Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительная (компаративная) педагогика 7 страница






Диспут – это спор на разные темы, волнующие воспитанников. В основе диспута – спор, борьба мнений, его цель – не вывод, а процесс.

Пример как метод формирования сознания дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Психологической основой примера служит подражательность, благодаря чему люди овладевают социальным и нравственным опытом.

2. Методы организации деятельности основаны на практической
деятельности воспитанников.

Упражнение как метод воспитания является способом привлечения воспитанников к целенаправленной деятельности. Сущность метода состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результатом упражнений являются устойчивые качества личности – навыки и привычки. Привычка освобождает разум и волю для новой работы. Эффективность упражнения зависит от системы упражнений, их содержания, доступности и посильности, объема, частоты повторений, контроля и коррекции, личностных особенностей воспитанников, места и времени выполнения, мотивации и стимулирования.

Требование – метод воспитания, с помощью которого стимулируется или тормозится определенная деятельность воспитанника.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований.

Косвенные требования (совет, просьба, намек, доверие, одобрение) отличаются от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную реакцию. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые – негативны.

По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование.

Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, – опосредованные требования.

Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество.

Использование метода приучения в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее в этом методе, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано.

Поручение. С помощью поручений школьников приучают к положительным поступкам.

Метод воспитывающих ситуаций является методом организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях.

3. Методы стимулирования.

Метод поощрения позволяет выразить положительную оценку действий воспитанников. Его использование закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций.

Виды поощрения: одобрение, ободрение, благодарность и т.д.

Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения.

Соревнование – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества.

§ 2. Выбор методов воспитания

Выбор метода воспитания – это поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным является наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели.

При выборе методов воспитания должны быть учтены:

- цели и задачи воспитания;

- содержание воспитания;

- возрастные особенности воспитанников;

- уровень сформированности коллектива;

- индивидуальные и личностные особенности воспитанников;

- условия воспитания;

- средства воспитания;

- уровень педагогической квалификации воспитателя;

- время воспитания;

- ожидаемые последствия.

 

ТЕМА 16

ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ.

ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

Формы воспитания. • Понятие и признаки коллектива. • Динамика и этапы этановления воспитательного коллектива.

Основные понятия: форма воспитания, ученический коллектив.

§ 1. Формы воспитания

Форма воспитания это внешнее выражение процесса воспитания.

Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания. Изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Ведущая роль принадлежит содержанию.

Основной критерий анализа форм воспитания – количественный. Согласно данному критерию различаются формы: индивидуальные, микрогрупповые, групповые ( коллективные ), массовые.

Сравнение эффективности различных форм заставляет отдавать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания, но их высокая экономическая стоимость – серьезное препятствие на пути их широкого распространения.

Большинство современных воспитательных систем перешло к использованию групповых форм воспитания, отличающихся достаточной эффективностью и относительно низкой экономической стоимостью педагогических услуг.

§ 2. Понятие и признаки коллектива

Латинское слово «коллективус» – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив».

Коллектив – любая организованная группа.

Коллектив – высокоорганизованная группа.

В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников, отличающееся следующими признаками:

- общая социально значимая цель;

- общая совместная деятельность для достижения познавательной цели, общая организация этой деятельности;

- отношения ответственной зависимости;

- общий выборный руководящий аппарат.

Помимо вышеперечисленных признаков, коллектив отличается следующими особенностями: сплоченность; взаимопонимание и взаимоответственность; доброжелательность; критика и самокритика; соревновательность.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива – коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников – учение.

Ученический коллектив это группа учеников, объединенная социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

§ 3. Динамика и этапы становления воспитательного коллектива

Подробную технологию поэтапного формирования коллектива содержит учение А. С. Макаренко. Ученый-педагог сформулировал законы жизни коллектива, определил принципы и стадии его развития.

Согласно учению А. С. Макаренко группа, чтобы стать коллективом, должна пройти следующие стадии.

Первая стадия – становление коллектива.

На данном этапе коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива, который не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет эти же требования к членам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога.

Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции, он способен требовать от своих членов определенных норм поведения. Коллектив выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Основная цель педагога - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.

Развития коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или отстающими от этих требований, между общими и индивидуальными перспективами, между нормами поведения и нормами, стихийно складывающимися в классе. В связи с этим в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движение вспять.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг другу к членам коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Это свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, усойчивости взглядов, суждений, привычек.

Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. На последующих стадиях каждый школьник сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадиях развития возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.

Традиции – это устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников.

Большие традиции – это яркие массовые события. Малые, будничные традиции скромные по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживает установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Особенно важным считал А. С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективной. В практике воспитательной работы ученый различал три вида перспектив: близкую, далекую и среднюю. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной (совместная воскресная прогулка, посещение театра и т.д.). Средняя перспектива заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени (подготовка школьного праздника, поход и т.д.). Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался работоспособный актив. Далекая перспектива – это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель.

Система перспективных линий, должна пронизывать коллектив. Непрерывная система перспектив, постановка новых и все более трудных задач – обязательное условие перспективного движения коллектива.

В теории формирования ученического коллектива, по мнению А. С. Макаренко, важное место занимает принцип параллельного действия. В его основе – требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредовано, через первичный коллектив. При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие на него коллектива усиливается.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал