![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивы педагогической деятельности.
Мотив — побуждение к действию, в основе которого лежит его осознаваемая причина, смысл — то, ради чего это действие совершается. Мотивы педагогической деятельности можно разделить на: - широкие профессиональные (желание работать с детьми по-новому, интерес к педагогической профессии, возможность реализовать себя творчески и пр.); - престижа (желание выиграть конкурс и добиться признания коллег, стремление стать лучшим учителем в школе, городе, области и пр.); - социальные (желание изменить свой статус, стремление сделать карьеру и пр.); сотрудничества (желание использовать увиденное в работе, стремление расширить свои функциональные возможности, руководить коллегами в творческих группах и пр.); - самоактуализации (желание стать учителем экстракласса, потребность в постоянном поиске, стремление экспериментировать, желание узнать новые достижения в теории и практике, освоить новшества в современной психологии и педагогике и пр.) и др. Стили Стиль педагогической деятельности — устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Наиболее распространенной типологией стилей деятельности является их деление на авторитарный, демократический и либеральный для педагога, работающего в авторитарном стиле, присущи:, требовательность, направленность деятельности на процесс, средний уровень рефлексии и наличие эмпатии, низкая креативность; • для педагога, реализующего либерально-попустительский стиль, присущи:, отсраненность, направленность деятельности на себя, отсутствие эмпатии, средняя креативность; • для педагога, работающего в демократическом стиле, присущи; позитивная мотивация, направленность деятельности на других людей, высокий уровень педагогической идентичности, средний уровень притязаний и самооценки, высокий уровень рефлексии и наличие эмпатии, средняя креативность. Методы работы с учителем, ориентированные на профессиональное развитие (научно - практический семинар, тренинг - семинар, тренинг развития эмоциональной гибкости учителя, аутогенная тренировка). Научно-практический семинар Целью научно-практического семинара является не глобальное преобразование в короткое время личности учителя, а постепенное осознание педагогом возможности и необходимости работать по-новому, на принципах личностного отношения к ребенку, получения удовольствия и удовлетворения от своего труда, творческого развития личности ученика и учителя. Общая канва занятий выглядит следующим образом: - составление перечня проблем по определенной теме в ходе группового обсуждения; - их типологизация и иерархизация; - выявление актуального уровня психологических знаний, умений, навыков в ходе обсуждения конкретной проблемы; - лекция-беседа по изучаемой теме; - работа в малых группах с последующей дискуссией; - обучение учителей приемам восприятия, познания, понимания, самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, идентификации и другим психологическим техникам; - решение ситуационных задач; - проведение тренинга, включающего психотехнические игры; - апробация (когда это возможно) учителями психологических техник, их индивидуальная модификация и коррекция в ходе практической деятельности; - общее обсуждение результатов применения учителями психологического инструментария; - подведение итогов; - формулирование выводов по психологической проблеме.
Тренинг-семинар Используются техники и приемы, применяемые в различных психологических и психотерапевтических школах — в гештальттерапии, психодраме, нейролингвистическом программировании (НЛП), транзактном анализе и групп-анализе, телесно-ориентированной терапии и арттерапии. Разумеется, все эти техники соответствующим образом адаптируются для учителей и используются и интерпретируются в рамках концепции профессионального развития педагога. Для проведения занятий необходимо иметь одно стационарное помещение (обычный класс), а также большое пространство для выполнения активных разогревающих упражнений. Для большей свободы действий участников семинара необходимо, чтобы в день проведения тренинга школа была свободна от учеников и их родителей.
|