Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вывод по первой главе
В заключении отмечу, что одним из важных условий организации образовательного процесса с использованием электронных средств обучения является постоянный контроль со стороны преподавателя за ходом и результатами самостоятельной учебной деятельности студентов. Проводить контроль необходимо таким образом, чтобы он положительно влиял на эффективность профессиональной подготовки студентов и сопровождался системой определенных мер поощрения за качественное исполнение учебных заданий. Решением данной проблемы может быть предоставление студентам свободного доступа к компьютерным тестовым подсистемам электронного учебного комплекса. Применение данных комплексов в профессиональной подготовке будущих специалистов позволяет повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, а также научить их самостоятельно мыслить и работать с учебным материалом, что способствует их дальнейшему непрерывному совершенствованию в течение всей жизни.
ВЫВОД ДОЛЖЕН БЫТЬ НА 2 СТРАНИЦЫ!
Глава 2. Применение информационно - методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины: «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания» 2.1. Структура и содержание технологии визуализации учебной информации в процессе преподавания дисциплины: «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания»
В 2.1. проанализировать информационно-методическое обеспечение дисциплины «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания»!! ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ» И УРОВНЯ ПРОФЕССИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ТЕХНОЛОГОВ ПРОДУКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Мировая наука накопила огромный объем знаний. Они заключены в миллионах элементов информации, которые содержатся во многих литературных источниках и на сайтах глобальной сети «Интернет». Квалифицированную информационную подготовку студентов должны осуществлять преподаватели. Им следует знать источники элементов информации по своим учебным курсам, сообщать их студентам в списках литературы, проявлять информационную активность, выступая информационным лидером при обучении студентов, применять информационные технологии в педагогической деятельности. Сегодня все чаще говорят о «безбумажной» информационной технологии. Еще совсем недавно преподаватели исписывали горы бумаги, копировали картинки из учебников и множили их для раздаточного материала, совершенно не подозревая о том, насколько интересно разрабатывать уроки с применением информационных технологий. Интернет может стать серьезным помощником в учебном процессе, если умело им пользоваться. Теперь можно готовиться к урокам, находить в глобальной сети «Интернет» новую информацию и богатую тематическую коллекцию фотографий. Актуально применять презентации на уроках по «Организации обслуживания на предприятиях общественного питания». Особенность этой дисциплины состоит в том, что почти весь учебный материал требует наглядности. Например, при изучении темы «Столовая посуда», многое не представляется возможным показать за неимением образцов и фотографий в учебниках. При изучении темы «Прогрессивные технологии обслуживания» раньше приходилось посылать по партам один единственный экземпляр журнала с фотографиями интерьеров ресторанов, а теперь можно продемонстрировать эти фотографии на экране, и каждую из них прокомментировать, так как разработаны презентации по данной теме. Компьютерная презентация, используемая на уроке с применением мультимедийного проектора, является одним из приемов, позволяющих сделать учебный материал ярким и убедительным, способствующим улучшению и интенсивности процесса его усвоения. Мультимедийные презентации представляют собой набор страниц (слайдов), содержащих текст, формулы, рисунки, анимации и видеофрагменты. Такие сценарии готовятся с использованием программы Power Point, входящей в пакет Microsoft Office. Простота использования программы позволяет при наличии готовых демонстрационных материалов в считанные минуты создать новую презентацию, быстро отредактировать слайды и вставить новые в готовую презентацию, использовать анимацию текста. Переход от одного слайда к другому осуществляется командами преподавателя с помощью клавиатуры или «мыши». Демонстрация каждого слайда сопровождается объяснением и комментарием преподавателя. С помощью мультимедийной презентации можно создавать сценарии урока. Если традиционная форма ведения урока заставляет преподавателя постоянно обращаться к мелу и доске, то использование компьютерных презентаций и сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Например, при изучении темы «Банкеты и приемы», студенты знакомятся с большим количеством формул. Не пишите их на доске, а проектируйте на экране. В этот момент преподаватель находится лицом к аудитории и может контролировать работу студентов и комментировать, объяснять учебный материал. Конечно, презентации ни в коем случае нельзя