Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Совершенная конкуренция и эффективность
Экономисты считают, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, совершенно конкурентная экономика приводит к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. То есть экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченное количество ресурсов таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Действительно, для эффективного использования ограниченных ресурсов необходимо выполнение двух условий: 1) Производственная эффективность требует, чтобы каждый товар производился наименее дорогостоящим способом, т.е. при равенстве цены минимальным средним общим издержкам. Это наиболее желательная ситуация для потребителя, когда используется наилучшая технология и мин. Количество ресурсов. 2) Эффективность распределения ресурсов предполагает создание товаров, которые необходимы потребителям, т.е. ассортимент продукции должен наилучшим образом соответствовать предпочтениям потребителей. Это условие выполняется при равенстве цены предельным издержкам. В условиях чистой конкуренции производство осуществляется до точки равенства цены предельным издержкам. Произвести меньше означает получение прибыли меньше максимально возможной для фирмы и недораспределение ресурсов для общества. Если цена превышает предельные издержки, то это будет означать, что общество оценивает дополнительные единицы товара более высоко, чем альтернативные продукты, которые могли бы быть произведены из рассматриваемых ресурсов. Производство товара, превышающее точку равенства цены и предельных издержек, означает получение прибыли меньше максимально возможной и излишнее распределение ресурсов с точки зрения общества. Производство в точке, где предельные издержки превышают цену, означает, что ресурсы для производства данного товара используются за счет альтернативных товаров, которые оцениваются обществом выше, чем данный товар. Следовательно, в условиях чистой конкуренции предприниматели будут производить товар до того уровня, при котором цена и предельные издержки уравниваются, что и будет означать эффективность распределения ресурсов с точки зрения общества. Дополнительным свойством совершенно конкурентных рынков является их способность восстанавливать эффективность использования ресурсов в случае ее нарушения, что достигается путем перегрупповки ресурсов. Высокоэффективное распределение ресурсов в условиях чистой конкуренции достигается потому, что предприятия и поставщики ресурсов свободно стремятся к достижению личной выгоды. Конкурентная система цен организует частные интересы продавцов по направлениям, которые полностью соответствуют интересам общества в целом. Недостатки рынка совершенной конкуренции: – в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП; – способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя; – не может распространяться на производство общественных благ; – вытесняется монополиями и олигополистическими структурами. Экономическая эффективность - отношение фактического производства к тому объему производства, который возможен при существующих ресурсах, знаниях и способностях субъекта.
14 Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Чистая монополия – тип рынка, на котором некоторая фирма является единственным продавцом или производителем продукта, у которого нет субститута. Можно выделить следующие характерные черты чистой монополии: - наличие одной фирмы - уникальный характер продукции - Жёсткие барьеры для вступления новых фирм в отрасль - Значительные ограничения доступа к информации о продукции фирмы причиной и условием возникновения чистой монополии является наличие различных серьёзных преград на пути создания новых фирм отрасли. Различают экономические и юридические факторы монополизации рынка. Экономические факторы монополизации рынка, или экономические барьеры, связаны с экономией, обусловленной положительным эффектом масштаба производства: наиболее эффективны крупные фирмы, происходит процесс вытеснения мелких фирм крупными из отраслевого рынка (например, отрасль машиностроения, сталелитейное производство). Более того, чтобы начать своё дело в такой отрасли, фирме нужны большие капиталы. В некоторых ситуациях существование только одной фирмы в отрасли является экономически оправданным с позиции интересов общества. То есть в тех случаях, когда производство на более, чем одной фирме приводит к увеличению среднеотраслевых издержек, обществу выгодно, чтобы была только одна фирма. Компании, у которых положительный эффект масштаба производства велик настолько, что обществу выгодно иметь лишь одну фирму (отрасли связи, водоснабжения и так далее), получили название естественных монополии. Юридические барьером для вступления новых фирм в отрасль может служить избирательный подход государственных органов к выдаче лицензий на занятие тем или иным видом деятельности. Такие монополии, которые возникли в результате ограничения государством притока новых фирм в отрасль, получили название государственных монополий. Может также иметь место ситуация, когда монополистом является покупатель. Такое явление называется монопсония. Примером монопсонических рынков являются рынки труда и редких ресурсов.
|