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

ГК воспроизводит положения конституции относительно того, что владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются природоресурсным законодательством: земельным, водным, лесным, законодательством о недрах, животном мире.

Не все природные объекты и ресурсы могут являться объектом права собственности. Установление права собственности возможно на землю, земельные участки и их части, недра, участки недр, леса, лесные участки, насаждения, воды, водные объекты, животный мир и водные биоресурсы, на особо охраняемые природные территории.

Атмосферный воздух объектом права собственности являться не может.

Субъектами права госсобственности на природные ресурсы могут быть РФ и субъекты, от их лица правомочия собственника осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов. Права муниципальной собственности осуществляют муниципальные образования и выступающие от их лица органы МСУ. Права частной собственности осуществляют физические и юридические лица.

Также субъектом экоправа выделяют народы России, которые проживают на соответствующей территории, где земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизнедеятельности. Конституция РФ объявляет землю и другие природные ресурсы основой жизнидеятельности этих народов.

Земля.

В государственной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами, право госсобственности, федеральной и субъектов, на которые возникло в результате её разграничения, приобретённые по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами, законами субъектов, право муниципальной собственности на которые возникло в результате её разграничения, приобретённые по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

К федеральным земельным участкам относятся участки для нужд обороны и безопасности страны, занятые энергетическими, транспортными, космическими объектами, земельные участки заповедников, национальных парков, особо охраняемых территорий федерального значения.

Недра.

В госфонд недр РФ входят все недра в пределах границ РФ. В муниципальной и частной собственности могут быть только добытые из недр полезные ископаемые.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.037 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал