![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 3. Формы и виды аутсорсинга предприятия
Аутсорсинг по договору представляет собой процесс взаимодействия клиента, клиентной организации и аутсорсера. В этой связи принятие решения об использовании аутсорсинга должно предусмотреть, каким образом будет организована совместная деятельность заказчика с аутсорсером. В этих целях различают формы и виды аутсорсинга. Классификация форм и видов аутсорсинга не является в настоящий момент устоявшейся и окончательной, так как отношения в рамках конкретных соглашений об аутсорсинге могут иметь значительные различия. Причиной этого являются быстрые темпы развития данного сектора бизнеса, возникновение новых форм взаимоотношений в условиях экономической глобализации, законодательные ограничения ряда стран и другие. Прежде всего, выделяют внешний и внутренний аутсорсинг. Основаниями для принятия решения об использовании внутреннего или внешнего аутсорсинга могут быть: ñ использование собственных возможностей (так называемое «внутреннее» решение проблемы), например, создание дополнительного отдела, использование собственных производственных мощностей или приобретение необходимых продуктов (услуг) у конкурентов; ñ создание дочернего предприятия специально для производства необходимых продуктов (услуг); ñ кооперация (создание совместного предприятия); ñ приобретение услуг внешней организации (аутсорсера). Насколько эффективным может быть внутренний аутсорсинг можно судить: ñ по принципиальным различиям в отношениях участников аутсорсинг-проекта к использованию иерархических или рыночных механизмов координации; ñ по интересам клиента, связанным с изменением своего бизнеса, структуры имущества или капитала, с той основной стратегией развития, которая оправдана внешними и внутренними условиями; ñ по стремлению сохранения контроля над деятельностью аутсорсера, которая является единственной гарантией качества услуг; ñ по недостаточному развитию рынка услуг аутсорсинга отдельных стран или отраслей. Как правило, эти причины определяют поиск резервов «внутреннего» решения проблемы предприятия. Однако практика показывает, что есть множество примеров эффективности внешнего аутсорсинга. Причинами, побуждающими прибегать к внешнему аутсорсингу являются: ñ необходимость радикального сокращения расходов отдельных подразделений; ñ выполнение силами аутсорсеров тех проектов, для которых раньше изыскивались внутренние резервы на предприятии; ñ внедрение принципов инновационного менеджмента; ñ использование новых методов оценки эффективности инвестиций. Понимание сущности внутреннего и внешнего аутсорсинга играет первоочередную роль именно для российских предприятий. Этому есть причины. Нередко интересы собственников и высшего руководства российских предприятий представляют одни и те же лица. Собственники не заинтересованы в сокращении видов деятельности предприятия и вынесении отдельных функций и бизнес-процессов за его пределы, так как не уверены в перспективности именно основной деятельности, а также не желают попасть в зависимость от поставщиков услуг. Интересы собственников в данном случае противоречат действительно эффективному менеджменту. Первым этапом становления и развития аутсорсинга для российских предприятий является формирование и расширение системы субконтрактных отношений [21]. В этом случае оптимальное решение состоит в использовании внешнего аутсорсинга для всех функций, не связанных с основной деятельностью предприятия и лежащих вне сферы её стратегических интересов. Пригодными для использования внешнего аутсорсинга являются «зрелые» функции, то есть такие, в которых не прогнозируется инновация, способная дать предприятию конкурентные преимущества в будущем. Использование внешнего аутсорсингаприводит в этом случае к следующим положительным результатам: ñ экономия собственных ресурсов (сокращение затрат при снижении стоимости услуг аутсорсера за счёт специализации, более дешёвой рабочей силы или эффекта масштаба); ñ получение услуги высокого качества; ñ повышение имиджа предприятия при использовании услуг известного поставщика (имидж аутсорсера «работает» и на клиента). Однако аутсорсер предлагает готовое решение и может обеспечить выгоды от его использования в ситуации, когда руководство предприятия уже определило стратегические перспективы, возможности и ограничения развития собственных ресурсов. Аутсорсинг в этом случае выступает как следствие выбранного пути развития предприятия, а не причина. Никто, кроме высшего руководства предприятия, не выбирает его стратегию. Наряду с возможностью нахождения уникальных решений собственных проблем, внутренний аутсорсинг позволяет сохранять и развивать собственные компетенции и «ноу-хау» в тех областях деятельности, которые составляют стратегические интересы предприятия. При этом рыночная координация взаимоотношений с аутсорсером при использовании внешнего аутсорсинга открывает возможности применения стандартных комплексных решений, что способствует снижению издержек, а также повышению гибкости в выборе аутсорсера при развитом рынке услуг. Практический опыт показывает, что необходимо соблюдение требований к балансу рыночных методов координации отношений с уровнем контроля деятельности аутсорсера. Это объясняется следующими факторами: ñ необходимо постоянно поддерживать управляемость процесса; ñ сокращение расходов – не единственная причина аутсорсинга, он также должен создавать исчисляемые качественные преимущества; ñ команда аутсорсера должна состоять из специалистов высшего класса и аутсорсинг-проект должен быть под надзором руководства поставщика услуг; ñ должна происходить постоянная переоценка требований к аутсорсеру в связи с переменами в технологиях и бизнесе; ñ необходим правильный экономический анализ, чтобы после двух первых лет экономии аутсорсинг-проект не обернулся большими расходами или падением качества сервиса. С точки зрения эффективного использования ресурсов, а также разделения ответственности и рисковвыделяют частичный (выборочный) и полный аутсорсинг. Частичный, или выборочный, аутсорсинг (partial, или selective, outsourcing) представляетпередачу аутсорсеру конкретных функций или частей бизнес-процессов предприятия. В то же время ряд взаимосвязанных функций выполняется предприятием самостоятельно. Целью частичного аутсорсинга является желание клиента сохранить влияние на планирование, управление и контроль, сосредоточить в своих руках передовые технологии. В ряде случаев частичный аутсорсинг преследует цели освоения предприятием новых технологий, приспособления к новым условиям деятельности. Именно в практике IТ-аутсорсинга частичная передача функций (управление оборудованием, обслуживание и сопровождение компьютерных систем) является наиболее распространенным видом услуг. Частичный аутсорсинг широко применяется также при разработке новых продуктов, внедрении «ноу-хау» или дорогостоящих процессов, требующих значительных инвестиций и продолжительных сроков освоения. При этом в реализацию аутсорсинг-проекта могут быть вовлечены ресурсы нескольких предприятий, каждое из которых в данном случае снижает долю собственного риска, перераспределяя затраты между партнерами. Частичный аутсорсинг позволяет уделять значительное внимание индивидуальным запросам заказчика или конечного потребителя, находить специфические решения, отвечающие конкретным условиям деятельности. Главное – частичный аутсорсинг позволяет эффективно использовать внутренние ресурсы заказчика: производственную и технологическую базу, квалифицированный персонал, интеллектуальный капитал. Использование частичного аутсорсинга является одним из методов распространения прогрессивных технологий, стандартов качества и концепций современного менеджмента, о чем более подробно писалось выше. В связи с широким использованием услуг аутсорсинга иногда используется термин ауттаскинг. Ауттаскинг (от англ. outtasking) – это предоставление услуг аутсорсинга в целях реализации лишь части отдельных производственных функций или конкретных задач предприятия.Подобные неологизмы призваны сконцентрировать внимание на характере отношений между участниками в аутсорсинг-проекте. Ауттаскинг предполагает больший контроль над выполнением порученных внешней стороне конкретных задач, например, обработки бумажных носителей информации и формирования электронной базы данных, обслуживания компьютеров и техники в офисе, приема заявок по телефону и других. Частичный аутсорсинг имеет свои преимущества: ñ обеспечивает возможность небольшим организациям-аутсорсерам выйти на рынок со своими услугами; ñ позволяет потенциальным клиентам получить доступ к услугам аутсорсинга без радикальных изменений стратегии развития предприятия; ñ позволяет клиенту учиться у специализированной организации-аутсорсера и правильно оценивать свой потенциал в дальнейшем развитии конкретных функций и видов деятельности; ñ обеспечивает создание условий для разработки более масштабного аутсорсинг-проекта; ñ позволяет без значительного ущерба для клиента изменять характер и содержание конкретных заданий; ñ обеспечивает высокую гибкость в отношениях между участниками аутсорсинг-проекта; ñ даёт возможность для выработки схем эффективных партнерских взаимоотношений, приобретения необходимого опыта и перехода к более сложным и дорогостоящим аутсорсинг-проектам. Полный аутсорсинг (full outsourcing) представляет передачу аутсорсеру отдельных функций целиком, с возложением на него полной ответственности за их выполнение. Такими функциями могут быть производственные, сервисные, информационные, финансовые, управленческие и другие. Целью полного аутсорсинга является сокращение уровней управления, упрощение внутренних процессов планирования, разукрупнение и декапитализация предприятия, сокращение затрат. Переход к полному аутсорсингу является одной из современных тенденций в производстве высокотехнологичной продукции в отношении продуктов открытой архитектуры. К полному аутсорсингу относится также аутсорсинг бизнес-процессов (business process outsourcing, BPO) – передача аутсорсеру взаимосвязанных функций и видов производственной деятельности, управления ими, а также полной ответственности за их выполнение. Аутсорсинг бизнес-процессов непосредственно вытекает из стремления руководства предприятия использовать на практике положения современных концепций менеджмента. Эта бизнес-технология является следствием стандартизации бизнес-процессов в рамках внедрения систем менеджмента качества, унификации требований к поставщикам, сертификации производителей продукции и услуг. Данный аспект более подробно будет изложен ниже. Выбор между частичным или полным аутсорсингом как формой организации бизнеса с целью наиболее эффективного использования ресурсов предприятия и его собственных компетенций, оптимальным разделением ответственности и рисков может быть осуществлен при помощи матрицы «уровень – качество компетенций»[22]. Каждая форма аутсорсинга имеет свои преимущества, выражаемые в повышении эффективности и конкурентоспособности предприятия в конкретных условиях реализации аутсорсинг-проекта (таблица 2). Таблица 2
|