Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рентабельность и ее виды
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности. Рентабельность характеризует результативность деятельности предприятия. Они позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы. Существует система показателей рентабельности, которая рассчитывает и анализирует рентабельность продукции, активов, капитала. Чем выше уровень этих показателей, тем выше эффективность хозяйствования предприятий как самостоятельных товаропроизводителей. Показатель рентабельности измеряет доходность предприятия с различных позиций, и группируется в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования [9, с.129]. Показатели рентабельности можно объединить в следующие группы: – рентабельность продукции; – рентабельность капитала (активов); – показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств. Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отраженным в отчетности предприятия, т. е. берется каждый абсолютный показатель прибыли и сравнивается с одной общей базой как это показано на Рисунке (3).
Рисунок 3 – Схема показателей рентабельности продаж
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного (К0) и отчетного (К1) периода. Расчет рентабельности продукции по прибыли и реализации определяется по формуле: ; (7) ; (8) , (9)
Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства плюс долгосрочные обязательства)акционерный (собственный) капитал. Модель формирования представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Схема формирования второй группы показателей рентабельности
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств. Данные показатели весьма практичны. Они отвечают интересам участников. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акций и т.д. Третья группа рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств, рисунок 5.
Рисунок 5 – Модель формирования третьей группы показателей рентабельности Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами и связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он более приоритетен, потому что операции с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком «здоровья» экономики и финансового состояния предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятия. Эта работа находиться лишь в начальной стадии. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска ее повышения. Каждый из основных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов [10, с.238].
|