![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предлагается коренная перестройка всей системы правового обучения и воспитания учащейся молодежи.
В программе воспитания и обучения в детском саду предлагается предусмотреть раздел по нравственно-правовому воспитанию. Целью нравственно-правового воспитания в детском саду является формирование основ морально-правовых качеств личности ребенка, его начальных правовых представлений и эмоций, поведенческих позиций, подготовка базы для успешного правового воспитания в школьном возрасте, подготовка родителей к правовому воспитанию дошкольников, повышение правовой культуры семьи. С началом школьного периода правового воспитания нарастает, углубление и систематизация понимания правил поведения человека в обществе, элементарных правовых знаний и навыков. Их выработка - задача различных форм нравственно-правового воспитания, присущих начальной школе, с учетом возрастных возможностей школьников, логики постижения особенностей правового регулирования общественных отношений, прав и обязанностей, ответственности личности. Этот уровень обеспечивается, прежде всего, изучением в выпускном (XI) классе самостоятельного курса " Основы права" (вносятся также предложения именовать этот курс " Конституционные права и обязанности граждан"). Курс предполагает изучение Конституции Республики Казахстан, основных прав и обязанностей граждан, вопросов юридической ответственности, законности и правопорядка, других тем, способствующих, прежде всего, формированию устойчивых нравственно-правовых качеств личности, ее представлений о социальной справедливости, высокой гражданственности человека. Содержание курса во многом обусловлено тем, что с 14 лет по законодательству происходят существенные изменения в правовом положении личности. Возможен прием несовершеннолетних на работу, с 14 лет наступает частичная, а с 16 лет и полная административная и уголовная ответственность, гражданин получает паспорт, изменяется его гражданско-правовое положение в области имущественных, жилищных и иных социальных отношений. В определенном законом порядке несовершеннолетним может быть снижен возраст регистрации брака. Достигается это преимущественно логико-понятийными средствами воздействия на правосознание учащихся, во-первых, путем усвоения более конкретных, практически значимых предписаний юридических норм отраслей и институтов права, регулирующих типичные, нормальные, наиболее распространенные отношения, участниками которых становятся, так или иначе, все граждане; во-вторых, путем усвоения правовых норм, регламентирующих соответствующую профессиональную деятельность. Указанная дисциплина преследует триединую задачу: Формирование высокой гражданственности человека, его общей правовой культуры и социальной активности; получение учащейся молодежью специальных правовых знаний в процессе подготовки к избранной трудовой деятельности; ранняя профилактика правонарушений. Уровни правовой подготовки соответствуют следующим основным этапам непрерывного образования молодежи; начальный уровень (дошкольный возраст, начальные классы общеобразовательной школы); средний уровень (неполная средняя школа, средняя общеобразовательная школа, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения); высший уровень (неюридические вузы, неюридические факультеты университетов). При этом вузовская правовая подготовка подкрепляется в последующем систематической правовой переподготовкой специалистов через отраслевые институты повышения квалификации, школы права и др. В соответствии с утвердившимся в общей теории правовой педагогики положением правовое образование молодежи имеет своей конечной целью формирование осознанного уважения к закону и умения активно использовать его в жизненной практике. Это образование должно строиться на принципах: доступности (с учетом возрастных особенностей, возможностей и жизненного опыта учащихся); последовательности; систематичности; практической значимости. В процессе правового обучения условно выделяются две основные стороны: Задачи первого порядка решаются преимущественно в общеобразовательной школе, второго - в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях. Однако первая сторона неизменно остается основной и мировоззренческим фундаментом второй, наполняясь, по мере взросления человека, его образованности и социализации, все более полным содержанием и умением лично обосновывать любую правовую ситуацию. Завершающим и вместе с тем постоянно действующим этапом углубления и обновления правовых знаний специалиста является его систематическая правовая переподготовка через отраслевые институты и другие формы повышения квалификации. Решение задач юридического всеобуча в средней и высшей школе немыслимо без глубокой научной разработки проблем теории правового обучения и воспитания учащейся молодежи, всестороннего улучшения теоретической базы и методического оснащения преподавания правовых дисциплин в общеобразовательной, профессионально-технической, средней специальной и высшей школе. В связи с этим назрела необходимость создания Республиканского центра по правовому воспитанию при Институте государства и права, который обеспечит проведение научных исследований проблем правового обучения и воспитания, разработку содержания и методики правового всеобуча на всех ступенях непрерывного образования учащейся молодежи.
|