Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос: мастерства командира






В любом деле всегда ценится мастерство.

Обычно под мастерством понимается совершенное владение известной сумой профессиональных навыков и умений, основанных на знаниях и большом практическом опыте. Мастер по Далю, это особенно сведущий или искусный в своем деле человек.

Подобное понимание в принципе может быть отнесено и к педагогическому мастерству. Но только этим понятие мастерства в педагогике не исчерпывается, поскольку оно связано еще с взаимодействием педагога на личность обучаемого или воспитуемого.

Учитель - это мастер вдвойне:

- как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учить, и как человек, владеющий способами обучения и воспитания.

Поэтому понятие мастерства в педагогике охватывает более широкий комплекс требований к воспитателю, без учета которых трудно рассчитывать на успех в работе с людьми.

Педагогическое мастерство формируется и совершенствуется в процессе воспитательной деятельности и отражает тот уровень профессиональной подготовленности, которого офицер достиг. Поэтому содержательные структурные компоненты педагогического мастерства, представленные и рассмотренные ранее, общие у всех офицеров.

И в то же время педагогическое мастерство всегда специфично, индиви-дуально, так как обусловлено особенностями личности конкретного офицера.

Процесс формирования и совершенствования педагогического мастерства офицера является длительным, внутренне противоречивым и обусловлен влиянием многочисленных факторов объективного и субъективного характера. Основы этого мастерства у любого офицера как военного педагога закладываются в период подготовки его в военно-учебном заведении, совершенствуется оно в период его службы в войсках, но в первую очередь в процессе целенаправленной и систематической работы по самообразованию и самовоспитанию.

И это понятно. Жизнь не стоит на месте.

Она постоянно выдвигает перед офицером все новые и новые требования. И только тот воспитатель оказывается на высоте, который постоянно стремится к самосовершенствованию, развивает свой профессионализм.

Для каждого офицера характерен определенный уровень развития и проявления педагогического мастерства. Этот уровень зависит от содержания структуры конкретной личности, от того, в системе каких жизненных явлений, условий и взаимоотношений она формировалась и складывалась, от системы педагогических воздействий, которые применялись в процессе её формирования. Знание индивидуальных различий проявления педагогического мастерства конкретного воспитателя позволяет определить и наиболее элективные средства, методы, приемы воспитательного воздействия.

В практике встречаются факты, когда у одного командира недостает необходимых профессиональных знаний, у другого слишком мал практический опыт, у третьего - знания есть, но он их не умеет правильно использовать, применить на практике при решении воспитательных задач, у четвертого - наблюдается отсутствие элементарной культуры речи и т.д. и т. п.

Глубокое знание индивидуальных особенностей офицера, уровня его профессионального развития и умение учитывать индивидуальность проявления педагогического мастерства - один из важнейших путей работы по формированию и развитию такого мастерства.

Исходя из структуры мастерства офицера как военного педагога, а также из анализа практической деятельности, одним из путей совершенствования педагогического мастерства является систематическое и целенаправленное вооружение офицеров системой необходимых знаний по концептуальным проблемам воспитания: понимание его сущности и роли в развитии личности военного человека; вооружение современными знаниями в области психологии, педагогики, философии, социологии, духовно-нравственной сферы. Форм работы в данной области много. Это и организация различных лекториев, занятия по государственно-правовой подготовке, и целенаправленное использование различного вида совещаний, семинаров, контрольных проверок, обобщение опыта работы офицеров, и проведение научно-практических конференции, «круглых столов» по вопросам обучения и воспитания, и специальная работа военных культурных центров и т.д.

Среди путей формирования и совершенствования педагогического мастерства командира следует выделить целенаправленное использование в в совей деятельности всего многообразия методов и средств, которые обоснованы в педагогической науке. Речь идет о методе убеждения, внушения, личном примере, а также о стимулирующих средствах, связанных с моральным и материальным поощрением воспитателя за высокое качество и за эффективные результаты воспитательной деятельности, с обобщением и внедрением в практику передового воспитательного опыта.

Давно известно, например, что в воспитании подчиненных огромную роль играет личный пример командира, старшего начальника. Для мастеров педагогического мастерства как раз и характерно то, что их личный пример соответствует тем требованиям, которые предъявляются к современному воспитателю. Это проявляется в единстве слов и конкретных действий, в единстве положительного личного примера и высокой требовательности к своим воспитанникам, в умелом сочетании личного примера с высокой организованностью, в единстве знаний с их умелым использованием на практике. Вот почему важно изучать их опыт, перенимать его и внедрять в практику воспитательной деятельности.

Формирование и совершенствование педагогического мастерства командира имеет непосредственную связь с высокой организацией службы, учебного процесса, боевой и профессиональной подготовки, с созданием необходимых условий для самостоятельной работы офицера над собой.

Эффективность совершенствования педагогического мастерства, повы-шения профессионализма, как уже было замечено, во многом зависит от наличия или отсутствия у офицера соответствующей мотивационной основы для самостоятельной работы по самосовершенствованию, приобретенных навыков и умений заниматься самим собой. Самостоятельная работа - непременное условие развития и совершенствования человеческой личности, сохранения интеллекта и физических возможностей. Из истории известно, что все великие люди стали таковыми потому, что они постоянно и целеустремленно работали над собой, настойчиво занимались самосовершенствованием.

Самостоятельная работа имеет два взаимосвязанных и взаимообуслов-ленных аспекта:

а). самообразование офицера путем самостоятельного накопления знаний о сущности и значении профессионального мастерства, о путях и методах его формирования и совершенствования;

б). приобретение и накопление опыта решения воспитательных задач, развитие у себя необходимых профессиональных качеств путем самовоспитания.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал