Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломанной кривой спроса.
Неявные тайные соглашения (картели) обычно неустойчивы, в то время как олигополист. фирмы зачастую испытывают сильное стремление к стабильности, особенно в отношении цены. Вот почему олигополистическим отраслям обычно свойственна негибкость, или жесткость цен. Даже если изменяются издержки или спрос, фирмы сопротивляются изменению цены. Когда цены падают или спрос снижается, они опасаются, что более низкие цены будут неверно интерпретированы конкурентами, а если издержки или спрос растут, они отказываются повышать цены, тк опасаются, что их конкуренты могут отказаться поднимать свои. Эта негибкость цен -в основе модели ломаной кривой спроса для олигополии, которая была предложена ≈ в одно и то же время англ. экон-ми Р.Л.Холлом и К.И.Хитчем и амер. экон. Полом М.Суизи в 1939 году. → вклад в теорию олигополии: Её суть: олигополист будет иметь ''изгибающуюся'' КС, если его конкуренты станут поддерживать любое проводимое им понижение цен, но игнорировать повышение. Поэтому кривая спроса каждой фирмы изогнута в точке преобладающей текущей цены Р1. Ломаная кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста: Кривая спроса предст.на ломаной Д2Д1 с точкой перегиба Е. Т.Е соотв.оптимальн.отраслевой цене P0, она опред.оптимальный Vвыпуска прод-ии Q0.Спрос на отр.ЕД2 очень эластичен по цене.Отрезок пологий и показ., что при незначит.увелич.цены, резко уменьш.оптим. Vвыпуска.При увелич.цены выше P0 покупатели перестанут покуп.прод-ию данной фирмы, а приобретут у конкурента.На отр. ЕД1 кривая крутая, т.е.спрос на прод-ию уменьш.в меньш.степени, чем уменьш-ая цена.Это приведет к снижению цены и у фирм-конкурентов. Кривая MR(предельн.дохода)с разрывом и кривая предельн.изд.-ек/MC на рис.Разрыв MK(пред.дохода)соотв.излому кривой спроса.При Vвыпуска меньше Q0 MR близок к оптимальной цене, в след.того, что при фиксир-ых ценах конкурентов для увелич. V спроса фирмы-олигополиста требуется небольш.снижение цены.При V, превыш-их Q0 и MR гораздо меньше оптимальной цены, поск.для увелич. V спроса в сит., когда соперники идут по пути снижения цены, требуется значит.сокращение цены для данной ф-олигополиста. В усл., когда сущ.перегиб кривой спроса, кривая предельных изд-ек MC будет проходить ч/з разрыв кривой MR, даже при изменении величины изд-ек, оптимальной ценой будет оставаться Q0, а Vвыпуска-Q0. Негибкость цен. Равновесие ЛКС для олигополиста очень стабильно. В отл. от ЧМ, ОЛ при наличии ЛКС не будет изменять цены или V выпуска из-за небольших или средних измен. в издержках. Ур-нь МС может сдвинуться на величину Δ в любом направл. и фирма. не изменит свою цену и V выпуска. Кривая МС всё равно пересечёт кривую МR на изгибе. Только если МС изменятся более чем на Δ, фирма изменит господ. цену.
|