Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация правового воспитания в воинской части.






Наряду с государственно-патриотическим, нравственным, духовным и воинским воспитанием подчиненных на командиров (начальников) и других воинских должностных лиц возлагается обязанность, повседневно заниматься правовым воспитанием личного состава.

Можно без преувеличения сказать, что четкая, продуманная организация этой работы - одно из необходимых и важнейших условий предупреждения правонарушений военнослужащими, успешного решения всех задач по укреплению воинской дисциплины, законности и правопорядка.

Правовое воспитание личного состава Вооруженных Сил - это систематическое влияние на сознание, чувства и психологию людей в целях формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.

Субъектами правового воспитания личного состава являются:

- общество, государственные институты и учреждения;

- органы местного самоуправления;

- средства массовой информации;

- общественные организации и объединения;

- органы военного управления;

- командиры (начальники);

- юридические подразделения;

- воинские коллективы.

Объектами правового воспитания являются:

- военнослужащие, проходящие воинскую службу по контракту;

- военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву;

- гражданский персонал Вооруженных Сил;

- граждане, пребывающие в запасе, призванные для прохождения воинских сборов;

- курсанты(слушатели) военных ВУЗов, кадетского корпуса;

- воспитанники военных школ – интернат «Жас улан» имени С.Нурмаганбетова и имени Б.Момышулы.

Основные принципы правового воспитания в Вооруженных Силах:

• гуманизация;

• научная обоснованность;

• индивидуальный подход;

• воспитание в коллективе и через коллектив;

• воспитание в процессе воинской деятельности;

• комплексность в воспитании военнослужащих;

• целеустремленность и конкретность;

• гибкость и динамизм в содержании, формах и методах;

• систематичность и непрерывность.

Основные направления правового воспитания:

- выработка четких мировоззренческих установок в условиях сложной и противоречивой общественно-политической ситуации в стране и реформирования Вооруженных Сил;

- формирование глубоких и устойчивых правовых представлений и убеж­дений, навыков активного правомерного поведения;

- анализ ситуации в стране и Вооруженных Силах с решением проблем укрепления законности и правопорядка и определение на этой основе систе­мы приоритетов на ближайшую и долговременную перспективы;

- обеспечение взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами, общественными объединениями при осуществлении правового воспитания личного состава Вооруженных Сил;

- использование исторического и современного отечественного и зарубежного опыта правового воспитания;

- обучение командиров (начальников) современным формам и методам правового воспитания;

- повышение уровня эффективности и полноты оперативного информирования личного состава о требованиях нормативных правовых актов;

- организация противодействия противоправному общественному мнению в воинских коллективах;

- повышение эффективности научных исследований в области формирования у военнослужащих правосознания, теории и практики поддержания пра­вопорядка и дисциплины в войсках;

- улучшение - морально-психологического климата в воинских коллективах.

Правовое воспитание решает задачи предупреждения правонарушений, но не сводится к ним. Оно направлено не только на правонарушителей, но и ко всем военнослужащим, и имеет целью формирования у них правового сознания, включающего знание права в объеме, необходимом для жизнедеятельности, признание роли права в жизни армии и общества, понимание необходимости постоянного соотношения своего поведения с требованиями законов, воинских уставов и других правовых установлений.

Конечная цель правового воспитания военнослужащих - это укрепление сознательной воинской дисциплины и боевой готовности войск, развитие навыков праводозволенного общения друг с другом и иными лицами. И поэтому, важнейшим средством обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих является осуществление их правового воспитания, совершенствование правовой подготовки.

Основные особенности формирования правосознания военнослужащих как граждан РК с помощью право-воспитательного процесса можно свести к следующему:

- исходной базой, с помощью и на основе которой строится правовое воспитание, является система общеобязательных норм действующего права;

- данный вид воспитания военнослужащих, как и всех граждан, осуществляется путем доведения до сведения воспитуемых, внедрения в их правосознание установленных государством правовых предписаний, дозволений, запретов, связанных с их поведением;

- рассматриваемый процесс воспитания опирается на гарантированную
возможность применения в необходимых случаях принудительной силы государства в виде юридической ответственности правонарушителей;

- данный процесс воспитания охватывает не только всех правосоз-
нательных военнослужащих, но и военнослужащих, склонных
к совершению правонарушений или уже совершивших их, и связан с задачами непосредственного пресечения, предупреждения правонарушений, укрепления воинской дисциплины законности и правопорядка;

- правовое воспитание строится в рамках социальных правовых воспитательных форм с использованием специфических правовых средств и методов;

- лица, осуществляющие правовое воспитание, должны иметь юридическое образование или специальную юридическую подготовку.

Исходя из интересов укрепления правопорядка, так как правовое воспитание, является воспитательной мерой предупреждения преступлений, ее следует сосредоточить на формировании в индивидуальном правосознании военнослужащих следующих компонентов:

- знания системы основных правовых знаний, правильного понимания и уяснения их содержания и значения;

- глубокого внутреннего уважения к праву, казахстанскому законодательству, дисциплине, законности и правопорядку;

- умения самостоятельно применять правовые знания на практике, сообразовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями.

Главной задачей правового воспитания является достижение того, чтобы военнослужащие знали, строго и точно соблюдали Конституцию и законы Республики Казахстан, военную присягу, воинские уставы, требования других нормативных правовых актов и активно участвовали в их реализации.

Основными задачами правового воспитания личного состава Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований являются:

- обучение военнослужащих правовым знаниям;

- превращение полученных правовых знаний в личные убеждения, в практические навыки и привычки правомерного поведения;

- привитие военнослужащим чувства нетерпимости к любым отступлениям от требований правовых норм;

- формирование готовности и умения военнослужащих активно отстаивать и защищать свои права;

- укрепление дисциплины, законности и правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РК.

Задачи правового воспитания:

- выработка четких мировоззренческих установок в условиях сложной и противоречивой общественно-политической ситуации в стране и реформирования Вооруженных Сил;

- формирование глубоких и устойчивых правовых представлений и убеждений, навыков активного правомерного поведения;

- анализ ситуаций в стране и Вооруженных Силах с решением проблем укрепления дисциплины, законности и правопорядка и определение на этой основе системы приоритетов на ближайшую и долговременную перспективы;

- обеспечение взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами, общественными объединениями при осуществлении правового воспитания личного состава Вооруженных Сил;

- использование исторического и современного отечественного и зарубежного опыта правового воспитания;

- обучение командиров (начальников) современным формам и методам правового воспитания;

- повышение уровня эффективности и полноты оперативного информирования личного состава о требованиях нормативно-правовых актов;

- организация противодействия противоправному общественному мнению
в воинских коллективах;

- повышение эффективности научных исследований в области формирования у военнослужащих правосознания, теории и практики поддержания правопорядка и дисциплины в войсках;

- улучшение морально-психологического климата в воинских коллективах.

На практике правовое воспитание осуществляется по двум направлениям:

- 1. путем разъяснения и изучения действующего законодательства (права);

- 2. путем воздействия на сознание и чувства военнослужащих практикой применения правовых норм.

Основными средствами правового воспитания путем разъяснения и изучения действующего права являются:

1. правовая пропаганда (лекции-семинары, рассказы-беседы на правовую тему, правовое информирование, организация правовых уголков, дней правовых знаний и т.д.);

2. правовая подготовка (государственно-правовая подготовка, изучение военного права в системе командирской подготовки, изучение основ военного права в ВУЗах и т.д.);

3. правовое самообразование (самостоятельное изучение законодательства РК, воинских уставов, руководящих нормативно-правовых документов, общих, специальных и своих должностных прав и обязанностей и т.д.).

В подразделениях пропаганда правовых знаний проводится по следующим направлениям:

• проведение правового информирования;

• проведение вечера вопросов и ответов;

• доведение до военнослужащих статей Уголовного кодекса Республики Казахстан об ответственности за воинские и общеуголовные преступления, приказов об осуждении военнослужащих;

• изучение нужд и запросов личного состава;

• доведение до личного состава положенных норм довольствия.

При подготовке к пропаганде правовых знаний необходимо подобрать и внимательно изучить все нормативные правовые акты, относящиеся к рассматриваемому вопросу.

При необходимости следует проконсультироваться у юристов, других должностных лиц.

В ходе подготовки следует составить план-конспект, в кото­ром кратко изложить основные вопросы, которые предполагается довести до военнослужащих.

На достижение целей правового воспитания важнейшее влияние оказывает и следующие факторы:

• поддержание в воинской части твердого уставного порядка (что свидетельствует о практическом осуществлении принципа единства слова и дела воспитателя);

• личный пример командиров и начальников (деятельность командиров и других должностных лиц по практическому применению ими норм права и в соблюдении ими правовых и моральных норм);

• правильная дисциплинарная практика (все их приказы, распоряжения по применению правовых средств укрепления воинской дисциплины должны быть основаны на законах и воинских уставах и на основании их требований);

• своевременное и законное разрешение обращений личного состава (работа руководства части без бюрократизма, близость к людям и т.д.);

• создание действенной системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей (гласность при решении социальных вопросов, работа армейской общественности и справедливая социальная политика руководства части);

• деятельность органов военной юстиции (административное расследование, дознание, предварительное расследование воинских правонарушений, выступления перед личным составом лекциями, беседами, открытый судебный процесс в воинской части и т.д.);

• участие военнослужащих в работе по укреплению воинской дисциплины, законности и правопорядка (различные общественные советы, организаций и комиссии по правовым и организационным вопросам).

Успех правового воспитания во многом определяется его четкой организацией. Начинается она с планирования, цель которого – обеспечить систематичность и целенаправленность право-воспитательного воздействия, его органическую связь с мероприятиями по государственно-патриотическому, нравственному и воинскому воспитанию, с решаемыми воинской частью задачами, добиться полного охвата правовыми мероприятиями всех категорий личного состава.

Хорошо продуманный и тщательно разработанный план помогает полнее использовать имеющиеся возможности, лучше скоординировать усилия командования, органов ВиСПР, армейской общественности, военных юристов в решении наиболее важных вопросов правового воспитания.

Организация правового воспитания воинской части включает:

- изучение и анализ исходного уровня правовых знаний, убеждений и привычек правомерного поведения военнослужащих;

- прогнозирование работы по правовому воспитанию, определение и формулирование целей и задач воспитательного воздействия;

- определение того, какие воздействия на объект правового воспитания могут привести к положительным, а какие к отрицательным результатам;

- планирование правового воспитания как составной части общей системы воспитания, определение приемов и способов, содержания правового воспитания и последовательности проведения мероприятий;

- непосредственную организацию правового воспитания, представляющую собой подбор исполнителей, доведение до них целей и задач правового воспитания личного состава, согласование и координацию их воспитательного воздействия на воинские коллективы и отдельных лиц;

- контроль и корректировку воспитательных воздействий в ходе осуществления мероприятий правового воспитания;

- анализ и обобщение хода и результатов правового воспитания, формирование и реализацию предложений по его совершенствованию.

Основными этапами правовоспитательного процесса являются:

1. повышение уровня правовых знаний;

2. формирование уважения к закону;

3. развитие устойчивых навыков привычного правомерного поведения воинов.

В начальном этапе правового воспитания личного состава, являющегося чрезвычайно важным, проводится:

Изучение законодательных актов, необходимых военнослужащему для исполнения конкретных служебных и общественных обязанностей, которое осуществляется сегодня в рамках правового всеобуча.

Второй этап правового воспитания заключается в формировании уважения к законам и воинским уставам, убежденности в справедливости их требований и необходимости строжайшего исполнения, непримиримости к отступлениям от правовых предписаний, положительного отношения к действующим уголовно-правовым запретам (когда такие запреты осознаются и принимаются военнослужащими как необходимые правила их службы в армии).

На третьем этапе правового воспитания ставится задача добиться устойчивого, привычного поведения воинов в соответствии с требованиями законов (воинских уставов).

Заканчивается право-воспитательный процесс личного состава ВС РК воспитанием их высокой социально-правовой активности, гражданственности и патриотизма.

Воздействие на сознание и чувства военнослужащих правовой практикой осуществляется с использованием таких средств, как:

– поддержание твердого уставного порядка;

– личный пример командиров (начальников);

– правильная дисциплинарная практика;

– своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений;

– создание действенной системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей;

– деятельность органов военной юстиции;

– участие военнослужащих в работе по укреплению законности и право­порядка.

Эффективность правового воспитания военнослужащих достигается за счет соблюдения основных принципов единства правового обучения и воспитания, индивидуального и дифференцированного подхода, умелого выбора и использования соответствующих форм и методов работы.

Вывод по второму вопросу:

Таким образом, правовое воспитание включает формирование у военнослужащих знания законов и должного к ним отношения.

Знания достигаются путем проведения правового всеобуча личного состава ВС РК, которое в свою очередь является важнейшим и необходимым условием предупреждения правонарушений.

Вывод по теме:

Правовое обучение, как важнейшее средство предупреждения воинских правонарушений организуется и проводится непрерывно, согласованно и систематически в процессе боевой учебы, боевого дежурства, повседневной жизнедеятельности частей и соединений. Право-воспитательная работа должна иметь практическую направленность.

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал