Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и структура педагогической культуры командира.
Культура - это сложное социальное явление, отражающее и характеризующее жизнь разностороннюю деятельность человека. Культура - это широкое понятие от умывания лица до последних высот человеческой мысли. Отсюда, неудивительно его огромное число смысловых значений, которое имеет слово «культура». В современном научном языке их насчитывается около 250. В настоящее время и в армии в повседневную жизнь вошли такие понятия как «техническая культура», «физическая», «строевая», «штабная культура», музыкальная культура и другие. Культура (с латинского языка обработка, возделывание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Культура реализует следующие функции: · познавательная; · функция исторической преемственности; · восприятия и преобразования окружающего мира; · ценностная функция. В соответствии с основными видами деятельности выделяются следующие, основные взаимосвязанные части культуры: · материальная культура; · духовная культура; · культура общества; · культура личности; · религиозная культура; · мировоззренческая культура. Материальная культура характеризует процесс деятельности людей и его результаты в материальном производстве и в материальной сфере быта. Духовная культура - это производство, распределение духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии, морали, образования и т.д. Она включает в себя все виды и формы общественного сознания, систему образования и воспитания, систему учреждений культуры и др. В повседневной деятельности выделяют культуру общества и культуру личности. Культура общества создается трудом народа и является необходимым условием его существования. Человек при этом выступает и в качестве потребителя и в качестве создателя материальных и духовных ценностей. Культура личности - это степень развития личности, выражающаяся как в системе ее социальных качеств, так и в характере ее деятельности и поведения, а также в системе ее потребностей. Структура культуры личности сложна и многогранна. Религиозная культура – это когда каждый человек в этом мире свою жизнь необходимо подчинять одному Всевышнему Богу и ему честно и преданно служить, ибо на том свете за грехи, попадешь в ад. Мировоззренческая культура – наша земля рассматривается с точки зрения выдвинутой мировоззренческой теории, имеет форму эллипса. Мир не делим и имеет целостную структуру. Наша в селенная бесконечен во времени и в пространстве. В ней выделяются пять тесно между собой связанных, но обладающих относительной самостоятельностью, уровней: 1. Мировоззренческий уровень; 2. Уровень эрудиции и кругозора; 3. Уровень практических навыков и умений; 4. Нормативный уровень; 5. Уровень эмоционального развития.
Это обусловлено целым рядом причин. Во-первых, гуманизация и демократизация общественной жизни, военно-служебных отношений в нашей армии требует повышенного внимания к человеку, более профессиональной работы с воинами и воинскими коллективами. Во-вторых, социальные перемены в обществе и Вооружённых Силах, переход к профессиональной армии, выполнение боевых задач по защите конституционного строя Республики Казахстан. Их обеспечение невозможно без педагогической культуры военных кадров. В-третьих, создание в ВС РК органа воспитательных структур усиливают традиционные педагогические функции командиров, повышают их роль в руководстве военно-педагогическим процессом и деятельности различных специалистов. В-четвёртых, высокие требования к педагогической культуре офицера обусловлены необходимостью учёта в учебно-воспитательной деятельности обилия новаций, таких как: - уровень информационной подготовленности и компьютерной культуры офицеров; - гуманитарная направленность военно-педагогической деятельности военных педагогов; Таким образом, знание проблем, связанных с педагогической культурой военного специалиста, её сущности и содержания позволяет командирам более качественно и эффективно решать задачи по обучению и воспитанию различных категорий военнослужащих в современных условиях. Анализ теоретических и практических положений свидетельствует о том, что культуре как социально-педагогическому явлению присущи характерные особенности: - источниками её формирования и развития являются народность, обычаи, традиции, быт, язык и пр.; - в основе культуры лежат определённые ценности: общечеловеческие, специфические, а также сложившиеся в данной социальной среде (национальные, религиозные, региональные и другие). В определении содержания педагогической культуры, как показывает исторический анализ научных исследований и литературных источников, за последние годы наметилось несколько подходов. Первый подход состоит в том, что педагогическая культура рассматривается как целостное образование личности военного специалиста, реализуется в военно-педагогическом процессе и активно влияет на его содержание и результаты. Во втором подходе педагогическая культура рассматривается как целостное педагогическое мастерство, педагогический такт, педагогическая наблюдательность и предвидение. В третьем подходе педагогическая культура трактуется как совокупность общечеловеческих (преимущественно нравственных) качеств родителей и учителей. В рамках четвёртого подхода педагогическая культура определяется как совокупность отдельных элементов педагогического мастерства и педагогической этики[i]. Анализ сущности педагогической культуры позволяет выделить две группы её компонентов: 1. Личностного плана–педагогическая направленность, педагогическая предрасположенность, педагогическая эрудиция, педагогическое мастерство (система педагогических знаний, педагогическая этика), педагогическое творчество. 2. Деятельного плана–педагогическое целеполагание; стиль педагоги-ческой деятельности; педагогическое общение и поведение; самосовершен-ствование в педагогической деятельности. Овладение педагогической культурой –процесс сложный и длительный. Ее элементы закладываются еще в школе и в семье. Но активное овладение педагогической культурой как составным компонентом общей культуры начинается во время обучения в учебном заведении, где ее формированию способствуют быт слушателем, организация их жизни и деятельности, отношения в коллективе и в первую очередь целенаправленный педагогический процесс.
|