Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнительная (компаративная) педагогика 5 страница
Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Принцип наглядности заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип требует оглашения и мотивации оценок. Оценка – это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объединение результатов диагностических средств, обсуждение и их анализ. § 2. Этапы и методы диагностирования Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в определенной последовательности. Этапы диагностирования. 1. Предварительное выявление уровня знаний обучаемых . 2. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы . 3. Повторная проверка . 4. Периодическая проверка знаний, умений обучаемых по разделу и теме курса. Цель такой проверки – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучающимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки – систематизация и обобщение. 5. Итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Он предполагает диагностирование уровня фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью. Основными методами проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся с точки зрения И. Ф. Харламова являются: Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный; выставление поурочного балла; контрольные работы, проверка домашних работ; программированный контроль; тестирование. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Сущность устного опроса (индивидуальный, фронтальный, уплотненный) заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой. При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего количества учащихся. Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее состоит в том, учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 минут дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода. Сущность выполнения контрольных работ состоит в том, что после прохождения отдельных или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку, умений и навыков учащихся. Проверка домашних работ учащихся позволяет учителю изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий. В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, сущность которого состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. В последнее время с целью проверки и оценки знаний учащихся все более широко используется такой метод, как тестирование, когда учащимся в письменном виде или с помощью компьютера предлагаются вопросы, по ответам на которые судят о качестве усвоения изучаемого материала. Тест – это стандартизированное испытание, которое позволяет количественно выразить оценку тех или иных результатов учебной деятельности учащихся. В системе учебной работы должны использоваться все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний, что дает возможность обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
ТЕМА 12 ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ • Сущность и особенности процесса воспитания. • Формирование отношений как важнейшая задача воспитания. • Диалектика процесса воспитания. Основные понятия: воспитание, отношение, личностное качество. § 1. Сущность и особенности процесса воспитания В педагогике понятие воспитание употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении Как отмечалось ранее воспитание в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Поскольку в современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание личности (семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы и др.), то понятие воспитания нуждается в конкретизации и сужении. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации и подготовки к жизни. Координаторами воспитательного воздействия выступают учебно-воспитательные учреждения, где осуществляется специально организованное воспитания. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение воспитательных задач. Являясь одним из способов осуществления педагогического процесса процесс воспитания представляет собой формирования личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Процесс воспитания имеет ряд особенностей. 1. Целенаправленность. Процесс воспитания может быть эффективен только в том случае, если его цель четко определена, близка и понятна воспитаннику. 2. Многофакторность. Данная особенность объясняется наличием многочисленных объективных и субъективных факторов, обусловливающих сложность протекания процесса воспитания. Соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, помогает успешно решать задачи воспитания. 3. Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы как в процессе обучения. Между педагогическими влияниями и проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. 4. Длительность. Процесс воспитания длится всю жизнь. Для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. 5. Непрерывность. Процесс воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. В воспитательном процессе необходима системная работа, направленная на реализацию поставленной цели. 6. Комплексность. Данная особенность предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов процесса воспитания. Поскольку формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, поэтому педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. 7. Вариативность и неопределенность результатов. Результаты процесса воспитания в одних и тех же условиях его протекания могут быть различны. Это обусловлено целым рядом факторов: с одной стороны индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию, с другой – профессиональной подготовленностью воспитателей, их мастерством. 8. Двусторонность. В связи с тем, что процесс воспитания в современном понимании – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, то реализован он может быть в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). § 2. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания Одним из четырех компонентов содержания образования является опыт отношений. Отношение – это переживание и выражение определенных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу ее потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются не ее поведении и развитии. В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего развития. В системе формирования отношений процессы обучения и воспитания тесно связаны между собой и выступают в органическом единстве. Существенной стороной единства обучения и воспитания является то, что содержание обучения заключает в себе большой воспитательный потенциал. Обучение представляет собой важную форму совместной деятельности учащихся и их общения как с педагогами, так и друг с другом. Учителя имеют возможность оказывать воспитательной влияние на школьников, учат сообразовывать свои действия и поступки с требованиями морали, закалять волевые свойства. Единство обучения и воспитания объединяет и общность методов с помощью которых они осуществляются (разъяснения, упражнения, контроля и т.д.). Таким образом, процесс формирования отношений начинается в системе учебных занятий и продолжается во внеурочное время с помощью проведения разнообразной внеклассной воспитательной работы. Степень сформированности и прочности отношений может быть различной. Если отношение закрепляется и становится привычным, оно превращается в личностное качество. Под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях. Исходя из определенных выше структурных компонентов отношений процесс воспитания личностных качеств включает в себя: - формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества; - активную познавательную деятельность по овладению знаниями о сущности формируемого качества, способах его проявления и выработке соответствующих чувств, взглядов и убеждений; - практическое формирование умений, навыков и привычек поведения, связанных с вырабатываемыми качествами; - развитие способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих преодолевать встречающиеся трудности и препятствия, связанные с соблюдением тех или иных норм поведения. § 3. Диалектика процесса воспитания Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях: внутренних и внешних. Одним из основных внутренних противоречий является противоречие между возникающими у личности новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающее при этом рассогласование побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. К внешним противоречиям можно отнести следующие: - противоречие между школой и семьей; - противоречие в содержании информации; - противоречие между словом и делом; - противоречие между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников.
ТЕМА 13 ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ • Понятие о закономерностях воспитания. Принципы воспитания, их характеристика. Основные понятия: закономерность воспитания, принцип воспитания. § 1. Понятие о закономерностях воспитания Процесс воспитания осуществляется на основе определенных закономерностей. Закономерность воспитания – это объективно существующие связи между педагогическими явлениями, устойчивые зависимости между компонентами воспитательного процесса, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность и качество воспитания. Важнейшие закономерности воспитания. 1. Социальная обусловленность воспитания . определяются объективными потребностями общества, социально-культурными нормами и традициями. Характер воспитания присуще конкретной эпохе, стране, нации. 2. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания . 3. Зависимость результатов воспитания от гармоничной связи всех компонентов воспитательного процесса: цели, задач, содержания, форм, методов, средств. При организации воспитательной работы в школе, классе ставится цель как идеально представленный результат. На пути от цели к результату «выстраиваются» задачи и содержание воспитания. Содержание воплощается в конкретную организацию – соответствующие формы, способы и средства взаимодействия воспитателей и воспитанников. 4. Зависимость результатов воспитания от учета влияния на личность школьника объективных и субъективных факторов. Объективными факторами в воспитательном процессе можно считать материальную базу школы, санитарно-гигиенические условия, в которых живут и учатся дети, социально-событийное окружение и т.д. Субъективные факторы, как известно, определяются самими взрослыми и детьми, складываются в результате их взаимодействия. Это могут быть: преобладающие ценности в детском коллективе, правила, законы школьной жизни; образцы поведения, такта, этики общения; способы оценки определенного типа поведения и т.д. В каждом конкретном случае сочетание объективных и субъективных факторов, порой разнонаправленных, сильно влияет на результаты воспитания, часто осложняет решение воспитательных задач. Личность, подвергаясь одновременному воздействию разнохарактерных влияний, накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. 5. Зависимость продуктивности процесса воспитания от сложившихся воспитательных отношений. В процессе общения и взаимодействия между воспитателями и воспитанниками возникают определенные отношения, которые могут способствовать или затормаживать решение стратегических и тактических задач воспитания. Воспитательные отношения могут быть негативными, когда воспитанник не воспринимает ни воспитателя, ни его права влиять и воздействовать. «Сопротивление воспитанию» может проявляться по-разному: неприятие требований, игнорирование рекомендаций, советов, противостояние той модели поведения, которую предлагает педагог. Напротив, воспитанник с самого начала, принявший позицию и требования педагога, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, считает их разумными и обоснованными. 6. Зависимость успешности решения воспитательных задач от оптимальной организации деятельности и общения. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает организацию разнообразных видов их деятельности. Чем более разнообразные дела предлагаются ребенку (познавательные, спортивные, трудовые), тем больше шансов для его разностороннего развития. Ребенок успешно развивается в деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (наличии интереса, уверенности в уважении окружающих, при поддержке и доверии взрослых, испытании успеха, радостных достижений и т.