считать панацеей, и их использование оправдано далеко не для каждой темы и каждого занятия. Хотя плюсы их очевидны: «урок становится более насыщенным и наглядным. Информация, воспроизведенная на слайдах, воспринимается быстро и легко, концентрируется внимание студентов, повышается качество обучения. В последние десятилетия в области передачи визуальной информации произошли почти революционные изменения: - колоссально возросли объем и количество передаваемой информации; - сложились новые виды визуальной информации и способы ее передачи. Технический прогресс и формирование новой визуальной культуры неминуемо накладывает свой отпечаток на свод требований, предъявляемых к деятельности педагогов. Одним из средств улучшения профессиональной подготовки будущих учителей, способных к педагогическим инновациям, к разработке технологий проектирования эффективной учебной деятельности школьника в условиях доминирования визуальной среды, считается формирование у них особых умений визуализации учебной информации. Термин «визуализация» (от латинского visualis) - воспринимаемый зрительно, наглядный. Визуализация информации представление числовой и текстовой информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт. Однако такое понимание визуализации как процесса наблюдения предполагает минимальную мыслительную и познавательную активность обучающихся, а визуальные дидактические средства выполняют лишь иллюстративную функцию. Иное определение визуализации дается в известных педагогических концепциях (теории схем - Р. С. Андерсон, Ф. Бартлетт; теории фреймов - Ч. Фолкер, М. Минский), в которых этот феномен истолковывается как вынесение в процессе познавательной деятельности из внутреннего плана во внешний план мыслеобразов, форма которых стихийно определяется механизмом ассоциативной проекции [ 6 ]. Аналогичным образом понятие визуализации понимает А. А. Вербицкий: «Процесс визуализации - это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [ 7 ]. Данное определение позволяет развести понятия «визуальный», «визуальные средства» от понятий «наглядный», «наглядные средства». В педагогическом значении понятия «наглядный» всегда основано на демонстрации конкретных предметов, процессов, явлений, представление готового образа, заданного извне, а не рождаемого и выносимого из внутреннего плана деятельности человека. Процесс разворачивания мыслеобраза и «вынесение» его из внутреннего плана во внешний план представляет собой проекцию психического образа. Проекция встроена в процессы взаимодействия субъекта и объектов материального мира, она опирается на механизмы мышления, охватывает различные уровни отражения и отображения, проявляется в различных формах учебной деятельности [ 6 ]. Если целенаправленно рассматривать продуктивную познавательную деятельность как процесс взаимодействия внешнего и внутреннего планов, как вынесение будущих продуктов деятельности из внутреннего плана во внешний, как корректировку и реализацию во внешнем плане замыслов, то визуализация выступает в качестве главного механизма, обеспечивающего диалог внешнего и внутреннего планов деятельности. Следовательно, в зависимости от свойств дидактических визуальных средств зависит уровень активизации мыслительной и познавательной деятельности обучающихся. В связи с этим возрастает роль визуальных моделей представления учебной информации, позволяющие преодолеть затруднения, связанные с обучением, опирающимся на абстрактно - логическое мышление. В зависимости от вида и содержания учебной информации используются приемы ее уплотнения или пошагового развертывания с применением разнообразных визуальных средств. В настоящее время в образовании перспективной представляется применение когнитивной визуализации дидактических объектов [ 6 ]. Под это определение фактически подпадают все возможные виды визуализации педагогических объектов, функционирующие на принципах концентрации знаний, генерализации знаний, расширения ориентировочно - презентационных функций наглядных дидактических средств, алгоритмизации учебно - познавательных действий, реализуемая в визуальных средств. На практике, используются более сотни методов визуального структурирования - от традиционных диаграмм и графов до «стратегических» карт (roadmaps), лучевых схем - пауков (spiders) и каузальных цепей (causal chains). Такое многообразие обусловлено существенными различиями в природе, особенностях и свойствах знаний различных предметных областей. Наибольшей информационной емкостью, на мой взгляд, универсальностью и интегративностью обладают структурно - логические схемы. Такой способ систематизации и визуального отображения учебной информации основывается на выявлении существенных связей между элементами знания и аналитико - синтетической деятельности при переводе вербальной информации в невербальную (образную), синтезирование целостной системы элементов знаний. Освоение перечисленных видов по конкретизации смыслов, разворачиванию логической цепочки размышлений, описанию образов и их признаков мыслительной деятельности, а также операций с помощью вербальных средств обмена информацией формирует продуктивные способы мышления, столь необходимые специалистам при современных темпах развития науки, техники и технологий. Согласно достижениям нейропсихологии «обучение эффективно тогда, когда потенциал мозга человека развивается через преодоление интеллектуальных трудностей в условиях поиска смысла через установление закономерностей» [ 8 ]. Структурно - логические схемы создают особую наглядность, располагая элементы содержания в нелинейном виде и выделяя логические и преемственные связи между ними. Такая наглядность опирается на структуру и ассоциативные связи, характерные для долговременной памяти человека. В некотором роде структурно - логические схемы выступают в роли промежуточного звена между внешним линейным содержанием (текст учебника) и внутренним нелинейным содержанием (в сознании). В качестве одного из достоинств структурно - логических схем А. В. Петров выделяет то, что «она выполняет функцию объединения понятий в определенные системы» [ 9 ]. Сами по себе понятия ничего не могут сказать о содержании предмета обучения, но будучи связанными определенной системой, они раскрывают структуру предмета, его задачи и пути развития. Понимание и осмысление новой ситуации возникает тогда, когда мозг находит опору в прежних знаниях и представлениях. Отсюда вытекает важность постоянной актуализации прежнего опыта для овладения новыми знаниями. Процесс изучения нового материала можно представить как восприятие и обработку новой информации путем ее соотнесения с понятиями и способами действий, известными обучающемуся, посредством использования освоенных им интеллектуальных операций. Поступающая в мозг по различным каналам информация концептуализируется и структурируется, образуя в сознании концептуальные сети. Новая информация встраивается в существующие когнитивные схемы, преобразует их и формирует новые когнитивные схемы и интеллектуальные операции. При этом устанавливаются связи между известными понятиями и способами действий и новыми знаниями, возникает структура нового знания [ 10 ]. По данным психологов новая информация усваивается и запоминает лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально - пространственной памяти [ 8 ], следовательно представление учебного материала в структурированном виде позволяет быстрее и качественнее усваивать новые системы понятий, способы действий. В качестве примера можно привести визуальную схему: «Цветовая модель RGB» (Рисунок 4).
Рисунок 4 - Схема понятия «Цветовая модель RGB»
Визуализация учебного материала открывает возможность не только собрать воедино все теоретические выкладки, что позволит быстро воспроизвести материал, но и применять схемы для оценивания степени усвоения изучаемой темы. В практике также широко используется метод анализа конкретной схемы или таблицы, в котором вырабатывают навыки сбора и обработки информации. Метод позволяет включить обучаемых в активную работу по применению теоретической информации в практической работе. Особое место уделяется совместному обсуждению, в процессе которого есть возможность получать оперативную обратную связь, понимать лучше себя и других людей. Обобщая сказанное, заметим, что в зависимости от места и назначения визуальных дидактических материалов в процессе формирования понятия (изучении теории, явления) к выбору определенной структурной модели и наглядному отображению содержания обучения должны быть предъявлены различные психолого - педагогические требования. При визуализации учебного материала следует учитывать, что наглядные образы сокращают цепи словесных рассуждений и могут синтезировать схематичный образ большей «емкости», уплотняя тем самым информацию. В процессе разработки учебно - методических материалов необходимо контролировать степень обобщения содержания обучения, дублировать вербальную информацию образной и наоборот, чтобы при необходимости звенья логической цепи были полностью восстановлены обучающимися. Другим важным аспектом использования визуальных учебных материалов является определение оптимального соотношения наглядных образов и словесной, символьной информации. Понятийное и визуальное мышление на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они, дополняя друг друга, раскрывают различные стороны изучаемого понятия, процесса или явления. Словесно - логическое мышление дает нам более точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, визуальное мышление помогает организовать образы, делает их целостными, обобщенными, полными. Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: - обеспечение интенсификации обучения; - активизации учебной и познавательной деятельности; - формирование и развитие критического и визуального мышления; - зрительного восприятия; - образного представления знаний и учебных действий; - передачи знаний и распознавания образов; - повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.
Электронные наглядные средства обучения на основе современных компьютерных технологий текст
В школьном образовании всегда применяли и до сих пор применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащегося, средством формирования и развития не только наглядно - образного, но и абстрактно - логического мышления. Это в свою очередь требует существенной переработки и изменения традиционных наглядных средств обучения, которые должны стать динамичными, интерактивными и мультимедийными. В связи с этим особый интерес вызывает компьютерная визуализация учебной информации, которая позволяет наглядно представить на экране объекты и процессы во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей, в том числе скрытых в реальном мире, и, что особенно важно, в развитии, во временном и пространственном движении. Обеспечивается компьютерная визуализация учебной информации специфическими наглядными средствами обучения, созданными на основе современных мультимедийных технологий, благодаря которым в процесс обучения становится возможным включать все многообразие наглядных средств - текст, графику, звук, анимации, видеоизображения. Это, например, интерактивные карты, анимированные (динамические) опорные конспекты, интерактивные плакаты. И речь в данном случае идет не о простом переводе традиционных наглядных пособий (таблиц, схем, картин, иллюстраций) в цифровой формат, а о разработке и создании совершенно новых видов наглядности. При этом ее появление вызвано не только потребностью в экспрессивной визуальной информации и зрительной стимуляции, к которым уже успели привыкнуть современные учащиеся, сколько дидактическими особенностями этого нового вида учебной наглядности. В педагогической литературе пока нет общепринятого понятия для определения нового вида наглядности, созданной на основе современных информационных технологий. Это вызвано тем, что данная наглядность представляет собой весьма сложное явление, особенные отличительные признаки которого интегрированы в единую целостную систему, и поэтому так нелегко выявить ее сущность, то есть определить основные признаки и отличить их от второстепенных свойств. Даже названия авторы используют разные: - «компьютерная наглядность»; - «динамическая наглядность»; - «интерактивная наглядность»; - «виртуальная наглядность»; - «мультимедийная наглядность»; - «гипертекстовая наглядность». При этом употребляют эти термины далеко не в одинаковых значениях, что создает дополнительные трудности. В связи с этой разноголосицей Кучурин В. В. предлагает при обсуждении руководствоваться понятием «электронная наглядность», под которой будем понимать программное компьютерное средство представления комплекса визуальной гипертекстовой информации разных типов, предъявляемой обучаемому на экране компьютера, как правило, в интерактивном (диалоговом) режиме [ 11 ]. Компонентами электронной наглядности могут быть как статические (картины, схемы, таблицы), так и динамические (видео, анимация) изображения. Ее основные характеристики: интерактивность, динамизм (анимированность) и мультимедийность. В первую очередь электронные наглядные средства обучения отличаются интерактивностью. Это достаточно широкое по содержанию понятие, с помощью которого в современной науке раскрывают характер и степень взаимодействия между объектами. При этом данное свойство вовсе не сводится к общению между людьми. В обучении с применением информационных и коммуникационных технологий интерактивность представляет собой «возможность пользователя активно взаимодействовать с носителем информации, по своему усмотрению осуществлять ее отбор, менять темп подачи материала». В соответствии с этим интерактивность наглядных средств обучения на основе мультимедиа обеспечивает учащимся и учителю в определенных пределах возможность активно с нею взаимодействовать и управлять представлением информации, а именно задавать вопрос и получать на него ответ (интерактивность обратной связи) определять начало, продолжительность и скорость процесса демонстрации (временная интерактивность), определять очередность использования фрагментов информации (порядковая интерактивность) изменять, дополнять или же уменьшать объем содержательной информации (содержательная интерактивность) и даже создавать собственный креативный продукт (творческая интерактивность). Такие возможности интерактивных наглядных средств обучения позволяют использовать методики проблемного обучения, обеспечивающие усвоение научных понятий и закономерностей на основе личного опыта взаимодействия с ними. Иначе говоря, интерактивность предоставляет возможности не только для пассивного восприятия информации, но и для активного исследования характеристик изучаемых объектов или процессов. Следовательно, интерактивность придает электронной наглядности когнитивный (познавательный) характер, вносит игровые и исследовательские компоненты в учебную работу, естественным образом побуждает учащихся к глубокому и всестороннему анализу свойств изучаемых объектов и процессов. Динамический характер электронных наглядных средств обучения обеспечивается с помощью технологии анимации, которая позволяет манипулировать цветом, размерами объектов, создавать локальную мультипликацию, выделять один из объектов или часть объекта путем подчеркивания, обводки, заливки. Кроме того, с помощью анимации создается иллюзия движения, изменения, развития. Все это делает наглядность более эмоциональной и впечатляющей. Вместе с тем, анимация, давая наглядное представление о динамике какого - либо явления, создает условия для демонстрации признаков и