Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественная экологическая экспертиза, порядок ее проведения, значение.
Общественная экоэкспертиза о рганизуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, в том числе по инициативе органов МСУ. Её проводят организации, основным направлением которых является охрана ОС, организация и проведение экоэкспертизы и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ. Общественная экоэкспертиза может проводиться в отношении объектов, которые не составляют охраняемую законом тайну, до проведения госэкоэкспертизы тех же объектов. Заявление общественной организации о проведении экспертизы проходит госрегистрацию. При наличии заявлений о проведении экспертизы одного объекта от двух и более общественных организаций допускается создание единой экспертной комиссии. Орган МСУ в течение 7 дней со дня подачи заявления обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации, в противном случае заявление будет считаться зарегистрированным. Заявление может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение общественной экоэкспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его органом исполнительной власти в области экоэкспертизы. На руководителя и членов экспертной комиссии общественной экоэкспертизы распространяются все требования, распространяемые на экспертов госэкоэкспертизы. Заключения общественной эко экспертизы могут публиковаться в СМИ, передаваться органам МСУ, органам госэкоэкспертизы, заказчикам документации, подлежащей экспертизе и другим заинтересованным лицам. Финансирование экспертизы осуществляется за счёт собственных средств общественных организаций и объединений, фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, также за счёт средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов МСУ. Общественные объединения, осуществляющие общественную экологическую экспертизу, имеют право: 1. получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, предусмотренную законом; 2. знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы; 3. участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы. Условия проведения общественной экологической экспертизы: 1. государственная регистрация заявления общественных объединений о проведении экологической экспертизы; 2. порядок и сроки этой регистрации органами местного самоуправления; 3. форма и содержание заявления о проведении экологической экспертизы. Заявление должно содержать: 1. наименование и юридический адрес объединения. 2. сведения о составе экспертной комиссии. 3. сведения об объекте. 4. сроки. 4. обязанность общественных объединений, организующих экологическую экспертизу, известить население о начале и результатах ее проведения; 5. исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
13. Оценка воздействия на окружающую среду: понятие, содержание. В России экологическая оценка намечаемой деятельности включает оценку воздействия на окружающую среду и экологическую экспертизу. ОВОС и экоэкспертиза позволяют предупредить негативные последствия для природы на стадии планирования хозяйственной и иной деятельности и проектирования объектов. ОВОС-стадия предшествующая экспертизе и в некоторых случаях обязательная. Процедура ОВОС регулируется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. ОВОС —это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий оценки экопоследствий, учёта общего мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению таких воздействий. От экспертизы отличается содержанием и целями. Экоэкспертиза проводится для выявления соответствия намечаемой деятельности и определения допустимости реализации объекта. ОВОС оценивает возможные последствия и экориски реализации объекта, которые может оказать прямое или косвенное воздействие на ОС. Участниками процедуры ОВОС являются заказчик или уполномоченное им лицо, органы госвласти, МСУ, предоставляющие необходимую информацию или содействующие проведению исследований, граждане или общественные объединения. Степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточна для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности. Проблемы правового регулирования ОВОС: 1. процедура не дифференцируется для различных видов хоздеятельности и объектов. 2. за непроведение или ненадлежащее проведение ОВОС законом не установлена юридическая ответственность. Единственной санкцией является отрицательное заключение госэкоэкспертизы при экспертизе документации, обосновывающей деятельность. 3. окончательно не решён вопрос о необходимости проведения ОВОС при разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов. В отношении большинства объектов капитального строительства госэкоэкспертиза не проводится. Градостроительным законодательством предусматривается представление результатов оценки воздействия на ОС при госэкспертизе проектной документации. Также действует норма ФЗ Об охране окружающей среды о том, что ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от форм собственности или субъектов деятельности. Требования к материалам оценки воздействия на ОС устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области охраны ОС. В настоящее время это Минприроды. В случае выявления при ОВОС недостатка информации, необходимой для достижения цели ОВОС, или неопределённости в отношении возможных воздействий заказчик или исполнитель должен провести дополнительные исследования и разработать программу экомониторинга и контроля, направленную на устранение данных неопределённостей. Материалы в результате ОВОС включают: 1. информация о характере и масштабах воздействия на ОС намечаемой деятельности, оценке экопоследствий этого воздействия, их значимости, возможной минимизации последствий. 2. информация об учёте общественных предпочтений заказчиком. 3. решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности или об отказе от неё с учётом результатов оценки. Материалы по ОВОС являются составной частью документации, представляемой на экоэкспертизу и используемой при принятии иных управленческих решений. При проведении ОВОС и экоэспертизы действует принцип презумпции потенциальной экоопасности деятельности. Проведение ОВОС обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до её представления на госэкоэкспертизу. Заказчик или исполнитель обязан рассмотреть вариант реализации деятельности и альтернативные варианты достижения цели деятельности. Заказчик или исполнитель выявляет, анализирует и учитывает экологические и иные связанные с ними последствия всех альтернативных вариантов, а также нулевого варианта, то есть отказ от деятельности. Процедура проведения ОВОС исходит из необходимости участия общественности и информирования её о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, привлечения её к процессу ОВОС, которое осуществляется заказчиком на всех этапах оценки. На практике ознакомление общественности происходит на заключительном этапе подготовки материалов ОВОС. Обсуждение общественностью объекта экспертизы и материалов по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами МСУ. Материала ОВОС должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований. Заказчик обязан предоставить все участникам оценки возможность своевременного получения полной и достоверной информации. После проектного анализа и экоконтроля результаты ОВОС служат основой для проведения мониторинга. Если намеченная хозяйственная или иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по ОВОС осуществляется с учётом Конвенции ЕЭК ООН об оценке трансграничного воздействия на ОС, которая ратифицирована РФ. Этапы проведения ОВОС: 1. уведомление, предварительная оценка и составление техзадания на проведение ОВОС. 2. проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительного варианта материалов. 3. подготовка окончательного варианта по ОВОС. Участие общественности при подготовке материалов по ОВОС может осуществляться: 1. на этапе преставления первоначальной информации. 2. на этапе проведения ОВОС и подготовки обосновывающей документации. Материалы по ОВОС предоставляются на всех стадиях подготовки и принятия решений о возможности реализации этой деятельности органами госэкоэкспертизы. Материалы по ОВОС должны включать резюме нетехнического характера с результатами и выводами ОВОС. Состав материалов по ОВОС определяется порядком проведения ОВОС, видом намечаемой хозяйственной и иной деятельности, требования к обосновывающей документации. Степень полноты проведения ОВОС зависит от масштаба и вида намечаемой деятельности, особенностей региона. Положение об ОВОС включает типовое содержание материалов по оценке ВОС деятельности.
15. Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды: понятие, элементы, экологические платежи. Экономическое регулирование охраны ОС -это совокупность предусмотренных экономических мер обеспечения охраны ОС и рационального природопользования. Экономическое регулирование или экономический механизм в области охраны окружающей среды осуществляется с целью создания экономической заинтересованности субъектов хозяйственной и иной деятельности в соблюдении требований экозаконодательства, в минимизации негативного воздействия на окружающую среду. В качестве основных инструментов экономического стимулирования выступают различные методы. Действующее законодательство к числу основных из них относит: 1. разработка госпрогнозов социально-экономического развития на основе экопрогнозов, лицензирование. 2. разработка федеральных программ в области экоразвития РФ и целевых программ в области охраны ОС субъектов. 3. разработка и проведение мероприятий по охране ОС в целях предотвращения причинения вреда ОС. Финансирование из федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов. Средств предприятий, учреждений, фондов. 4. установление платы за негативное воздействие на ОС. 5. установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на ОС, устанавливаемые уполномоченными госорганами. Лимиты бывают на объёмы предельного использования природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в ОС и размещения бытовых и производственных отходов. 6. проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов, воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС. 7. предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, при осуществлении иных эффективных мер по охране ОС в соответствии с законодательством. 8. возмещение вреда ОС. 9. поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану ОС, экологического страхования. Перечень приёмов и способов экономического воздействия на субъекты хозяйственной и иной деятельности не исчерпывающий, допустимо внедрение в природоохранную практику иных методов экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны ОС. Одним из широко используемых методов экономического регулирования в области охраны ОС является плата за негативное воздействие на ОС. Она основывается на принципе, что любая хозяйственная или иная деятельность органов госвласти, МСУ, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на ОС, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда ОС. ФЗ Об охране ОС содержит правовое предписание, что любое негативное воздействие на ОС является платным. Речь идёт о различных видах негативного воздействия, будь то выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сброс загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления и иные виды негативного воздействия. В соответствии с Порядком определения платы и её предельных размеров за загрязнение ОС, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утверждённым постановлением Правительства РФ, субъект предпринимательской деятельности обязан вносить плату за негативное воздействие на ОС. Дифференциация платы: 1. если в процессе хозяйственной деятельности происходит загрязнение ОС в размерах, не превышающих установленные для природопользователя предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объёмы размещения отходов, уровни вредного воздействия, плата за негативное воздействие на ОС определяется умножением соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. 2. В случае загрязнения ОС в пределах установленных лимитов плата определяется путём умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми указанными выше выбросами, сбросами, объёмами, уровнями вредного воздействия по видам загрязнения. 3. Если осуществление хозяйственной деятельности приводит к сверхлимитному загрязнению ОС, размер платы определяется путём умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы указанных выбросов, сбросов, объёмов размещения, уровней вредного воздействия на установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этой суммы на пятикратный повышающий коэффициент. Пример: В случае отсутствия у приропользователя оформленного в установленном порядке разрешения указанные выброс, сброс, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Таким образом, законодателем закрепляются нормативная, лимитная и сверхлимитная виды плат за негативное воздействие на ОС. Конкретные нормативы платы за допустимое воздействие на ОС устанавливаются отдельно по каждому виду негативного воздействия на компоненты ОС, а расчёт платы производится самим плательщиком, субъектом хозяйственной и иной деятельности по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на ОС. Расчёт платы за негативное воздействие на ОС представляется плательщиками в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и по месту госрегистрации передвижного объекта. Расчёт представляется ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за истёкшим отчётным кварталом. Плата за негативное воздействие на ОС не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий охране ОС и возмещению вреда ОС.