д.). 7. Зависимость качества воспитания от активности участников воспитательного процесса. Чем активнее развивается процесс взаимодействия, чем больше воспитатель и воспитанники проявляют интерес к предстоящим делам, событиям, мероприятиям, участвуют в их подготовке и проведении, совместно решают постоянные задача и идут к намеченным перспективам, тем выше продуктивность процесса воспитания. 8. Зависимость планируемых результатов воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Даже при очень хорошей организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя, так как воспитание – это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Нужно изучать проявления характера, интересы, привычки своих воспитанников, знать реальный уровень сформированности их личностных качеств и постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся воспитательной деятельности, обеспечивающей интеллектуальное, физическое, нравственное, эстетическое развитие. § 2. Принципы воспитания, их характеристика Принцип воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Требования, предъявляемые к принципам воспитания: - обязательность; - комплексность; - равнозначность. Обязательность предполагает строгое воплощение принципов воспитания в практику. Нарушение же принципов может резко снижать эффективность воспитательного процесса. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы воспитания равнозначны, среди них нет главных и второстепенных. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами (И. П. Подласый): - общественная направленность воспитания; - связь воспитания с жизнью, трудом; - опора на положительное в воспитаннике; - гуманизация воспитания; - личностный подход; - единство воспитательных воздействий. 1. Общественная направленность воспитания. Данный принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личностными интересами граждан, то принцип реализуется. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. Школа – социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере как общества и личности. 2. Связь воспитания с жизнью, трудом . Участвуя в посильном труде воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества. Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить: - понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан; - уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности; - развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу; - понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда; - сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями; - бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность; - нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам. 3. Опора на положительное в воспитаннике. Суть данного принципа состоит в следующем: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества. Философская основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положи-тельные качества могут легко уживаться с отрицательными. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного – задача воспитания. 4. Гуманизация воспитания . - гуманного отношения к личности воспитанника; - уважение прав и свобод; - предъявление посильных и разумно сформулированных требований; - уважение к позиции воспитанника, даже тогда, когда он отказывается выполнять требования; - уважение права человека быть самим собой; - доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; - ненасильственного формирования требуемых качеств; - отказа от телесных и других, унижающих достоинство личности, наказаний; - признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям. 5. Личностный подход . - постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; - умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности личностных качеств воспитанников; - постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; - своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели; - максимально опирался на собственную активность личности; - сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; - развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность. 6. Единство воспитательных воздействий. Данный принцип – принцип координации усилий школы, семьи и общественности. Его реализация требует, чтобы все лица, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
ТЕМА 14 ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ • Формирование научного мировоззрения учащихся. • Формирование основ нравственной культуры личности. • Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. • Формирование эстетической культуры личности. • Формирование культуры труда личности. • Воспитание физической культуры личности. Основные понятия: содержание воспитания, мировоззрение, мораль, нравственность, нравственное воспитание, гражданское воспитание, эстетическое воспитание, эстетическое развитие, художественное воспитание, труд, трудовое воспитание, физическая культура, физическое воспитание. § 1. Формирование научного мировоззрения учащихся Целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного гражданина и патриота своей страны – все это определяет приоритеты в воспитании. Методологической основой содержания воспитания является культурологический подход, позволяющий сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание – процессом культуротворчества. Основное содержание воспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, реализуется в процессе реализации следующих составляющих воспитания: - идеологическое воспитание; - гражданское и патриотическое воспитание; - нравственное и эстетическое воспитание; - воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности; - воспитание культуры здорового образа жизни; - гендерное воспитание; - семейное воспитание; - трудовое и профессиональное воспитание; - экологическое воспитание; - воспитание культуры безопасной жизнедеятельности; - воспитание культуры быта и досуга. Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой, прежде всего, целостную систему научных, философских, социально - политических, нравственных, эстетических взглядов на мир ( т. е. на природу, общество и мышление ).
|