Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 8. Издержки производства и прибыльСтр 1 из 4Следующая ⇒
1. Издержки производства и их виды 2. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффект масштаба. 3. Доход предприятия: общий, средний, предельный. 4. Прибыль, норма прибыли. Максимизация прибыли. 5. Предложение конкурентной фирмы. 1.Современная экономическая теория значение издержек производства рассматривает под влиянием воздействия объемов производства продукции на предприятии. В этой связи издержки можно классифицировать. Общие издержки. Это все расходы, затраты труда предприятия на изготовление и реализацию товара. Это потенциально возможная величина затрат на определенный момент времени. Делятся на постоянные и переменные. Постоянные издержки - не зависят от объема выпускаемой продукции и включают денежные затраты, количество которых предприятие не может изменить при производстве продукта в краткосрочном периоде, они существуют и при нулевом объеме производства. Переменные, изменяются под влиянием изменения объема производства. Включают денежные затраты на сырье, топливо, материалы основные и вспомогательные, транспортные расходы, заработную плату рабочим. Предельными называются добавочные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. Альтернативные (вмененные) издержки – упущенные возможности. Это те средства, от которых предприятие отказывается, когда использует свои ресурсы, и которые измерены с точки зрения выгоды, упущенной из-за неиспользования этих ресурсов оптимальным образом. Альтернативные издержки возникают из-за возможности выбора между теми и иными экономическими решениями. Альтернативные издержки носят скрытый характер но должны учитываться при выработке стратегических экономических решений. Трансакционные издержки – затраты возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе с использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Выделяют: · издержки сбора и обработки информации, · издержки проведения переговоров и принятия решений, · издержки контроля · издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка Себестоимость - все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги. Себестоимость – одна из форм издержек производства. Если стоимость – это все затраты труда на производство продукции, то себестоимость показывает, во что обходится производство товаров предприятию. 2.Использование понятий «издержки производства», «себестоимость продукта» связаны с таким обстоятельством, как фактор времени. Долгосрочный период – это период времени, достаточно продолжительный для того, чтобы фирма была способна изменить все свои факторы производства. Краткосрочный период – это такой период времени, в течение которого затрачиваемые фирмой ресурсы не могут быть изменены. В деятельности фирмы наблюдается действие эффекта масштаба производства. Под масштабом понимается масштаб фирмы, измеренный объемом выпуска. Эффект масштаба может быть как положительным, когда увеличение выпуска продукции сопровождается экономией, так и отрицательным, когда по мере увеличения выпуска продукции средние издержки растут. Существуют три основные причины возникновения экономии от масштаба: 1) распространение постоянных издержек на большее количество единиц продукции; 2) повышение производительности живого труда в связи со специализацией работников и их сосредоточением на выполнении одной операции или функции; 3) технические преимущества от использования более крупного физического капитала. 3. Использование фактора времени в анализе деятельности предприятия возможно с учетом знания проблемы дохода, произведенного и полученного в процессе хозяйственной деятельности. Доход – это результат работы предприятия. Более точным определением результата работы предприятия является объем реализованной продукции и валовой доход от этой реализации, равный сумме денег, которую получает предприятие от продажи товаров по рыночным ценам: Валовой доход = Р × Q, где Р – цена единицы продукции, Q – количество произведенной продукции. 4. В экономической теории существуют два взгляда на природу прибыли и предпринимательский доход. В классической марксистской теории прибыль образуется следующим образом: стоимость товара складывается из издержек производства (с + v) и прибавочной стоимости (m), созданной трудом наемных работников. Она ничего не стоит предпринимателю и является излишком над издержками производства. Но поскольку в издержках производства стирается различие между постоянным (с) и переменным (v) капиталом, то создается видимость того, что прибавочная стоимость (m) является порождением всего авансированного капитала и в этом свойстве выступает на рынке в виде превращенной формы, то есть прибыли (Р). Прибыль – это та форма, в которой выступает прибавочная стоимость в сфере обращения при продаже товаров. При подсчете издержек, прежде всего, учитываются явные издержки и в результате разница между выручкой от реализации продукции и явными издержками образует бухгалтерскую прибыль. Если сравнить величину полученной прибыли с величиной затраченного капитала, то получим показатель нормы прибыли. Это относительная величина , где р ¢ – норма прибыли; р – абсолютная прибыль; (с + v) – издержки производства, затраты капитала. Опираясь на знание значения предельных издержек, теории дохода, можно выяснить обстоятельства, связанные с максимизацией прибыли в краткосрочном периоде. Существуют два критерия в определении уровня производства, при котором предприятие будет получать максимум прибыли при минимуме убытков.
|