![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вводная беседа
Педагог знакомит участников с порядком и условиями реализации метода, предлагает рассматриваемое понятие. Среди понятий, которые можно предложить учащимся для реализации метода «Алфавит», могут быть любые термины, обозначающие предметы, явления, нравственные понятия, духовные и материальные ценности, составляющие содержание любого курса, предмета, любой области знания, любой сферы деятельности. Метод «Алфавит» может быть использован как на занятии, так и во внеучебной работе. По окончании вводной беседы на доске или стене вывешивается технологическая карта метода «Алфавит» (лист ватмана с написанным сверху вниз алфавитом). Этап 1 — смыслотворчество. Педагог предлагает участникам раскрыть смысл изучаемого понятия, заполнив технологическую карту (вписать маркером в каждую строку слова, начинающиеся с соответствующей буквы алфавита и раскрывающие смысл изучаемого понятия). Учащимся необходимо поочередно вписать в технологическую карту свои понятия. Каждый может записать от одного до нескольких понятий (ограничений здесь нет). В зависимости от желания участники могут и дважды (и больше) подходить к технологической карте, записывать в ней понятия. Каждый участник, записывая свое понятие на технологическую карту, называет его вслух, чтобы слышали все. Заполнение технологической карты заканчивается тогда, когда у нее побывали все участники хотя бы по одному разу, и тогда, когда на каждую букву алфавита на технологической карте записано хотя бы одно слово-понятие. Ниже приведен образец заполнения технологической карты с понятием «педагогический процесс»: Педагогический процесс А — атмосфера; Б — беседа; В — взаимодействие, воспитание; Г — гармония; Д — диалог, деятельность, диагностика; Е — единство; Ж — желание; 3 — знания, закономерности, задачи; И — иерархия, изменение, игра, искусство; К — культуросообразность, культура, классификация; Л — личность; М — методы, мыследеятельность, мотив; Н — наука, наглядность; О — обучение, образование, общение, организация; П — последовательность, педагог, процесс, педагогическая среда, полилог, природосообразность, принципы; Р — развитие, рост, рефлексия; С — совокупность, саморазвитие, средства, ситуации, система, смыслотворчество, субъектность, содержание; Т — технологии, творчество, тестирование; У — учащиеся, умения, урок, управление; Ф — фактор, форма, философия; X — характеристика; Ц — цель, целенаправленный; Ч — человек; Щ — щедрость; Э — эксперимент, этапы, эволюция; Ю — юность, юмор; Я — «Я-концепция», ясность, яркость.
На этом этапе участникам предлагается из всех записанных на технологической карте понятий выделить несколько, которые в большей мере отражают сущность изучаемого понятия. Этап 3 — рефлексивный. Заканчивается реализация метода рефлексией деятельности участников их взаимодействия. Алгоритм рефлексии может быть следующим: · зафиксируйте состояние своего знания об изучаемом понятии, определите, насколько оно изменилось; · определите причины этого состояния; · оцените свою деятельность, важность этого метода для себя. При организации рефлексии педагог предлагает высказаться каждому участнику метода. МЕТОД «РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ» Задачи реализации метода: Осмысливание, рефлексия, «проживание» учащимися понятий, ценностей в процессе смыслотворчества, создание каждым, участником педагогического взаимодействия своего индивидуального смысла того или иного понятия, обогащение имеющегося смысла, обмен смыслами.
|