16. Экологическое страхование: понятие, объекты, виды, содержание. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай наступления экорисков. Использование данного метода позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов граждан и создаёт условия для рационального природопользования. В действующем федеральном экозаконодательстве нормы-дефиниции, раскрывающей содержание термина экострахование, нет. Но исходя из положений Закона Об организации страхового дела в РФ, экострахование можно представить как отношения по защите экоинтересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов, и муниципальных образований при наступлении экорисков за счёт денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий, за счёт иных средств страховщиков. Экориск-это вероятность наступления события с неблагоприятными последствиями для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, ЧС природного и техногенного характера. Экострахование направлено на компенсацию затрат, обусловленных необходимостью устранения последствий негативного воздействия на ОС, возмещение эковреда и имущественного ущерба лицам, пострадавшим от такого воздействия. Одной из задач экострахования является формирование системы финансирования мероприятий по охране ОС. Виды экострахования: обязательное и добровольное. Обязательное осуществляется в случаях, прямо установленных законом, добровольное-по инициативе субъекта хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на ОС, на основе договора между страхователем и страховщиком. Обязательное экострахование может быть государственным и негосударственным. В первом случае оно осуществляется за счёт бюджетных средств. Обязательное экострахование предполагает страхование риска ответственности за причинение эковреда населению, в отношении жизни, здоровья определённых категорий граждан в порядке, установленном законодательством РФ. Данный вид экострахования проводится путём включения экорисков в перечень страховых рисков, подлежащих обязательному страхованию определёнными категориями предприятий, которые являются источниками повышенной экоопасности. Таким образом, предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты, всегда несут юридическую ответственность за причинение вреда такими источниками повышенной опасности. Объектом добровольного экострахования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды, воздушного бассейна на территории действия договора страхования. Страховую защиту гражданской ответственности страхователям за ущерб, причинённый третьим лицам в результате внезапного непреднамеренного загрязнения ОС на территории РФ, представляют страховые организации, которые разрабатывают свои правила по добровольному экострахованию. Добровольными страхователями на случай экорисков могут быть субъекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, которые заключают гражданско-правой договор. Страховым случаем считается внезапное непреднамеренное нанесение ущерба ОС в результате аварий, приведших к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговаривается в каждом конкретном случае при заключении договора страхования в соответствии с ГК. Типовым положением о порядке добровольного экострахования в РФ определяются страховые события, по которым страховщик не несёт ответственности: 1. прямо или косвенно связанные с последствиями военных действий, забастовок, диверсий, беспорядков, чрезвычайного, военного положения, иного особого положения, объявленного органами власти. 2. вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива. 3. вытекающие из обычной деятельности страхователя, если он знал вредные последствия этой деятельности 4. связанные с умышленными действиями страхователя, третьих лиц. 5. вызванные нарушением законов, постановлений, ведомственных и производственных правил, инструкций и других нормативных документов. Связанные с управлением производства персоналом, не уполномоченным на это, лицами, страдающими душевными болезнями, эпилепсией и другими заболеваниями, ограничивающими дееспособность. 7. вызванные обстоятельствами, существенно повышающими риск страхового случая, известными страхователю, о которых страховщик не был поставлен в известность. 8. вследствие износа конструкционных материалов, оборудования, эксплуатируемого сверх установленного срока, эксплуатации нового оборудования и после капремонта в течение 18 месяцев. 9. происшедшие по вине руководства предприятия или организации и других должностных лиц, ответственных за проведение контроля состояния ОС.
