Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнительная (компаративная) педагогика 6 страница
В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное, обыденное (житейское). Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает надежную основу для предвидения возможного развития того или иного явления, процесса и позволяет сознательно управлять ими. Оно является объективно верным. Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д. Обыденное ( житейское ) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических и не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание. В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании своего «Я», своей индивидуальности, своей личности. Целью данного направления воспитания является формирование устойчивого, надежного центрального звена структуры детской личности, определяющего понимание и отношение к природе, обществу и мышлению в единстве сознания, чувств, воли, поведения. Мировоззрение имеет сложную и многоаспектную структуру. Его ядром являются взгляды и убеждения, которые органически связаны с развитой способностью теоретического мышления, проявления высоких интеллектуальных чувств, сознательной целеустремленной воли. Взгляды – это принятые человеком в качестве достоверных идеи, знания, теоретические концепции, предположения. Они служат ориентирами в поведении, деятельности, отношениях. Убеждения – качественно более высокое состояние взглядов. Это такие знания, идеи, концепции, теории, гипотезы, в которые человек верует как в истину. Органическим свойством убеждений являются чувства. Отстаивание, защита, внедрение убеждений в жизнь неразрывно связано с эмоциональными переживаниями человека. Воля – важный элемент мировоззрения. Убеждения побуждают человека к практическому действию. Теоретическое мышление как элемент мировоззрения представляет собой развитую человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования ее и направления воли на реализацию убеждений. Мировоззрение выполняет ряд функций: просветительную, воспитательную, развивающую, организационную. Просветительная функция состоит в том, что научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует сознание. Воспитательная функция реализуется в результате того, что принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности. Развивающая функция состоит в том, что внутренняя духовная работа по усвоению содержания включает в активную деятельность мышление. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества. Организационная функция проявляется в том, что оно является исходной позицией в практической деятельности людей. Прогностическая функция основывается на знании законов общего развития, проявляется в научно-теоретическом и практическом осмыслении тенденций, выдвижении сознательных идей. Возможности овладения мировоззрением различны на различных этапах возрастного развития. На начальном этапе обучения существует принципиальная возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. К ним относятся начальные представления о сезонных изменениях в жизни природы, материальном единстве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречиях и др. Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерности и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам и обобщениям. Актуальная потребность подросткового возраста – стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок формированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений. В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему «вещей и знаний» создают прочную основу для формирования у старшеклассников фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя организацию активной пробы сил, первоначальное принятие и усвоение личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стандартов, характеризующих ту или иную профессиональную группу, формирование морально-психологической и трудовой готовности следовать своему общественному и гражданскому долгу. Критерии сформированности мировоззрения: - глубина научных знаний, их объединенность в целостную систему, объясняющую сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления; - развитая способность диалектического осмысления действительности, обнаруживающаяся в умелом анализе новых явлений, событий, произведений искусства; - проявление социальной активности.
§ 2. Формирование основ нравственной культуры личности Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нравы». По латыни «нравы» – «морас», «мораль». В этике (философская наука, изучающая мораль) понятия мораль и нравственность различны. Мораль – система норм, правил и требований к поведению личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность – совокупность навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Базовыми категориями нравственной культуры личности являются нравственные чувства, сознание, мышление, воля. Нравственное чувство – постоянное эмоциональное ощущение, переживание реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм. Нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные чувства, сознание, мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно-чувственное переживание; нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения; выбор и принятие решений; волевой стимул – поступок. Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер носит название нравственной нормы. Исходное начало, которому подчинены нормы – нравственные принципы. Понятия морали, имеющие всеобщий характер называются нравственными категориями (добро, справедливость, долг, честь, счастье и др.). Нравственный идеал – образец нравственного поведения. Формирование нравственной культуры личности осуществляется в процессе нравственного воспитания. Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения, преодоления противоречий, процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Под нравственным воспитанием можно понимать и совместную деятельность учителя и учеников по формированию нравственных чувств, этических знаний, навыков и привычек культурного поведения, формирование опыта моральных ( нравственных ) отношений в обществе. Исходя из данного определения компонентами нравственного воспитания являются: - формирование нравственных отношений в классе, школе; - этическое образование учащихся; - формирование опыта нравственного поведения. Содержание работы по нравственному воспитанию включает в себя формирование следующих моральных отношений: - отношение к Родине – патриотизм, интернационализм, любовь к природе и потребность ее охранять, национальная гордость; - отношение к обществу – уважение правовых основ общества; - отношение к труду – организованность, трудолюбие, умение работать в коллективе, ответственность, деловитость, инициативность; - отношение к людям – чувство ответственности, такт, правдивость, уважение к людям другого пола, порядочность; - отношение к себе – скромность, честность, гордость, самокритичность и др. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду, сочувствию. Нравственная воспитанность характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. О нравственной воспитанности говорит наличие сильной воли, способности осуществлять контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве, решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе. § 3. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе: внутреннюю свободу и уважение к государственной власти; любовь к Родине и стремление к миру; чувство собственного достоинства и дисциплинированность; проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание личности, однако для достижения их гармонии необходимо целенаправленное воспитание. Становление гражданственности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественной организацией, так и объективными условиями функционирования общества. Содержание воспитательной работы включает: воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нем; формирование ответственности за судьбу Отечества; усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовывать их в повседневной жизни; стимулирование политической, экономической, социальной активности, развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма. Критерии сформированности гражданской культуры: - наличие знаний о Конституции РФ, гражданских правах и обязанностях, об особенностях гражданского общества; - законопослушность (уважение законов); - готовность к активному участию в жизни общества; - осознание своих прав и обязанностей; - сформированность потребности отстаивать интересы своей страны. § 4. Формирование эстетической культуры личности Базовыми категориями эстетической культуры личности являются эстетическое сознание, художественно-эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетическое переживание, эстетическая потребность, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое суждение. Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев. Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие – исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру. Художественно - эстетическое восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства. Эстетическое чувство – субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства. Эстетическое переживание – состояние потрясения, просветления, страдания, радости, восторга и др. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей. Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал – социально обусловленное представление о современной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве. Эстетическое сознание в единстве с эстетическим чувством рождает художественно - эстетический вкус как тонкое и сложное умение видеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его. На этой основе развивается способность эстетического суждения – доказательной, аргументированной, обоснованной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы. Формирование эстетической культуры осуществляется в процессе эстетического воспитания. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по « законам красоты ». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Сердцевиной эстетического воспитания является воздействие на личность средствами искусства и осуществление на его основе художественного воспитания. Художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов: - всеобщность эстетического воспитания; - комплексный подход ко всему делу воспитания; - сочетание классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации; - связь художественно-эстетической деятельности с жизнью, практикой обновления общества; - единства художественного и психического развития; - художественной деятельности и самодеятельности детей; - эстетизация всей жизни; - учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Критерии сформированности эстетической культуры: - наличие стремления к общению с искусством и природой; - наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному; - умение воспринять искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов; - умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы; - способность художественно-творческого самовыражения; - эстетизация отношений с окружающими людьми; - знание основ народного творчества, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению. § 5. Формирование культуры труда личности Труд - сознательная, целесообразная, созидательная физическая или индивидуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы. Базовыми категориями культуры труда являются трудовое сознание, чувство рабочей чести, достоинства, совести и гордости, воля. Трудовое сознание возникает и развивается вследствие осознания людьми общественного и личного значения труда, своего отношения к нему и его результатам. Содержанием трудового сознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения, навыки. В него входят также личная заинтересованность и предприимчивость, понимание долга и ответственности за результаты труда, активное и творческое, эмоциональное, нравственное, эстетическое отношение к труду. Трудовое сознание человека органично связано с чувством рабочей чести и достоинства, совести и гордости, радости от успехов в труде. Сознательная трудовая активность невозможна без целеустремленной воли. Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудолюбия, умения соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда. Функциями труда являются: - утилитарно - практическая, направленная на создание материальных или духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека; - развивающая функция труда обусловлена тем, что активное включение человека в трудовой процесс приводит в движение его сущностные силы. Развиваются интеллект, рецепторы, мышцы, ловкость рук и ног, эмоциональная и волевая сферы; - воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно-ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности. Формирование культуры труда осуществляется в процессе трудового воспитания. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно - полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития творческого практического мышления, трудолюбия и сознания. Поскольку трудовое воспитание осуществляется в ходе реализации целостного педагогического процесса и базируется на взаимодействии воспитателя и воспитанника, то данная формулировка может быть дополнена следующей. Трудовое воспитание - целенаправленная совместная деятельность воспитателя и воспитуемых, направленная на формирование психологической и практической подготовленности к труду, сознательному выбору профессии. Задачами трудового воспитания являются: - ознакомление с основами современного производства, научной организацией труда, трудовым законодательством, трудовыми традициями народа; - формирование трудовых умений и навыков (планировать свою работу, организовывать трудовое место, труд и т.д.); - развитие нравственно-психологических и деловых качеств личности (трудолюбие, уважение к людям труда и результатам их труда, отношение к труду как к обязанности, взаимопомощи, ответственности, предпринимательства, интересов и склонностей, способностей); - побуждение к сознательному выбору профессии и получении допрофессиональной подготовки. Средство трудового воспитания – труд. Содержательная структура процесса трудового воспитания складывается из основных видов детской трудовой деятельности: - умственный ( интеллектуальный ) труд, реализуемый на уроках, в процессе самоподготовки, при выполнении домашних заданий; - трудовое обучение осуществляется на уроках труда, в мастерских, на пришкольном участке. Выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на выработку у учащихся трудовых умений и навыков, на овладение практическими приемами трудовой деятельности; - общественно - полезный труд предполагает благоустройство школы, охрану природы, сбор вторсырья и др.; - производительный труд – это труд на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, в лагерях труда и отдыха; - бытовой труд предполагает самообслуживание и выполнение обязанностей в семье. Воспитательные возможности труда раскрываются при условии, если труд органически связан с процессом обучения и другими сторонами воспитания, детям понятна общественная ценность труда, дети заинтересованы (морально, материально) в результатах своего труда, труд хорошо организован. Критериями сформированности культуры труда являются: - готовность к самостоятельной трудовой жизни; - творческий подход к работе; - умение организовывать совместный труд, руководить и подчиняться общим интересам в коллективной деятельности; - качественное и ответственное выполнение работы; - навыки по технике безопасности. § 6. Воспитание физической культуры личности Физическая культура – часть образа жизни человека – система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций: - развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил человека, включая мышечную и нервную систему, психические процессы, руки и ноги, гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстримальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям; - воспитательная функция направлена на укрепление выносливости и закалки морального духа человека; - образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; с разнообразными видами физкультуры и спорта как средством удовлетворения физических и духовно-эстетических потребностей; - оздоровительно - гигиеническая функция предполагает выполнение ежедневной зарядки, ритмической гимнастики, проведения физкультурных пауз на работе и др.; - общекультурная функция направлена на организацию свободного времени полезными и увлекательными занятиями. Важнейшим критерием физической культуры является физкультурное сознание: понимание сущности физической культуры, ее жизненной необходимости, значения как естественной основы умственного, трудового, нравственного, эстетического развития. Физкультурное сознание включает в себя знания из истории, теории, практики физкультуры и спорта, способствует выработке у людей умений и навыков физкультурной и спортивно-игровой деятельности. Ему органически присущи: ощущение здоровья и чувство радости бытия; нравственная воля на преодоление внешних и внутренних препятствий; эмоционально - эстетические переживания, порождаемые красотой человеческого тела и духа. Частью физкультурного сознания является способность суждения о явлениях физической культуры и спорта, идеальные представления о физическом совершенстве и красоте человеческого тела, непосредственные и опосредованные физкультурно-спортивные интересы. В ходе практических занятий у ребят развивается физкультурно-спортивное мышление; готовность совершенствовать техническое мастерство; ориентироваться во времени, пространстве и игровой ситуации; проявлять творческий подход к решению спортивно-игровых задач. Это обеспечивает формирование у них потребностей в сохранении здоровья, в организованной физической деятельности, в нравственно-эстетическом переживании; прочно вводит физкультуру и спорт в привычный, повседневный образ жизни. Формирование физической культуры личности осуществляется в процессе физического воспитания. Физическое воспитание – целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Физическое воспитание призвано возбуждать у школьников потребность и интерес к регулярным занятиям физической культурой и спортом: - вооружение специальными знаниями в области гигиены, физической культуры и спорта; - развитие двигательных умений и навыков, отработка и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, ловкости; - привитие навыков личной гигиены; - развитие у учащихся физических задатков в различных видах физкультуры и спорта.
ТЕМА 15 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ • Понятие метода, приема воспитания. Классификация методов воспитания. • Выбор методов воспитания. Основные понятия: метод воспитания, прием воспитания. § 1. Понятие метода, приема воспитания. Классификация методов воспитания Метод воспитания – это способ достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике данную формулировку можно уточнить следующей: Методы воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Прием воспитания – часть общего метода, отдельное действие. Классификация методов – это выделенная по определенному признаку система методов. Научная классификация требует определения общих оснований и вычленения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Существует множество классификаций методов по различным основаниям. Наиболее распространенной в настоящее время является классификация методов воспитания на основе направленности личности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяется три группы методов воспитания: 1. Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример. 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации. 3. Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, наказание. 1. Методы формирования сознания направлены на формирование Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Они используются системно, в комплексе с другими методами. Рассказ на этическую тему предполагает яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Рассказ на этическую тему выполняет функции: служит источником информации, обогащает нравственный опыт личности опытом других людей, служит способом использования положительного примера в воспитании. Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Разъяснение применяется, когда необходимо сформировать или закрепить новое нравственное качество или форму поведения, выработать правильное отношение воспитанников к определенному поступку, который уже совершен. Метод увещевания предполагает сочетание просьбы с разъяснением и внушением, что позволяет проектировать в личности воспитанника положительное, вселяет веру в возможность достижения более высоких результатов. Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Предметом этической беседы являются нравственные, моральные, этические проблемы, целью – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Метод предполагает привлечение воспитанников к выработке правильных оценок и суждений.
|