Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное регулирование инновационной деятельности
Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа: - разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности — осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала; - определение основных направлений государственной поддержки инноваций; - осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной aктивности. В инновационной политике необходимо выделить две стороны: стратегическую и тактическую. Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны. Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства — это финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития. Инновационная политика разрабатывается государством и предполагает: - определение объемов государственного (бюджетного) финансирования; - распределение финансовых средств по видам выполняемых работ - фундаментальные и прикладные исследования; - выделение приоритетных отраслей с точки зрения их важности для экономики и внедрения новейших технических разработок; - определение субъектов финансирования на конкурсной основе с учетом практической значимости проводимых работ; - оказание содействия малым и средним предприятиям в проведении инновационной деятельности: поиск потенциальных инвесторов, заказчиков, информационное обеспечение; разработка мер и средств инновационной деятельности, обеспечивающих повышение конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности; - определение способов коммерциализации новейших технологий и оказание содействия частным предпринимателям во внедрении новых технологий в производственный процесс; - субсидирование государственными структурами венчурных фирм; предоставление специальных дотаций на наем научно-технического персонала. Основные направления государственного регулирования инновационной сферы деятельности включают: - создание правовой базы инновационной деятельности, включая принятие необходимого законодательства и соответствующих механизмов, обеспечивающих его соблюдение; - осуществление финансирования научных исследований и инноваций как за счет бюджетных средств, так и путем создания специальных фондов, содействия формированию финансовых ресурсов в частных и совместных компаниях, некоммерческих организациях; - координация инновационной деятельности с целью определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов; содействие кооперации и взаимодействию различных субъектов инновационной деятельности; формирование единого технологического пространства, обеспечивающего совместимость нововведений; согласование нововведений по технологическим целям и стадиям научно-инновационного цикла; - регулирование в области международного научно-технического сотрудничества путем стимулирования международной инновационной кооперации и передачи технологий; - организационное обеспечение инновационной деятельности путем создания государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и др.); - содействие распространению в экономике наиболее эффективных организационных структур с точки зрения разработки и внедрения инноваций; - формирование научно-информационной инновационной структуры; - кадровое обеспечение инновационной деятельности; - регулирование социальной и экологической направленности инноваций; оказание особой поддержки нововведениям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание экологического равновесия, предотвращение негативных воздействий, связанных с научно-техническим прогрессом; - придание инновационной деятельности общественного статуса. Государственная инновационная политика формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов: - признание того факта, что инновационная деятельность направлена на повышение эффективности общественного производства и конкурентоспособности наукоемкой продукции на различных рынках сбыта (международном, национальном, региональном, отраслевом, местном), жизненного уровня населения, национальной и экологической безопасности; - концентрация государственных ресурсов на создание базисных нововведении с целью обеспечения структурных сдвигов в экономике; - государственная охрана прав субъектов интеллектуальной собственности, в т. ч. и промышленной; - обеспечение государственною регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере. Реализация государственной инновационной политикиосуществляется методами воздействия на инновационный процесс. К прямым методам относятся финансирование НИОКР и инновационных проектов за счет бюджетных средств, целевое финансирование конкретных научно-исследовательских и инновационных проектов и программ. К косвенным методам государственного регулирования инновационной деятельности относятся: - предоставление налоговых льгот; - уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму средств, направленных компаниями на проведение собственных НИОКР; на сумму дивидендов, выплачиваемых физическим лицам; - предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита; - освобождение в течение нескольких лет от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации инвестиционных проектов; - вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций; - зачисление части прибыли инновационных компаний на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели; - уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых высшим учебным заведениям, научно-исследовательским центрам и другим инновационным организациям. Результатами осуществляемой инновационной политики могут быть: - качественно новый уровень ресурсосбережений, который призван обеспечить рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости продукции, достижение ее конкурентоспособности; - качественно новая социальная направленность НТП - это широкое использование экологически чистых и технико-безопасных технологий; - качественно новый уровень жизни населения. К организационным формам реализации государственных приоритетов в инновационной сфере относят целевые и государственные научно-технические программы. Программы – это комплекс увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения заданий по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, завершающихся созданием новой или усовершенствованной технологии, видов товарной продукции или услуг, а также организационно-технических решений производственного, административного, коммерческого или иного характера, освоением (внедрением) в производстве разработанных инноваций и выпуском на этой основе вновь освоенной продукции. Программы разрабатываются по приоритетным направлениям научно-технической деятельности и могут являться научным обеспечением государственных народнохозяйственных и социальных программ.
|