17. Экологический контроль: понятие, виды, задачи.
Контроль в области охраны окружающей среды -это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, нормативов в области охраны окружающей среды. Экоконтроль может быть классифицирован по стадиям проведения: 1. предварительный 2. текущий 3. последующий. В зависимости от субъекта: 1. государственный 2. производственный 3. ведомственный 4. муниципальный 5. общественный Госэкоконтроль осуществляется от имени государства, специально уполномоченными органами, является одной из функций госэкоуправления, сопряжён с применением мер административного принуждения. Госэкоконтроль осуществляется федеральными и субъектов органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения и исполнения экозаконодательства органами госвласти РФ и субъектов, МСУ, юридическими и физическими лицами. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экоконтролю определён постановлением Правительства, проводить его уполномочен Росприроднадзор, также в нём участвуют и иные федеральные органы исполнительной власти, например, Росреестр, Росрыболовство, Росельходнадзор. К объектам федерального госэкоконтроля отнесены указанные в законе объекты хозяйственной и иной деятельности в ведении РФ, объекты, подлежащие федеральному государственному водному, лесному, земельному контролю, контролю за геологическим изучением, рациональным использованием недр. Органы исполнительной власти субъектов осуществляют госэкоконтроль на всех прочих объектах хозяйственной и иной деятельности, кроме объектов федерального госэкоконтроля. Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный госэкоконтроль, определён постановлением Правительства. Эти должностные лица называются инспекторами. Инспекторы вправе: 1. посещать в целях проверки объекты хозяйственной и иной деятельности 2. проверять соблюдение нормативов и стандартов, работу очистных сооружений. 3. контролировать выполнение требований в заключении госэкоэкспертизы. 4. предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам. 5. привлекать к административной ответственности. Запрещено совмещение функций госэкоконтроля и хозяйственного использования природных ресурсов. Закон ограничивает сроки мероприятий по экоконтролю и их количество. Например, плановая проверка юридического лица или ИП может быть проведена не чаще раза в три года. По результатам проверки составляется акт, при необходимости составляется протокол об административном правонарушении, даётся предписание. Ведомственный экоконтроль производится центральными органами управления по отношению к подчинённым им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках отрасли. Министерство природных ресурсов осуществляет ведомственный контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных агентств и службы. В отношении всех иных субъектов хозяйственной и управленческой деятельности контроль возложен на Федеральные службы по надзору в сфере природопользования, экологическому, технологическому и атомному надзору. Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Проводится общественными объединениями и иными некоммерческими организациями и гражданами. Результаты общественного экоконтроля не являются обязательными для органов госвласти РФ, субъектов, МСУ. Дополнительную возможность для проведения общественного эконконтроля даёт получение информации о деятельности органов госвласти и МСУ в сфере охраны окружающей среды путём опубликования в СМИ, интернете, размещения информации в помещениях органов власти, присутствия граждан, организаций на заседаниях данных органов, предоставления информации по запросу. Общественный экоконтроль производится по принципу «разрешено всё, что не запрещено». Элементы общественного экоконтроля: 1. обращение в правоохранительные органы и органы прокуратуры с заявлением и в суд с исками о проверке законности действий, решений органов госвласти и МСУ, юридических и физических лиц. 2. проведение общественной экоэкспертизы. 3. обращение в уполномоченные органы госэкоконтроля с заявлением о проведении внеплановых поверок на предприятиях. 4. поведение экореферендумов, шествий, митингов, пикетов. Формы: общественные слушания, референдум, экспертиза, обращение в СМИ, направление жалоб, исков в правоохранительные органы и суды. Производственный экоконтроль осуществляется предприятием или организацией за свой счёт в порядке, установлено локальным НПА, в целях обеспечения выполнения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экоконтроля, организации экослужб на объектах данной деятельности, результаты производственного экоконтроля в орган исполнительной власти, осуществляющий госэкоконтроль. В экоконтроль также включается природоресурсный: земельный, водный, лесной, геологический, за использованием и охраной объектов животного мира. Эти виды контроля регулируются природоресурсным законодательством. Государственный экологический надзор -это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, МСУ, юридических лиц, ИП, граждан, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений международных договоров РФ, законов и иных НПА в области охраны окружающей среды. Выполняется посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений. Также деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта. Критерии и показатели негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и перечень нарушений законодательства РФ в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, устанавливаются Правительством РФ. Если при строительстве, реконструкции объектов предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках строительного органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительстве.
|