закономерностей изучаемых событий, явлений и процессов через действие, для сопоставления разных мнений и формулирования собственной точки зрения. Таким образом, динамика компьютерной анимации используется не только и даже не столько для усиления эмоционального воздействия через показ движения объекта («живой картинки»), сколько для активизации познавательной деятельности, наглядной демонстрации логики движения мысли от незнания к знанию. Особое значение для характеристики электронной наглядности, созданной на основе современных информационных технологий, имеет и такое свойство, как мультимедийность. Оно связано с современными информационными технологиями, основанными на одновременном использовании различных средств представления информации и представляющей совокупность приемов, методов, способов и средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, продуцирования аудиовизуальной, текстовой, графической информации в условиях интерактивного взаимодействия пользователя с информационной системой, реализующей возможности мультимедиа - операционных сред. Технологии мультимедиа позволяют интегрировано представить на экране любую аудиовизуальную информацию, реализуя интерактивный диалог пользователя с системой. Благодаря этому их активно используют при разработке и создании наглядных средств обучения, компонентами которых являются статические и анимированные изображения, а также текстовая и видеоинформация со звуковым сопровождением. В соответствии с основными характеристиками электронные наглядные средства можно разделить на динамические (анимированные), интерактивные и мультимедийные. Динамическая (анимированная) наглядность - это средство обучения, представляющее собой движущееся, изменяющееся изображение. Оно позволяет сформировать наглядные представления о развитии событий и процессов во времени и пространстве, сконцентрировать внимание обучающихся на конкретном объекте изучения, повысить плотность занятия за счет ускорения подачи информации. Управление ограничивается функциями проигрывания, остановки и паузы, что, между прочим, указывает на ограниченную, в данном случае временную, интерактивность динамической (анимированной) наглядности. Динамическая (анимированная) наглядность включает в себя такие конкретные наглядные средства обучения как анимированные карты, анимированные схемы, диаграммы, графики, слайд - шоу. Интерактивная наглядность - это средство обучения, представляющее собой гипертекстовую анимированную иллюстрацию в сочетании с набором инструментов управления, позволяющих пользователю взаимодействовать с ним в диалоговом режиме. В настоящее время учителями используются интерактивные карты, интерактивные схемы, интерактивные планы объекта, интерактивные реконструкции. Мультимедийная наглядность - это средство обучения, в котором интегрированы информационные объекты различных типов: звук, текст, изображение. К сожалению, в настоящее время использование наглядных средств обучения, созданных на основе современных информационных технологий вызывает у многих учителей заметные трудности, связанные с отбором средств наглядности для решения конкретных педагогических задач, приемов и методов работы с ними и форм организации учебной деятельности. Информационно-методическое обеспечение учебного занятия с применением информационно - методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины организация обслуживания на предприятиях общественного питания 1). План учебного занятия с применением информационно - методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины организация обслуживания на предприятиях общественного питания по теме «……..» Тема урока: Организация питания по типу «шведский стол» и фуршет. Тип урока: Урок усвоения знаний на основе имеющихся. Цели урока: Обучающая: - прочное усвоение и систематизации знаний учащихся по теме: «Организация обслуживания потребителей»; - повторение и закрепление полученных ранее знаний; - использование знаний в практической деятельности при организации обслуживания банкетов по типу «шведский стол» и фуршетов; - на основе ранее полученных знаний расширить кругозор и закрепить знания учащихся при организации питания потребителей; - усвоить термины, относящиеся к видам банкетного обслуживания, и закрепить их классификацию; - изучить последовательность операций при организации питания по типу «шведский стол» и фуршет; Развивающая: - развитие логического мышления, памяти, наблюдательности, активности и самостоятельности; - формирование умения обосновывать свои ответы на заданные вопросы; - развитие восприятия, внимания, объективной компетентности, интеллекта; - развитие творческих и коммуникативных способностей; - за счет активизации учащихся развить их экономическое и профессиональное мышление; Воспитательная: - воспитание интереса к профессии, к изучаемому предмету с целью совершенствования самостоятельной профессиональной деятельности; - сформировать у учащихся дисциплинированность и ответственность по отношению к учебной деятельности, а также выработать навыки самоконтроля; - воспитать и привить учащимся культуру поведения за столом;
Методы обучения: 1) Словесные методы: - эвристическая беседа, фронтальный опрос и блиц - опрос; - объяснение и демонстрация наглядных информационных пособий с применением слайдов мультимедийного сопровождения; - использование мультимедийных пособий. 2) Оперативный метод контроля знаний по типу «Да» или «Нет» с помощью цветокода. Участвуют два цвета: «Да» - красный и «Нет» - синий. 3) Репродуктивный метод с постановкой проблемных ситуаций.
Межпредметные связи:
|