Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пути и условия формирования педагогического мастерства командира
В любом деле всегда ценится мастерство. Обычно под мастерством понимается совершенное владение известной сумой профессиональных навыков и умений, основанных на знаниях и большом практическом опыте. Мастер по Далю, это особенно сведущий или искусный в своем деле человек. Подобное понимание в принципе может быть отнесено и к педагогическому мастерству. Но только этим понятие мастерства в педагогике не исчерпывается, поскольку оно связано еще с взаимодействием педагога на личность обучаемого или воспитуемого. Учитель - это мастер вдвойне: - как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учить, и как человек, владеющий способами обучения и воспитания. Поэтому понятие мастерства в педагогике охватывает более широкий комплекс требований к воспитателю, без учета которых трудно рассчитывать на успех в работе с людьми. Педагогическое мастерство формируется и совершенствуется в процессе воспитательной деятельности и отражает тот уровень профессиональной подготовленности, которого офицер достиг. Поэтому содержательные структурные компоненты педагогического мастерства, представленные и рассмотренные ранее, общие у всех офицеров. И в то же время педагогическое мастерство всегда специфично, индивидуально, так как обусловлено особенностями личности конкретного офицера. Процесс формирования и совершенствования педагогического мастерства офицера является длительным, внутренне противоречивым и обусловлен влиянием многочисленных факторов объективного и субъективного характера. Основы этого мастерства у любого офицера как военного педагога закладываются в период подготовки его в военно-учебном заведении, совершенствуется оно в период его службы в войсках, но в первую очередь в процессе целенаправленной и систематической работы по самообразованию и самовоспитанию. Давно известно, например, что в воспитании подчиненных огромную роль играет личный пример командира, старшего начальника. Для мастеров педагогического мастерства как раз и характерно то, что их личный пример соответствует тем требованиям, которые предъявляются к современному воспитателю. Это проявляется в единстве слов и конкретных действий, в единстве положительного личного примера и высокой требовательности к своим воспитанникам, в умелом сочетании личного примера с высокой организованностью, в единстве знаний с их умелым использованием на практике. Вот почему важно изучать их опыт, перенимать его и внедрять в практику воспитательной деятельности. Самостоятельная работа имеет два взаимосвязанных и взаимо- обусловленных аспекта: а). самообразование офицера путем самостоятельного накопления знаний о сущности и значении профессионального мастерства, о путях и методах его формирования и совершенствования; б). приобретение и накопление опыта решения воспитательных задач, развитие у себя необходимых профессиональных качеств путем самовоспитания. Самообразование как составная часть процесса само совершен-ствования нашло довольно полное освещение на страницах различных литературных источников. Педагогическое мастерство-это синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель», говорил Л.Н. Толстой.
|