Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8. Издержки производства и прибыль






1. Издержки производства и их виды

2. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффект масштаба.

3. Доход предприятия: общий, средний, предельный.

4. Прибыль, норма прибыли. Максимизация прибыли.

5. Предложение конкурентной фирмы.

1.Современная экономическая теория значение издержек производства рассматривает под влиянием воздействия объемов производства продукции на предприятии. В этой связи издержки можно классифицировать.

Общие издержки. Это все расходы, затраты труда предприятия на изготовление и реализацию товара. Это потенциально возможная величина затрат на определенный момент времени. Делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки - не зависят от объема выпускаемой продукции и включают денежные затраты, количество которых предприятие не может изменить при производстве продукта в краткосрочном периоде, они существуют и при нулевом объеме производства.

Переменные, изменяются под влиянием изменения объема производства. Включают денежные затраты на сырье, топливо, материалы основные и вспомогательные, транспортные расходы, заработную плату рабочим.

Предельными называются добавочные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

Альтернативные (вмененные) издержки – упущенные возможности. Это те средства, от которых предприятие отказывается, когда использует свои ресурсы, и которые измерены с точки зрения выгоды, упущенной из-за неиспользования этих ресурсов оптимальным образом.

Альтернативные издержки возникают из-за возможности выбора между теми и иными экономическими решениями.

Альтернативные издержки носят скрытый характер но должны учитываться при выработке стратегических экономических решений.

Трансакционные издержки – затраты возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе с использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Выделяют:

· издержки сбора и обработки информации,

· издержки проведения переговоров и принятия решений,

· издержки контроля

· издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка

Себестоимость - все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги.

Себестоимость – одна из форм издержек производства. Если стоимость – это все затраты труда на производство продукции, то себестоимость показывает, во что обходится производство товаров предприятию.

2.Использование понятий «издержки производства», «себестоимость продукта» связаны с таким обстоятельством, как фактор времени.

Долгосрочный период – это период времени, достаточно продолжительный для того, чтобы фирма была способна изменить все свои факторы производства. Краткосрочный период – это такой период времени, в течение которого затрачиваемые фирмой ресурсы не могут быть изменены.

В деятельности фирмы наблюдается действие эффекта масштаба производства. Под масштабом понимается масштаб фирмы, измеренный объемом выпуска. Эффект масштаба может быть как положительным, когда увеличение выпуска продукции сопровождается экономией, так и отрицательным, когда по мере увеличения выпуска продукции средние издержки растут.

Существуют три основные причины возникновения экономии от масштаба: 1) распространение постоянных издержек на большее количество единиц продукции;

2) повышение производительности живого труда в связи со специализацией работников и их сосредоточением на выполнении одной операции или функции; 3) технические преимущества от использования более крупного физического капитала.

3. Использование фактора времени в анализе деятельности предприятия возможно с учетом знания проблемы дохода, произведенного и полученного в процессе хозяйственной деятельности. Доход – это результат работы предприятия. Более точным определением результата работы предприятия является объем реализованной продукции и валовой доход от этой реализации, равный сумме денег, которую получает предприятие от продажи товаров по рыночным ценам: Валовой доход = Р × Q, где Р – цена единицы продукции, Q – количество произведенной продукции.

4. В экономической теории существуют два взгляда на природу прибыли и предпринимательский доход.

В классической марксистской теории прибыль образуется следующим образом: стоимость товара складывается из издержек производства (с + v) и прибавочной стоимости (m), созданной трудом наемных работников. Она ничего не стоит предпринимателю и является излишком над издержками производства. Но поскольку в издержках производства стирается различие между постоянным (с) и переменным (v) капиталом, то создается видимость того, что прибавочная стоимость (m) является порождением всего авансированного капитала и в этом свойстве выступает на рынке в виде превращенной формы, то есть прибыли (Р). Прибыль – это та форма, в которой выступает прибавочная стоимость в сфере обращения при продаже товаров.

При подсчете издержек, прежде всего, учитываются явные издержки и в результате разница между выручкой от реализации продукции и явными издержками образует бухгалтерскую прибыль.

Если сравнить величину полученной прибыли с величиной затраченного капитала, то получим показатель нормы прибыли. Это относительная величина

,

где р ¢ – норма прибыли; р – абсолютная прибыль; (с + v) – издержки производства, затраты капитала.

Опираясь на знание значения предельных издержек, теории дохода, можно выяснить обстоятельства, связанные с максимизацией прибыли в краткосрочном периоде. Существуют два критерия в определении уровня производства, при котором предприятие будет получать максимум прибыли при минимуме убытков.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал