Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация правового воспитания в воинской части.
Наряду с государственно-патриотическим, нравственным, духовным и воинским воспитанием подчиненных на командиров (начальников) и других воинских должностных лиц возлагается обязанность, повседневно заниматься правовым воспитанием личного состава. Можно без преувеличения сказать, что четкая, продуманная организация этой работы - одно из необходимых и важнейших условий предупреждения правонарушений военнослужащими, успешного решения всех задач по укреплению воинской дисциплины, законности и правопорядка. Правовое воспитание личного состава Вооруженных Сил - это систематическое влияние на сознание, чувства и психологию людей в целях формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения. Субъектами правового воспитания личного состава являются: - общество, государственные институты и учреждения; - органы местного самоуправления; - средства массовой информации; - общественные организации и объединения; - органы военного управления; - командиры (начальники); - юридические подразделения; - воинские коллективы. Объектами правового воспитания являются: - военнослужащие, проходящие воинскую службу по контракту; - военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву; - гражданский персонал Вооруженных Сил; - граждане, пребывающие в запасе, призванные для прохождения воинских сборов; - курсанты(слушатели) военных ВУЗов, кадетского корпуса; - воспитанники военных школ – интернат «Жас улан» имени С.Нурмаганбетова и имени Б.Момышулы. Основные принципы правового воспитания в Вооруженных Силах: • гуманизация; • научная обоснованность; • индивидуальный подход; • воспитание в коллективе и через коллектив; • воспитание в процессе воинской деятельности; • комплексность в воспитании военнослужащих; • целеустремленность и конкретность; • гибкость и динамизм в содержании, формах и методах; • систематичность и непрерывность. Основные направления правового воспитания: - выработка четких мировоззренческих установок в условиях сложной и противоречивой общественно-политической ситуации в стране и реформирования Вооруженных Сил; - формирование глубоких и устойчивых правовых представлений и убеждений, навыков активного правомерного поведения; - анализ ситуации в стране и Вооруженных Силах с решением проблем укрепления законности и правопорядка и определение на этой основе системы приоритетов на ближайшую и долговременную перспективы; - обеспечение взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами, общественными объединениями при осуществлении правового воспитания личного состава Вооруженных Сил; - использование исторического и современного отечественного и зарубежного опыта правового воспитания; - обучение командиров (начальников) современным формам и методам правового воспитания; - повышение уровня эффективности и полноты оперативного информирования личного состава о требованиях нормативных правовых актов; - организация противодействия противоправному общественному мнению в воинских коллективах; - повышение эффективности научных исследований в области формирования у военнослужащих правосознания, теории и практики поддержания правопорядка и дисциплины в войсках; - улучшение - морально-психологического климата в воинских коллективах. Правовое воспитание решает задачи предупреждения правонарушений, но не сводится к ним. Оно направлено не только на правонарушителей, но и ко всем военнослужащим, и имеет целью формирования у них правового сознания, включающего знание права в объеме, необходимом для жизнедеятельности, признание роли права в жизни армии и общества, понимание необходимости постоянного соотношения своего поведения с требованиями законов, воинских уставов и других правовых установлений. Конечная цель правового воспитания военнослужащих - это укрепление сознательной воинской дисциплины и боевой готовности войск, развитие навыков праводозволенного общения друг с другом и иными лицами. И поэтому, важнейшим средством обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих является осуществление их правового воспитания, совершенствование правовой подготовки. Основные особенности формирования правосознания военнослужащих как граждан РК с помощью право-воспитательного процесса можно свести к следующему: - исходной базой, с помощью и на основе которой строится правовое воспитание, является система общеобязательных норм действующего права; - данный вид воспитания военнослужащих, как и всех граждан, осуществляется путем доведения до сведения воспитуемых, внедрения в их правосознание установленных государством правовых предписаний, дозволений, запретов, связанных с их поведением; - рассматриваемый процесс воспитания опирается на гарантированную - данный процесс воспитания охватывает не только всех правосоз- - правовое воспитание строится в рамках социальных правовых воспитательных форм с использованием специфических правовых средств и методов; - лица, осуществляющие правовое воспитание, должны иметь юридическое образование или специальную юридическую подготовку. Исходя из интересов укрепления правопорядка, так как правовое воспитание, является воспитательной мерой предупреждения преступлений, ее следует сосредоточить на формировании в индивидуальном правосознании военнослужащих следующих компонентов: - знания системы основных правовых знаний, правильного понимания и уяснения их содержания и значения; - глубокого внутреннего уважения к праву, казахстанскому законодательству, дисциплине, законности и правопорядку; - умения самостоятельно применять правовые знания на практике, сообразовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями. Главной задачей правового воспитания является достижение того, чтобы военнослужащие знали, строго и точно соблюдали Конституцию и законы Республики Казахстан, военную присягу, воинские уставы, требования других нормативных правовых актов и активно участвовали в их реализации. Основными задачами правового воспитания личного состава Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований являются: - обучение военнослужащих правовым знаниям; - превращение полученных правовых знаний в личные убеждения, в практические навыки и привычки правомерного поведения; - привитие военнослужащим чувства нетерпимости к любым отступлениям от требований правовых норм; - формирование готовности и умения военнослужащих активно отстаивать и защищать свои права; - укрепление дисциплины, законности и правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РК. Задачи правового воспитания: - выработка четких мировоззренческих установок в условиях сложной и противоречивой общественно-политической ситуации в стране и реформирования Вооруженных Сил; - формирование глубоких и устойчивых правовых представлений и убеждений, навыков активного правомерного поведения; - анализ ситуаций в стране и Вооруженных Силах с решением проблем укрепления дисциплины, законности и правопорядка и определение на этой основе системы приоритетов на ближайшую и долговременную перспективы; - обеспечение взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами, общественными объединениями при осуществлении правового воспитания личного состава Вооруженных Сил; - использование исторического и современного отечественного и зарубежного опыта правового воспитания; - обучение командиров (начальников) современным формам и методам правового воспитания; - повышение уровня эффективности и полноты оперативного информирования личного состава о требованиях нормативно-правовых актов; - организация противодействия противоправному общественному мнению - повышение эффективности научных исследований в области формирования у военнослужащих правосознания, теории и практики поддержания правопорядка и дисциплины в войсках; - улучшение морально-психологического климата в воинских коллективах. На практике правовое воспитание осуществляется по двум направлениям: - 1. путем разъяснения и изучения действующего законодательства (права); - 2. путем воздействия на сознание и чувства военнослужащих практикой применения правовых норм. Основными средствами правового воспитания путем разъяснения и изучения действующего права являются: 1. правовая пропаганда (лекции-семинары, рассказы-беседы на правовую тему, правовое информирование, организация правовых уголков, дней правовых знаний и т.д.); 2. правовая подготовка (государственно-правовая подготовка, изучение военного права в системе командирской подготовки, изучение основ военного права в ВУЗах и т.д.); 3. правовое самообразование (самостоятельное изучение законодательства РК, воинских уставов, руководящих нормативно-правовых документов, общих, специальных и своих должностных прав и обязанностей и т.д.). В подразделениях пропаганда правовых знаний проводится по следующим направлениям: • проведение правового информирования; • проведение вечера вопросов и ответов; • доведение до военнослужащих статей Уголовного кодекса Республики Казахстан об ответственности за воинские и общеуголовные преступления, приказов об осуждении военнослужащих; • изучение нужд и запросов личного состава; • доведение до личного состава положенных норм довольствия. При подготовке к пропаганде правовых знаний необходимо подобрать и внимательно изучить все нормативные правовые акты, относящиеся к рассматриваемому вопросу. При необходимости следует проконсультироваться у юристов, других должностных лиц. В ходе подготовки следует составить план-конспект, в котором кратко изложить основные вопросы, которые предполагается довести до военнослужащих. На достижение целей правового воспитания важнейшее влияние оказывает и следующие факторы: • поддержание в воинской части твердого уставного порядка (что свидетельствует о практическом осуществлении принципа единства слова и дела воспитателя); • личный пример командиров и начальников (деятельность командиров и других должностных лиц по практическому применению ими норм права и в соблюдении ими правовых и моральных норм); • правильная дисциплинарная практика (все их приказы, распоряжения по применению правовых средств укрепления воинской дисциплины должны быть основаны на законах и воинских уставах и на основании их требований); • своевременное и законное разрешение обращений личного состава (работа руководства части без бюрократизма, близость к людям и т.д.); • создание действенной системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей (гласность при решении социальных вопросов, работа армейской общественности и справедливая социальная политика руководства части); • деятельность органов военной юстиции (административное расследование, дознание, предварительное расследование воинских правонарушений, выступления перед личным составом лекциями, беседами, открытый судебный процесс в воинской части и т.д.); • участие военнослужащих в работе по укреплению воинской дисциплины, законности и правопорядка (различные общественные советы, организаций и комиссии по правовым и организационным вопросам). Успех правового воспитания во многом определяется его четкой организацией. Начинается она с планирования, цель которого – обеспечить систематичность и целенаправленность право-воспитательного воздействия, его органическую связь с мероприятиями по государственно-патриотическому, нравственному и воинскому воспитанию, с решаемыми воинской частью задачами, добиться полного охвата правовыми мероприятиями всех категорий личного состава. Хорошо продуманный и тщательно разработанный план помогает полнее использовать имеющиеся возможности, лучше скоординировать усилия командования, органов ВиСПР, армейской общественности, военных юристов в решении наиболее важных вопросов правового воспитания. Организация правового воспитания воинской части включает: - изучение и анализ исходного уровня правовых знаний, убеждений и привычек правомерного поведения военнослужащих; - прогнозирование работы по правовому воспитанию, определение и формулирование целей и задач воспитательного воздействия; - определение того, какие воздействия на объект правового воспитания могут привести к положительным, а какие к отрицательным результатам; - планирование правового воспитания как составной части общей системы воспитания, определение приемов и способов, содержания правового воспитания и последовательности проведения мероприятий; - непосредственную организацию правового воспитания, представляющую собой подбор исполнителей, доведение до них целей и задач правового воспитания личного состава, согласование и координацию их воспитательного воздействия на воинские коллективы и отдельных лиц; - контроль и корректировку воспитательных воздействий в ходе осуществления мероприятий правового воспитания; - анализ и обобщение хода и результатов правового воспитания, формирование и реализацию предложений по его совершенствованию. Основными этапами правовоспитательного процесса являются: 1. повышение уровня правовых знаний; 2. формирование уважения к закону; 3. развитие устойчивых навыков привычного правомерного поведения воинов. В начальном этапе правового воспитания личного состава, являющегося чрезвычайно важным, проводится: Изучение законодательных актов, необходимых военнослужащему для исполнения конкретных служебных и общественных обязанностей, которое осуществляется сегодня в рамках правового всеобуча. Второй этап правового воспитания заключается в формировании уважения к законам и воинским уставам, убежденности в справедливости их требований и необходимости строжайшего исполнения, непримиримости к отступлениям от правовых предписаний, положительного отношения к действующим уголовно-правовым запретам (когда такие запреты осознаются и принимаются военнослужащими как необходимые правила их службы в армии). На третьем этапе правового воспитания ставится задача добиться устойчивого, привычного поведения воинов в соответствии с требованиями законов (воинских уставов). Заканчивается право-воспитательный процесс личного состава ВС РК воспитанием их высокой социально-правовой активности, гражданственности и патриотизма. Воздействие на сознание и чувства военнослужащих правовой практикой осуществляется с использованием таких средств, как: – поддержание твердого уставного порядка; – личный пример командиров (начальников); – правильная дисциплинарная практика; – своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений; – создание действенной системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей; – деятельность органов военной юстиции; – участие военнослужащих в работе по укреплению законности и правопорядка. Эффективность правового воспитания военнослужащих достигается за счет соблюдения основных принципов единства правового обучения и воспитания, индивидуального и дифференцированного подхода, умелого выбора и использования соответствующих форм и методов работы. Вывод по второму вопросу: Таким образом, правовое воспитание включает формирование у военнослужащих знания законов и должного к ним отношения. Знания достигаются путем проведения правового всеобуча личного состава ВС РК, которое в свою очередь является важнейшим и необходимым условием предупреждения правонарушений. Вывод по теме: Правовое обучение, как важнейшее средство предупреждения воинских правонарушений организуется и проводится непрерывно, согласованно и систематически в процессе боевой учебы, боевого дежурства, повседневной жизнедеятельности частей и соединений. Право-воспитательная работа должна иметь практическую направленность. ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
|